Developing the organizational behavior program for agricultural organizations in the Yaroslavl Region

Irina Garina

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-2 / November, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The author describes her position on creation of organizational behavior program for agricultural organizations in the Yaroslavl Region. She indicates the principles, goals and objectives as the criteria and factors of implementing the investment strategy of intensive growth and development of the agrarian sector.

Keywords: competitiveness, program, organizational behavior, investment strategy, agricultural organizations, program-targeted management, agrarian sphere



Программа организационного поведения сельскохозяйственных организаций аграрной сферы (СОАС) представляет собой планируемый комплекс мероприятий, согласованных по исполнителям, срокам и объемам работ, в увязке с выделенными ресурсами. Мероприятия направлены на решение важной проблемы повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии, интенсивного роста и развития СОАС.

Изучение опыта разработки множества программ организационного поведения СОАС говорит о том, что им присущи общие принципы [1], которые необходимо соблюдать при формировании исследуемых программ. К ним относятся:

принцип единства цели. Целевая ориентация всех программных мероприятий и адресных заданий на достижение результатов, обеспечивающих выполнение четко сформулированной конечной цели программы;

принцип комплексности. Предполагает рассмотрение и учет в органическом единстве всех аспектов решаемой проблемы: социальных, экономических, научных, производственных, организационных, технических и др.;

принцип альтернативности программных решений. Это означает рассмотрение в ходе разработки программы различных вариантов решения проблемы повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС;

принцип динамичности разработки программы, заключающийся в необходимости привлечения новых, не предусмотренных в плане, коллективов разработчиков в связи с возникновением в ходе выполнения проектно-плановых разработок новых неожиданных проблем для СОАС;

принцип наибольшего влияния, которое оказывает на разработку программы руководство аграрной сферы региона, являющееся инициатором и головным разработчиком программы;

принцип единства организационного руководства. Предполагает организацию работ по разработке программы из единого центра. Целесообразным может оказаться создание временного органа по руководству программой, такого, например, как региональный орган программно-целевого управления аграрной сферой. Процесс формирования программы целесообразно рассматривать в трех аспектах: содержательном, организационном и технологическом.

Внутреннее строение программы

С точки зрения содержания внутреннее строение программы организационного поведения СОАС раскрывается через ее основные элементы: цели, мероприятия, ресурсы, исполнители, сроки. Содержательная характеристика показывает также необходимость согласования и увязки этих элементов программы.

Организационный аспект программы представляет собой деятельность, направленную на достижение конечной цели интенсивного роста и развития СОАС, и включает:

– порядок выполнения работ;

– установление компетенции каждого участника программы, выполняемых им функций и соответствующих прав и обязанностей;

– координацию и взаимодействие разработчиков и исполнителей программы.

С точки зрения технологии процесс формирования программы связан со сбором и переработкой огромного объема информации путем широкого использования экономико-математических методов, применения вычислительной техники и автоматизированных систем управления [2].

Логическая последовательность формирования и построения программы организационного поведения СОАС для повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития определяется ее целевым характером и может быть представлена следующими основными этапами:

– анализ проблемной ситуации и формирование перечня проблем, подлежащих программной разработке;

– формирование конечной цели и ее структуризация;

– разработка мероприятий по достижению конечной и промежуточной целей программы;

– оценка множества вариантов комплекса мероприятий и выбор наилучшего;

– оформление проекта программы.

Анализ ситуации и выявление проблемы

Построению программы организационного поведения СОАС предшествует анализ сложившейся ситуации и выявление проблемы, под которой понимается наличие несоответствия между потребностями аграрной сферы Ярославской области и возможностями их удовлетворения. Характеристика проблемы должна включать следующие основные моменты:

– предпосылки возникновения проблемы и ее место среди народно-хозяйственных проблем Ярославской области. Возможные альтернативы решения вопросов, связанных с этой проблемой;

– актуальность проблемы, временный аспект ее осуществления и содержательная характеристика отдельных этапов решения проблемы;

– пути решения проблемы с определением состава объектов, используемых технологий, потребности в основных видах ресурсов, а также ожидаемые результаты с точки зрения масштабов сельскохозяйственного производства и влияния осуществления проблемы на реализацию инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС;

– научно-проектную, техническую и ресурсную готовность к решению проблемы;

– основные трудности решения и пути их преодоления.

Выбор ключевых проблем предполагает определение системы критериев их программного решения. Ими в данном случае являются: народнохозяйственной значение и межотраслевой характер рассматриваемых проблем, большая социально-экономическая эффективность, невозможность решения проблемы в рамках сложившейся системы планирования и управления инвестиционной деятельностью СОАС.

Цели и задачи программы

При исследовании возможностей построения программ организационного поведения СОАС необходимо предусмотреть создание социально ориентированных конкурентоспособных СОАС, основанных на рыночных условиях хозяйствования и снижении энергоемкости своей производственно-хозяйственной деятельности. При построении программы важно правильно применять основные положения программно-целевого управления СОАС и аграрной сферой в целом.

На примере СОАС Ярославской области нами обозначены следующие цели и задачи общей программы организационного поведения (таблица).

Таблица

Цели и задачи программы организационного поведения сельскохозяйственных организаций аграрной сферы Ярославской области

Цели программы
Задачи программы
Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов СОАС и создание необходимых условий для перевода аграрной сферы региона на энергосберегающий путь развития
Перевод аграрной сферы региона на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных ресурсных потребностей СОАС при приоритете потребностей населения в различных видах сельскохозяйственной продукции
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем реконструкции и технического перевооружения СОАС на новой технологической основе
Устойчивое обеспечение ресурсами СОАС
Развитие системы комплексного использования ресурсов СОАС
Развитие инновационного и инвестиционного потенциала и обеспечение устойчивого интенсивного роста и развития СОАС в условиях формирования рыночных отношений
Развитие СОАС на основе использования методологии стратегического и программно-целевого управления
Создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для СОАС и использование отечественных научно-технических достижений для ускорения технического перевооружения СОАС
Уменьшение негативного воздействия СОАС на окружающую среду
Снижение вредного воздействия на окружающую среду СОАС и повышение экологической чистоты создаваемой сельскохозяйственной продукции
Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации
Повышение уровня эффективности использования сельхозугодий и производство сельскохозяйственной продукции на базе использования нового оборудования

С учетом всего изложенного в отношении формирования программ организационного поведения, мы можем зафиксировать следующие перспективные цели деятельности СОАС как критерии реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС:

– цель нивелирования внешних воздействий;

– цель эффективного использования имеющихся ресурсов;

– цель создания документарно-информационного сопровождения;

– цель создания институционально-инфраструктурной обеспеченности.


Страница обновлена: 05.04.2025 в 11:11:36