Пути повышения конкурентоспособности розничных аптечных организаций
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гарцман Т.Ю. Пути повышения конкурентоспособности розничных аптечных организаций // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 114-117.
Аннотация:
Статья посвящена анализу факторов конкурентоспособности розничных аптечных предприятий. Отражены результаты исследования бизнес-процесса «информационный поток “аптека – клиент”».
Ключевые слова: конкурентоспособность, аутсорсинг, фармацевтический рынок, аптечные учреждения, информационно-справочные системы, хостинг, информационный поток, контакт-центр
Фармацевтика является одной из важнейших жизнеобеспечивающих отраслей и определяет решение социально-экономических задач развития всей экономики России и реализацию национальных проектов.
В современных условиях хозяйствования руководителям фармацевтических компаний необходимо постоянно повышать уровень конкурентоспособности. Высокий уровень конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке заставляет предприятия постоянно меняться: осуществлять структурные преобразования, обновлять методы управления, модифицировать специфику взаимоотношений с клиентами и партнерами по бизнесу [3]. В большой степени это относится и к розничным аптечным предприятиям – конечной точке реализации фармацевтической продукции.
В этой связи становится актуальным исследование возможностей разработки и применения аптечными предприятиями новых методов и технологий управления, обеспечивающих эффективную коммерческую деятельность и увеличение их конкурентоспособности.
Справочные службы Владивостока
Важнейшей задачей, которая в настоящее время стоит перед субъектами фармацевтического рынка, по мнению исследователей [2], является обеспечение инновационного пути развития. Освоение новых технологий, внедрение новых конкурентоспособных услуг и завоевание новых сегментов рынка — ключевые факторы устойчивого экономического развития современной аптечной отрасли [2].
К основным внутренним (контролируемым) факторам, влияющим на достижение инновационных целей аптечного предприятия, относится совершенствование производства. Одним из методов может стать оптимизация информационных потоков «аптека – клиент», а именно внедрение высокоэффективной системы взаимодействия с клиентом аптечного контакт-центра.
Для исследований возможности реструктуризации бизнес-процесса «информационный поток “аптека – клиент”» в первую очередь нами было проанализировано состояние справочных служб в некоторых аптечных предприятиях г. Владивостока. В результате анализа полученных данных было выявлено 3 группы информационно-справочных служб (см. табл.).
Таблица
Характеристика выявленных групп информационно-справочных служб
Группа
|
Характеристика
группы
|
Наличие
отдельного телефонного номера
|
Наличие
отдельного специалиста справочной службы
|
Возможность
получения справки через интернет
|
1
|
Простейшая
справочная система
|
нет
|
нет
|
нет
|
2
|
Выделенная
справочная система
|
есть
|
есть
|
нет
|
3
|
Выделенная
справочная система с использованием Интернет-технологий
|
есть
|
есть
|
есть
|
Однако ни в одной из групп не осуществляется взаимодействие с клиентом по всем возможным каналам передачи информации (голосовая связь, sms, Интернет). Таким образом, часть клиентов остается неудовлетворенной, не задействуются все возможности формирования лояльности покупателей. Такую возможность предоставляет только полноценный контакт-центр.
Уровен значимости справочных служб
Для выяснения уровня значимости справочных служб среди других аптечных услуг и степени удовлетворенности клиентов нами был проведен опрос посетителей одной из аптек, в которой справочная служба существует уже несколько лет. Было опрошено 100 респондентов. Полученные результаты сравнивались с аналогичными данными 2004 и 2006 годов для оценки динамики уровня значимости и удовлетворенности клиентов. Было выяснено, что за последние 5 лет значимость всех аптечных услуг имеет тенденцию к снижению.
В рейтинге значимости первое место неизменно занимает качество предлагаемого товара. Следующая тройка – широкий ассортимент, культура обслуживания и профессионализм персонала – также традиционно важны для клиентов аптеки.
Уровень цен на товары аптечного ассортимента закономерно растет из года в год. Так, в 2004 году этот показатель занимал лишь 14-е место в рейтинге и был после следующих показателей:
– отсутствие очередей;
– приятная атмосфера торгового зала;
– круглосуточная работа;
– удовлетворённость от посещения аптеки;
– удобное месторасположение аптеки;
– внешний вид аптеки;
– справочная служба в торговом зале;
– телефонная справка;
– удобная парковка.
В 2006 году показатель «уровень цен» поднялся на 9-е место, а к настоящему времени занимает 5-ю строчку рейтинга.
Что касается справочной службы в торговом зале и телефонной справочной, то они в разные годы занимают от 11-го до 13-ой строчки рейтинга. Удовлетворенность работой телефонной справки составила 4,8 балла, а справочной службой в торговом зале – 4,7 балла при максимальной оценке 5 баллов.
Контакт-центр
Повысить удовлетворенность клиентов розничных аптечных предприятий призван аптечный контакт-центр. Он может быть организован в трех вариантах:
– внутрикорпоративный контакт-центр;
– контакт-центр с использованием аутсорсинга;
– контакт-центр с использованием хостинга [1].
Создание внутрикорпоративного контакт-центра подразумевает затраты на получение государственных разрешительных документов, покупку оборудования и программного обеспечения, эксплуатационные расходы и налоги.
Вариант развития контакт-центра с использованием аутсорсинга подразумевает, что аптечное предприятие становится клиентом уже существующего контакт-центра. А это означает, что кроме традиционных услуг по обработке входящих телефонных вызовов, исходящему телемаркетингу, обработке запросов по факсу и электронной почте, интерактивной информационно-справочной системы, заказчику предоставляются несколько десятков других, дополнительных услуг.
Используя хостинг контакт-центра, заказчик получает все функциональные возможности профессионального контакт-центра в своём офисе в кратчайшие сроки. В этом случае нет необходимости выкупа дорогостоящих лицензий, покупки сложного телекоммуникационного оборудования, найма высокооплачиваемых технических специалистов. Кроме того, не требуются расходы на аренду дополнительные технические площади и обслуживание собственного контакт-центра со всеми вытекающими заботами и затратами.
Аутсорсинговый, внутрикорпоративный или хостинговый вариант может быть выбран самим аптечным учреждением после детального экономического анализа [1, 4].
Оптимизация информационных потоков в системе аптечных справочных служб необходима для повышения конкурентоспособности аптечного предприятия. Наилучшим путем развития в современных условиях становится создание коммуникационного контакт-центра. Внедрение контакт-центра позволяет как усовершенствовать внешние бизнес-процессы, так и улучшить организацию внутренних бизнес-процессов, и увеличить тем самым конкурентоспособность аптечного предприятия.
[1] Хостинг – это услуга по размещению чужого веб-сайта на своем веб-сервере или чужого веб-сервера на своей "площадке", иными словами, предоставление подключения к интернету и обслуживание — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:51