К вопросу о регулировании деятельности ОАО «Газпром» в условиях мирового кризиса
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гафаров Д.Р. К вопросу о регулировании деятельности ОАО «Газпром» в условиях мирового кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 86-90.
Аннотация:
В статье анализируются системные проблемы развития российской экономики, ярко проявившиеся в период мирового кризиса. Автор подробно рассматривает возможности оптимизации регулирования деятельности естественных монополий (на примере ОАО «Газпром») с целью оживления конкурентной среды.
Ключевые слова: газовая промышленность, естественная монополия, конкурентные позиции, мировой экономический кризис, транспортировка газа, тарифы на услуги
Мировой кризис захватил Россию в тот момент, когда она демонстрировала уверенность в своем будущем и разрабатывала масштабные планы подъема на период 2020–2030 гг. Сейчас стало вполне очевидно, что требовался более глубокий анализ реальных возможностей России. Хотя мировой кризис и является в настоящее время главным фактором возникших трудностей, существуют и серьезные внутренние предпосылки для развития.
По данным Давосского экономического форума, в 2008 г. Россия в списке 131 страны заняла лишь 58-е место в рейтинге национальной конкурентоспособности бизнеса. Из 137 критериев, или индексов, лежащих в основе этих расчетов, наиболее слабые позиции наша страна занимает по качеству общественных институтов, современной техники, использованию информационных технологий и эффективности рыночных институтов.
Рост тарифов и конкурентные позиции
В мировом рейтинге делового климата Россия занимает 120-е место среди 181 страны. В докладе Всемирного банка этот факт напрямую связывают с прекращением крупномасштабных реформ [1]. Без государственной программы по усилению конкурентных позиций России в мире не обойтись.
Государственная политика в этом отношении должна быть очень сбалансированной, не ущемляющей стратегический интерес в создании эффективной российской экономики. Тем не менее, в своем выступлении в декабре 2008 г. председатель правительства РФ В.В. Путин четко сказал, что для выхода из кризиса надо делать акцент на государственное финансирование ВПК [1], естественных монополий и крупных банков. В частности, им была продолжена тема высоких темпов роста тарифов на услуги естественных монополий.
Но необходимо принимать во внимание, что расчеты тарифов естественных монополий на 2009 год были сделаны до мирового кризиса. Власти исходили из необходимости опережающего роста тарифов для возврата крупномасштабных инвестиций естественных монополий, причем в условиях растущих доходов потребителей – предприятий и населения.
Однако, во-первых, доходы потребителей в 2009 году явно выглядят не такими, какими они казались еще несколько месяцев назад. Во-вторых, сами естественные монополии в условиях кризиса вынуждены ограничивать свои инвестиционные вложения, к тому же они способны серьезно сэкономить благодаря резко упавшим ценам на сырье, металлы и стройматериалы. В-третьих, сам спрос на услуги монополий стал сокращаться. Соответственно прогнозы по росту потребления газа сейчас необходимо корректировать – хотя бы на ближайшую перспективу [2].
В текущей ситуации, по мнению многих экспертов, тарифы необходимо либо минимально индексировать, либо заморозить [3]. Бюджет должен на себя взять нагрузку по компенсации тех недополученных доходов, которые получились бы у монополий.
Сейчас необходимо внедрять практику, действующую в ряде зарубежных стран, когда естественным монополиям компенсируются их затраты постфактум. Недостаток оборотных средств, возникающий в связи с этим, восполняется за счет кредитов, которые, по нашему мнению, должны привлекаться на тендерной основе, так как обоснованность процентной ставки регулятор также должен проверять.
Зарубежный опыт
Рассмотрим данную проблему применительно к ОАО «Газпром» – крупнейшей газовой компании в мире, на которую приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа.
