Региональное счетоводство как инструмент учетно-аналитической функции экономической системы
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье обоснована необходимость развития учетно-аналитической функции региональных систем России. Предложен новый подход к организации и исследованию экономической информации о развитии региона в составе обобщающей матричной структуры системы региональных счетов, которая позволит детализировать объекты учета, анализировать их комбинации, агрегировать экономическую информацию о ресурсах и результатах развития региона и принимать обоснованные управленческие решения.
Ключевые слова: региональная политика, система региональных счетов, информационные потребности региона, методология построения, матрица счетов
Политика федерального центра России ориентируется сегодня в основном не на развитие региональных экономических систем, а на их поддержку, которая помогает смягчить последствия мирового финансового кризиса, но не обеспечивает выход на траекторию устойчивого развития. По этой причине речь должна идти о формировании и реализации политики собственно территориального развития региональных экономических систем России.
Признание субъектного статуса регионов означает, что каждая региональная система нуждается в полной и достоверной информации о собственной деятельности и имущественном положении, о ресурсах, факторах и результатах территориальных воспроизводственных процессов. Такие информационные потребности носят системный характер и нуждаются в соответствующих инструментах, обеспечивающих формирование региональной социально-экономической политики, ее реализацию, мониторинг, анализ полученной информации и контроль.
Интегральным, системным воплощением информационных потребностей и возможностей региона может стать система региональных счетов (СРС) [2].
Требуется система экономических и финансовых балансов
Общественная потребность в системе региональных счетов на современном этапе развития экономики России носит многоуровневый характер и обусловлена следующими факторами:
– экспансией в регионы России транснациональных корпораций, международных экономических организаций и других субъектов мега-уровня;
– взаимодействием между федеральным центром и регионами в процессе формирования и реализации социально-экономической политики;
– активизацией процессов межрегиональной интеграции, в результате которой складываются макрорегионы и возрастает потребность в межрегиональных сопоставлениях и оценках;
– развитием конкуренции на мезо-уровне и утверждением конкурентоспособности в качестве императива развития региональной экономической системы;
– структуризацией хозяйственного пространства региона и формированием в нем субрегиональных систем, а также систем местного хозяйства, нуждающихся в определении своей позиции, оценке результатов собственного развития с помощью СРС.
Современные требования к информационно-аналитическому обеспечению экономики региона диктуют необходимость разработки по региону не отдельных показателей, а целой системы региональных счетов, системы экономических и финансовых балансов, включая систему стандартных таблиц, характеризующих производственные, финансовые, кредитно-денежные и иные отношения на уровне регионов, их взаимосвязи с экономикой страны [3].
Следовательно, возникает необходимость в разработке методологии построения такой информационной системы, которая позволяла бы, с одной стороны, единообразно отображать экономико-социальную деятельность каждого региона за отчетный период и определять его место, значимость и специфические особенности в региональной экономике страны. С другой стороны, позволяла бы создать предпосылки для комплексного анализа и прогнозирования финансово-экономической и социальной деятельности данного региона, определять его влияние на развитие всей экономики страны.
Разработка методологии составления системы региональных счетов
В настоящее время в большинстве развитых стран возрастает внимание к исследованиям в области региональной макроэкономики и экономических счетов. Можно сформулировать две основные предпосылки для развития регионального счетоводства как учетно-аналитической функции экономической системы.
Во-первых, разработка региональных счетов осуществляется в связи с необходимостью проведения межрегионального анализа, потребителем результатов которого являются в основном центральные экономические власти. Чаще всего данные такого анализа используют для выработки экономической политики центрального правительства. При этом состав показателей региональных счетов должен быть ориентирован на адекватное отражение территориальной структуры национальной экономики, а степень их детализации должна определятся набором задач, стоящих перед правительством страны.
Во-вторых, функцией региональных счетов должно стать обеспечение информации для принятия решений в области регионального развития. В этом случае система региональных счетов выполняет роль инструмента макроэкономического анализа на региональном уровне, причем основным заказчиком ее разработки становятся региональные органы государственного управления. Состав региональных счетов диктуется потребностями наиболее полного описания процессов, протекающих в экономике каждого отдельного региона [5].
Разработка методологии составления системы региональных счетов осуществляется в определенном порядке, который обусловлен следующими требованиями.
