Формирование программы организационного поведения сельскохозяйственных организаций Ярославской области
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье изложена позиция по созданию программы организационного поведения сельскохозяйственных организаций Ярославской области. Обозначены принципы, цели и задачи как критерии и факторы реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития аграрного сектора.
Ключевые слова: конкурентоспособность, сельскохозяйственные организации, инвестиционная стратегия, программа, организационное поведение, программно-целевое управление, аграрная сфера
Программа организационного поведения сельскохозяйственных организаций аграрной сферы (СОАС) представляет собой планируемый комплекс мероприятий, согласованных по исполнителям, срокам и объемам работ, в увязке с выделенными ресурсами. Мероприятия направлены на решение важной проблемы повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии, интенсивного роста и развития СОАС.
Изучение опыта разработки множества программ организационного поведения СОАС говорит о том, что им присущи общие принципы [1], которые необходимо соблюдать при формировании исследуемых программ. К ним относятся:
– принцип единства цели. Целевая ориентация всех программных мероприятий и адресных заданий на достижение результатов, обеспечивающих выполнение четко сформулированной конечной цели программы;
– принцип комплексности. Предполагает рассмотрение и учет в органическом единстве всех аспектов решаемой проблемы: социальных, экономических, научных, производственных, организационных, технических и др.;
– принцип альтернативности программных решений. Это означает рассмотрение в ходе разработки программы различных вариантов решения проблемы повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС;
– принцип динамичности разработки программы, заключающийся в необходимости привлечения новых, не предусмотренных в плане, коллективов разработчиков в связи с возникновением в ходе выполнения проектно-плановых разработок новых неожиданных проблем для СОАС;
– принцип наибольшего влияния, которое оказывает на разработку программы руководство аграрной сферы региона, являющееся инициатором и головным разработчиком программы;
– принцип единства организационного руководства. Предполагает организацию работ по разработке программы из единого центра. Целесообразным может оказаться создание временного органа по руководству программой, такого, например, как региональный орган программно-целевого управления аграрной сферой. Процесс формирования программы целесообразно рассматривать в трех аспектах: содержательном, организационном и технологическом.
Внутреннее строение программы
С точки зрения содержания внутреннее строение программы организационного поведения СОАС раскрывается через ее основные элементы: цели, мероприятия, ресурсы, исполнители, сроки. Содержательная характеристика показывает также необходимость согласования и увязки этих элементов программы.
Организационный аспект программы представляет собой деятельность, направленную на достижение конечной цели интенсивного роста и развития СОАС, и включает:
– порядок выполнения работ;
– установление компетенции каждого участника программы, выполняемых им функций и соответствующих прав и обязанностей;
– координацию и взаимодействие разработчиков и исполнителей программы.
С точки зрения технологии процесс формирования программы связан со сбором и переработкой огромного объема информации путем широкого использования экономико-математических методов, применения вычислительной техники и автоматизированных систем управления [2].
Логическая последовательность формирования и построения программы организационного поведения СОАС для повышения эффективности реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития определяется ее целевым характером и может быть представлена следующими основными этапами:
– анализ проблемной ситуации и формирование перечня проблем, подлежащих программной разработке;
– формирование конечной цели и ее структуризация;
– разработка мероприятий по достижению конечной и промежуточной целей программы;
– оценка множества вариантов комплекса мероприятий и выбор наилучшего;
– оформление проекта программы.
Анализ ситуации и выявление проблемы
Построению программы организационного поведения СОАС предшествует анализ сложившейся ситуации и выявление проблемы, под которой понимается наличие несоответствия между потребностями аграрной сферы Ярославской области и возможностями их удовлетворения. Характеристика проблемы должна включать следующие основные моменты:
– предпосылки возникновения проблемы и ее место среди народно-хозяйственных проблем Ярославской области. Возможные альтернативы решения вопросов, связанных с этой проблемой;
– актуальность проблемы, временный аспект ее осуществления и содержательная характеристика отдельных этапов решения проблемы;
– пути решения проблемы с определением состава объектов, используемых технологий, потребности в основных видах ресурсов, а также ожидаемые результаты с точки зрения масштабов сельскохозяйственного производства и влияния осуществления проблемы на реализацию инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС;
– научно-проектную, техническую и ресурсную готовность к решению проблемы;
– основные трудности решения и пути их преодоления.
Выбор ключевых проблем предполагает определение системы критериев их программного решения. Ими в данном случае являются: народнохозяйственной значение и межотраслевой характер рассматриваемых проблем, большая социально-экономическая эффективность, невозможность решения проблемы в рамках сложившейся системы планирования и управления инвестиционной деятельностью СОАС.
Цели и задачи программы
При исследовании возможностей построения программ организационного поведения СОАС необходимо предусмотреть создание социально ориентированных конкурентоспособных СОАС, основанных на рыночных условиях хозяйствования и снижении энергоемкости своей производственно-хозяйственной деятельности. При построении программы важно правильно применять основные положения программно-целевого управления СОАС и аграрной сферой в целом.
На примере СОАС Ярославской области нами обозначены следующие цели и задачи общей программы организационного поведения (таблица).
Таблица
Цели и задачи программы организационного поведения сельскохозяйственных организаций аграрной сферы Ярославской области
Цели программы
|
Задачи программы
|
Повышение эффективности
использования инвестиционных ресурсов СОАС и создание необходимых условий для
перевода аграрной сферы региона на энергосберегающий путь развития
|
Перевод аграрной сферы региона
на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных ресурсных потребностей
СОАС при приоритете потребностей населения в различных видах
сельскохозяйственной продукции
|
Повышение эффективности сельскохозяйственного
производства путем реконструкции и технического перевооружения СОАС на новой
технологической основе
| |
Устойчивое обеспечение ресурсами
СОАС
|
Развитие системы комплексного
использования ресурсов СОАС
|
Развитие инновационного и
инвестиционного потенциала и обеспечение устойчивого интенсивного роста и
развития СОАС в условиях формирования рыночных отношений
|
Развитие СОАС на основе
использования методологии стратегического и программно-целевого управления
|
Создание высокоэффективного и
импортозамещающего оборудования и материалов для СОАС и использование
отечественных научно-технических достижений для ускорения технического
перевооружения СОАС
| |
Уменьшение негативного
воздействия СОАС на окружающую среду
|
Снижение вредного воздействия
на окружающую среду СОАС и повышение экологической чистоты создаваемой сельскохозяйственной
продукции
|
Обеспечение продовольственной
безопасности Российской Федерации
|
Повышение уровня эффективности
использования сельхозугодий и производство сельскохозяйственной продукции на
базе использования нового оборудования
|
С учетом всего изложенного в отношении формирования программ организационного поведения, мы можем зафиксировать следующие перспективные цели деятельности СОАС как критерии реализации инвестиционной стратегии интенсивного роста и развития СОАС:
– цель нивелирования внешних воздействий;
– цель эффективного использования имеющихся ресурсов;
– цель создания документарно-информационного сопровождения;
– цель создания институционально-инфраструктурной обеспеченности.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:19:42