Анализ потребительских предпочтений на региональном рынке туризма и гостеприимства

Золотарева Ю.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Золотарева Ю.В. Анализ потребительских предпочтений на региональном рынке туризма и гостеприимства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 169-174.

Аннотация:
Туристско-рекреационный регион Кавказские Минеральные Воды всегда был репрезентативным. Однако в последнее время многое изменилось и назрела необходимость в маркетинговых исследований с целью определения степени заинтересованности услугами, предлагаемыми в регионе, выявления недостатков в сфере местного туризма и гостеприимства, разработки новых способов привлечения туристов.

Ключевые слова: гостиничные услуги, санаторно-курортные услуги, туристско-рекреационная сфера, кавказские минеральные воды



Интерес к рынку туризма и гостеприимства во всех странах мира, в том числе в нашей стране, имеющей необыкновенный потенциал для развития этой сферы деятельности, ежегодно возрастает. В связи с этим возникает необходимость изучения потребительских предпочтений в столь перспективном сегменте. Перспективность очевидна, поскольку число рабочих мест в мире непосредственно в туристско-рекреационной сфере составляет 74,5 млн человек, на долю мирового туризма приходится 3,6% ВВП и 9,5% капиталовложений [1, с. 108].

Объектом внимания в настоящей статье выступают потребительские предпочтения в туристско-рекреационном регионе Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Актуальность исследования именно этого региона обусловлена тем, что 75% здравниц Южного федерального округа находятся на территории Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Здесь осуществляется лечение органов пищеварения, нервной системы, сердечно-сосудистой системы, органов движения и опоры, почек и мочеполовой системы.

Уникальный регион

Популярность курорта возрастает с каждым годом. Если в 2006 году КМВ приняли на отдых и лечение 625 тыс. чел., в 2007 году 671 тыс. чел., то в 2008 году эта цифра возросла до 715 тыс. чел.

Интерес сохраняется и увеличивается в связи с тем, что регион имеет большой потенциал. Именно здесь расположено уникальное озеро Тамбукан, запасы иловой сульфидной грязи которого на сегодняшний день составляют 1 млн куб. м. На территории КМВ 130 источников минеральной воды тридцати типов, резерв которых составляет 14,3 тыс. куб. м в сутки. Промышленный розлив минеральной воды обеспечивают 34 завода. Потребителям ежегодно поставляется 370 млн литров воды различного состава и назначения. При этом запасы вод используются только на 14%.

Самым перспективным городом здесь является Пятигорск, интерес к которому среди туристов ежегодно увеличивается. Если в 2006 году в городе отдохнуло 152 тыс. чел., в 2007 году 175 тыс. чел., то в 2008 году 190 тыс. чел. В Пятигорске развиваются такие виды туризма, как лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, паломнический, экологический, археологический, развлекательный, образовательный, спортивный, экстремальный.

Санатории Пятигорска

Наиболее предпочтительным местом размещения туристов в Пятигорске являются санатории. В последние годы они предоставляют услуги не только оздоровительного, но и гостиничного характера (см. рис. 1).

В 2008 году санатории посетило 98 тыс. чел., а гостиницы 78 тыс. чел. Следовательно, можно сделать вывод о том, что потребители выбирают размещение в санаториях потому, что там предоставляются более комфортабельные условия размещения, чем в гостиницах. Кроме того, у большинства потребителей, посетивших курортный город, основным мотивом путешествия является лечение, оздоровление и реабилитация.

Рис. 1. Заполняемость санаториев, гостиниц и частного сектора в г. Пятигорске

Несмотря на то, что санатории с большим отрывом лидируют по размещению туристов, из представленных данных прослеживается положительная тенденция и на рынке гостиничных услуг. Если сравнивать прирост на рынке санаториев, то количество отдыхающих в них выросло лишь на 1064 чел., в то время как в гостиничном бизнесе прирост отмечен на 13 376 чел. Из года в год наблюдается стабильность спроса на гостиничные услуги, а в последние два года значительно растет количество потребителей, желающих разместиться в гостиницах города (см. рис. 2).

Рис. 2. Спрос на гостиничные услуги в г. Пятигорске

Гостиничные услуги в Пятигорске

Положительная динамика на рынке гостиничных услуг города Пятигорска связана с увеличивающейся потребностью путешествовать и отдыхать. В условиях мирового финансового кризиса сфера туризма испытывает наименьшие потрясения, поскольку потребность в отдыхе и восстановлении сил всегда будет доминировать над всеми остальными потребностями, и индивид найдет возможность удовлетворить ее.