С 1 марта 2007 года тарифы на услуги по транспортировке газа, оказываемые независимым организациям, были изменены ФСТ России на 15%. Средний тариф в текущем году составит 29,65 руб. за 1 тыс. куб. м на 100 км [4]. Рост тарифов «Газпрома» на транспортировку газа по магистральным газопроводам для независимых производителей в 2009 году составит в среднем 19,5%, притом, что в начале правительство планировало увеличить данный тариф на 11% [5].
Аналитик компании ИК «Велес» Д. Лютягин отмечает, что столь существенная индексация тарифов на прокачку газа сыграет в плюс для монополии, так как позволит дополнительно к прогнозируемому ранее объему выручки от транспортировки прибавить ещё 7,6% доходов. «Для независимых производителей данная индексация естественно рассматривается как отрицательный фактор. В первую очередь пострадают такие компании, как НОВАТЭК, «Лукойл», «Роснефть», ТНК-ВР», – заключает Лютягин [5].
В данном случае можно говорить об актуальности восприятия опыта стран – членов ЕС, при развитии российского тарифного регулирования.
В первую очередь, важным представляется рассмотрение используемой в странах ЕС практики учета в структуре газотранспортного тарифа заказанной пропускной способности. Это может стать гарантией получения газотранспортным предприятием оплаты за выделенную, но не использованную пропускную способность. Это могло бы способствовать повышению стабильности экономического положения газотранспортного предприятия при простое выделенной пропускной способности.
Также в контексте разработки методики расчета регулируемых тарифов полезным могло бы оказаться изучение разработанных на уровне государств – членов ЕС и опробованных на практике детальных методик формирования тарифа, определяющих виды платежей, включаемых в тариф, и устанавливающих правила/формулы их расчета;
Не менее значимой является проблема целесообразности включения в сферу российского государственного тарифного регулирования услуг по подключению к системе и хранению газа, а также платежей за несоблюдение контрактов на транспортировку.
Сотрудничество с монополией
Рассматриваемую нами проблему усугубляет тот факт, что на современной стадии развития мирового кризиса государство взяло курс на окончательное установление монополии ОАО «Газпром» на добычу природного газа, а также на общее повышение цены на газ и перераспределение структуры цены, связанное с увеличением удельного веса издержек на транспортировку.
По нашему же мнению, снижение цен на газ и заморозка тарифа ФСТ [2] на 2009 год могли бы помочь выбраться из кризиса не только самому «Газпрому», но и его крупнейшим потребителям – энергетикам, которые до сих пор не получили никакой господдержки.
Это особенно актуально в свете того, что, по мнению ряда аналитиков, «кризис может сыграть «Газпрому» на руку» [6]. В частности, перенос сроков по вводу мощностей действующих электростанций (ОГК-2, ОГК-6 и ТГК-1) на период после 2014 года позволит больше зарабатывать на полностью либерализованном рынке продаж мощностей и электроэнергии. А пересмотр договоров с подрядчиками и поставщиками поможет «Газпрому» сделать более адекватными собственные затраты на строительство газопроводов.
«В нынешних условиях компании продолжат сотрудничать с монополией даже на значительно менее выгодных для себя условиях – лишь бы работать и оставаться на плаву», – комментирует аналитик «КИТ Финанс» Константин Черепанов [6]. Но в таком случае, очевидно, что системные проблемы, обозначенные в начале статьи, сохранятся.
Таким образом, реализация выдвинутых перед страной задач выхода из кризиса, повышения конкурентоспособности, структурной перестройки экономики и ускорения общих темпов экономического развития требует переосмысления ряда вопросов. Это касается устоявшихся в экономической теории и хозяйственной практике подходов и представлений о роли государства в экономических и социальных преобразованиях, стратегии и тактике их осуществления, приоритетов и узловых точек структурной перестройки, предпосылок и условий, при которых она может быть успешно осуществлена. Для газовой промышленности вышеназванные проблемы являются очень актуальными.
[1] ВПК — сокращение от «военно-промышленный комплекс» — прим. ред.
[2] ФСТ — сокращение от Федеральная служба по тарифам России — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:22:34