1) требуется сформулировать общие концепции и подходы к составлению СРС. При этом необходимо рассматривать вопросы, касающиеся возможности и целесообразности составления всего набора счетов или только отдельных счетов системы, а также подходов к согласованию расчетов отдельных показателей на уровне регионов с соответствующими показателями экономики страны в целом;
2) следует рассмотреть возможности применения в СРС общих принципов системы национальных счетов в отношении определения границ производства товаров и услуг, а также границ расходов на конечное потребление на региональном уровне;
3) необходимо согласовать методы расчета ВРП. В осуществлении этих расчетов требуется расчет практически всех сводных показателей счетов системы. Одновременно необходимо определить и общие принципы переоценки ВРП и его элементов из текущих в сопоставимые цены. При этом необходимо сформулировать и основные требования к информационной базе для расчета показателей системы.
Региональные счета двух типов
И, наконец, следует определить основные задачи и направления анализа состояния и развития экономики региона, сопоставления с другими регионами страны и с экономикой страны в целом.
Информация региональных счетов представляет интерес для органов управления как центральных, так и территориальных. Однако особое значение система региональных счетов имеет для стран с обширной территорией, такой, как Россия, где регионы находятся в существенно различающихся экономических условиях, где размеры их территории сопоставимы с территориями отдельных стран или нескольких стран вместе взятых, и где данная информация является необходимым условием для проведения эффективной региональной политики [1].
Информация системы региональных счетов позволяет определить все основные аспекты экономико-социальной и политической жизни региона:
– экономический рост (спад);
– институциональную, отраслевую и секторальную структуру экономики региона;
– уровень жизни населения;
– доходы и расходы институциональных единиц;
– инфляцию;
– исполнение регионального государственного бюджета;
– размер и тенденции внешнеэкономических связей
и др.
Все эти аспекты учитываются при принятии управленческих решений на уровне региона.
Исходя из этого и с учетом зарубежного опыта можно предложить на первом этапе разработку региональных счетов двух типов.
Во-первых, это должны быть традиционно разрабатываемые на региональном уровне консолидированные счета, которые строятся в традиционном Т-образном виде, когда для каждого счета составляется отдельная таблица, содержащая данные о ресурсах и об их использовании.
Во-вторых, на первом этапе могут разрабатываться консолидированные региональные счета в матричном виде, т.е. в виде матрицы, в которой содержится полный набор счетов с балансирующими элементами [4]. Такое сочетание счетов разного вида позволяет сделать процесс разработки системы региональных счетов двухступенчатым.
Метод интеграции счетов в одной матрице, включающей полную последовательность счетов для национальной экономики и остального мира, позволит вводить детализацию отдельных счетов, а также различные расширения.
Матрица региональных счетов
Особенностью матричного представления региональных счетов является интеграция традиционных счетов с таблицами "затраты-выпуск". В матричном представлении значительно возрастает аналитическая ценность счетов, возможность использования матрицы счетов для построения статических моделей влияния. В связи с этим различные варианты матричных счетов могут широко использоваться в первую очередь для целей разработки национальных и региональных моделей общего экономического равновесия.
Для построения матрицы счетов требуется сравнительно небольшое количество информации. Более того, благодаря возможности в матрице счетов балансировать ресурсы и их использование по всем счетам одновременно, для разработки матричных счетов могут привлекаться весьма разреженные массивы информации.
Именно с такой ситуацией приходится сталкиваться при разработке региональных счетов. В связи с этим методология матричного построения системы региональных счетов для России на данном этапе может считаться удачной. Систему региональных счетов в матричном виде можно назвать матрицей региональных счетов. При оценке показателей матрицы региональных счетов оцененные на верхнем уровне региональные макроэкономические агрегаты и их элементы выступят в качестве заданных контрольных значений при балансировке остальных региональных показателей. Это важно в условиях неполной информации, особенно в части взаимоотношений элементов региональной экономики с остальным миром.
Новый подход к организации и исследованию экономической информации о развитии системы региона – интеграция счетов СРС в составе обобщающей матричной структуры учета, позволит детализировать счета, анализировать их комбинации, агрегировать экономическую информацию в масштабах СРС и обеспечить сбалансированность учета.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 12:02:11