Если провести анализ по городам КМВ, то город Пятигорск является бесспорным лидером на рынке гостиничных услуг. Свидетельством тому являются данные, представленные на рис. 3

Рис. 3. Анализ конкурентов на рынке гостиничных услуг по КМВ

На основе представленных данных можно сделать вывод, что гостиничный бизнес в г. Пятигорске весьма успешно развивается, в отличие от других городов КМВ. При исследовании заполняемости гостиниц в течение года, было выявлено, что она не зависит от сезона: зимой – 43%, весной – 53,4%, летом 59,4%, осенью – 58,1%. И эти цифры подтверждают, что номерной фонд гостиниц задействован не полностью, следовательно, потребитель предпочитает устраиваться в санаториях.

Вторым конкурентом гостиничного бизнеса является частный сектор, интерес потребителей к которому в последние годы сохраняется (см. рис. 4).

Рис 4. Спрос на частный сектор в г. Пятигорске

Последнее связано с тем, что многие предприимчивые индивиды предоставляют отдыхающим меблированные комнаты со всеми удобствами по разумным ценам с учетом финансовых возможностей потребителей.

Инвестиции в гостиничный сектор

Гостиничный бизнес вплоть до 2007 года не был интересен для предпринимателей – это демонстрирует отсутствие инвестиций в данную сферу деятельности. Однако ситуация начала меняться с 2007 года. Именно в этом году в развитие гостиничного бизнеса вложено 30,9 млн руб., а в 2008 году 92 млн руб.

Интерес предпринимателей к гостиничному бизнесу с каждым годом увеличивается. В связи с этим необходимо создать благоприятные условия с целью мотивации деятельности инвесторов, ориентированных на удовлетворение потребностей туристов.

Итак, анализируя потребительские предпочтения на региональном туристском рынке КМВ, можно сделать следующие выводы:

– наблюдается устойчивый прирост интереса потребителей к туристскому региону КМВ;

– наиболее предпочтительным местом размещения туристов являются санатории;

– прослеживается положительная динамика спроса на рынке гостиничных услуг;

– увеличивается интерес потребителей к повышенному уровню комфортности;

– растет число потребителей, проявляющих интерес к частному сектору (мини-гостиницы, меблированные комнаты и т.д.), где цены более демократичны в сравнении с гостиницами и санаториями.

Мотивация и диверсификация

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что необходимо мотивировать потребителя на отдых в гостиничных комплексах с целью обеспечения их полной загрузки, в связи с чем необходимо ориентироваться:

1) на внедрение международных стандартов качества услуг в гостиничных комплексах;

2) дифференциацию цен на предоставляемые услуги в коллективных средствах размещения;

3) усиление рекламно-информационной деятельности по пропаганде отдыха и бальнеолечения;

4) создание отделом туризма при администрации города событийного календаря, включающего все информационные и туристские поводы, позволяющие привлечь туристов на курорт края, особенно в межсезонье (карнавалы, спортивные соревнования, выставки, семинары, байк-шоу, кинофестивали, фестивали воздушных шаров, фейерверки, запуск воздушных змеев, строительство песочных фигур, рок-фестивали, бард-фестивали, конкурсы детского творчества и т.д.);

5) привлечение менеджмента гостиничных сетей с международными брендами для управления существующими и новыми гостиницами и средствами размещения;

6) развитие новых видов услуг, предоставляемых гостиничными комплексами. В связи с этим необходимо разработать анимационные программы в гостиницах с учетом дифференциации потребителей по возрасту, по этнической принадлежности, по половому признаку, по стилю жизни;

7) вовлечение малых средств размещения в санаторно-курортный и туристский комплекс края на равных правах с другими организациями посредством предоставления им льгот по уплате налогов. Это должно привести к соблюдению санитарных норм и повышению уровня комфортности.

Необходимость исследования потребительских предпочтений в туристско-рекреационном регионе объясняется тем, что, зная запросы и интересы индивидов, можно скорректировать систему предоставления услуг и добиться большей удовлетворенности потребителей на рынке гостиничных услуг.


Страница обновлена: 06.04.2024 в 11:14:55