Формирование программы организационного поведения сельскохозяйственных организаций Ярославской области

Гарина И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье изложена позиция по созданию программы организационного поведения сельскохозяйственных организаций Ярославской области. Обозначены принципы, цели и задачи как критерии и факторы реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития аграрного сектора.

Ключевые слова: конкурентоспособность, сельскохозяйственные организации, инвестиционная стратегия, программа, организационное поведение, программно-целевое управление, аграрная сфера



Программа организационного поведения сельскохозяйственных организаций аграрной сферы (СОАС) представляет собой планируемый комплекс мероприятий, согласованных по исполнителям, срокам и объемам работ, в увязке с выделенными ресурсами. Мероприятия направлены на решение важной проблемы повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии, интенсивного роста и развития СОАС.

Изучение опыта разработки множества программ организационного поведения СОАС говорит о том, что им присущи общие принципы [1], которые необходимо соблюдать при формировании исследуемых программ. К ним относятся:

принцип единства цели. Целевая ориентация всех программных мероприятий и адресных заданий на достижение результатов, обеспечивающих выполнение четко сформулированной конечной цели программы;

принцип комплексности. Предполагает рассмотрение и учет в органическом единстве всех аспектов решаемой проблемы: социальных, экономических, научных, производственных, организационных, технических и др.;

принцип альтернативности программных решений. Это означает рассмотрение в ходе разработки программы различных вариантов решения проблемы повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС;

принцип динамичности разработки программы, заключающийся в необходимости привлечения новых, не предусмотренных в плане, коллективов разработчиков в связи с возникновением в ходе выполнения проектно-плановых разработок новых неожиданных проблем для СОАС;

принцип наибольшего влияния, которое оказывает на разработку программы руководство аграрной сферы региона, являющееся инициатором и головным разработчиком программы;

принцип единства организационного руководства. Предполагает организацию работ по разработке программы из единого центра. Целесообразным может оказаться создание временного органа по руководству программой, такого, например, как региональный орган программно-целевого управления аграрной сферой. Процесс формирования программы целесообразно рассматривать в трех аспектах: содержательном, организационном и технологическом.

Внутреннее строение программы

С точки зрения содержания внутреннее строение программы организационного поведения СОАС раскрывается через ее основные элементы: цели, мероприятия, ресурсы, исполнители, сроки. Содержательная характеристика показывает также необходимость согласования и увязки этих элементов программы.

Организационный аспект программы представляет собой деятельность, направленную на достижение конечной цели интенсивного роста и развития СОАС, и включает:

– порядок выполнения работ;

– установление компетенции каждого участника программы, выполняемых им функций и соответствующих прав и обязанностей;

– координацию и взаимодействие разработчиков и исполнителей программы.

С точки зрения технологии процесс формирования программы связан со сбором и переработкой огромного объема информации путем широкого использования экономико-математических методов, применения вычислительной техники и автоматизированных систем управления [2].

Логическая последовательность формирования и построения программы организационного поведения СОАС для повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития определяется ее целевым характером и может быть представлена следующими основными этапами:

– анализ проблемной ситуации и формирование перечня проблем, подлежащих программной разработке;

– формирование конечной цели и ее структуризация;

– разработка мероприятий по достижению конечной и промежуточной целей программы;

– оценка множества вариантов комплекса мероприятий и выбор наилучшего;

– оформление проекта программы.

Анализ ситуации и выявление проблемы

Построению программы организационного поведения СОАС предшествует анализ сложившейся ситуации и выявление проблемы, под которой понимается наличие несоответствия между потребностями аграрной сферы Ярославской области и возможностями их удовлетворения. Характеристика проблемы должна включать следующие основные моменты:

– предпосылки возникновения проблемы и ее место среди народно-хозяйственных проблем Ярославской области. Возможные альтернативы решения вопросов, связанных с этой проблемой;

– актуальность проблемы, временный аспект ее осуществления и содержательная характеристика отдельных этапов решения проблемы;

– пути решения проблемы с определением состава объектов, используемых технологий, потребности в основных видах ресурсов, а также ожидаемые результаты с точки зрения масштабов сельскохозяйственного производства и влияния осуществления проблемы на реализацию инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС;

– научно-проектную, техническую и ресурсную готовность к решению проблемы;

– основные трудности решения и пути их преодоления.

Выбор ключевых проблем предполагает определение системы критериев их программного решения. Ими в данном случае являются: народнохозяйственной значение и межотраслевой характер рассматриваемых проблем, большая социально-экономическая эффективность, невозможность решения проблемы в рамках сложившейся системы планирования и управления инвестиционной деятельностью СОАС.

Цели и задачи программы

При исследовании возможностей построения программ организационного поведения СОАС необходимо предусмотреть создание социально ориентированных конкурентоспособных СОАС, основанных на рыночных условиях хозяйствования и снижении энергоемкости своей производственно-хозяйственной деятельности. При построении программы важно правильно применять основные положения программно-целевого управления СОАС и аграрной сферой в целом.

На примере СОАС Ярославской области нами обозначены следующие цели и задачи общей программы организационного поведения (таблица).

Таблица

Цели и задачи программы организационного поведения сельскохозяйственных организаций аграрной сферы Ярославской области

Цели программы
Задачи программы
Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов СОАС и создание необходимых условий для перевода аграрной сферы региона на энергосберегающий путь развития
Перевод аграрной сферы региона на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных ресурсных потребностей СОАС при приоритете потребностей населения в различных видах сельскохозяйственной продукции
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем реконструкции и технического перевооружения СОАС на новой технологической основе
Устойчивое обеспечение ресурсами СОАС
Развитие системы комплексного использования ресурсов СОАС
Развитие инновационного и инвестиционного потенциала и обеспечение устойчивого интенсивного роста и развития СОАС в условиях формирования рыночных отношений
Развитие СОАС на основе использования методологии стратегического и программно-целевого управления
Создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для СОАС и использование отечественных научно-технических достижений для ускорения технического перевооружения СОАС
Уменьшение негативного воздействия СОАС на окружающую среду
Снижение вредного воздействия на окружающую среду СОАС и повышение экологической чистоты создаваемой сельскохозяйственной продукции
Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации
Повышение уровня эффективности использования сельхозугодий и производство сельскохозяйственной продукции на базе использования нового оборудования

С учетом всего изложенного в отношении формирования программ организационного поведения, мы можем зафиксировать следующие перспективные цели деятельности СОАС как критерии реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС:

– цель нивелирования внешних воздействий;

– цель эффективного использования имеющихся ресурсов;

– цель создания документарно-информационного сопровождения;

– цель создания институционально-инфраструктурной обеспеченности.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:19:42