Разработка инновационной стратегии транснациональной корпорации

Старовойтова Е.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема разработки инновационной стратегии транснациональной корпорации (ТНК) в современных условиях. Определены методологические основы формирования инновационной стратегии ТНК и основные этапы данного процесса. Выявлены различные виды инновационных стратегий ТНК и условия их использования.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инновационное развитие, финансовый кризис, финансовое состояние, транснациональные корпорации, базовые стратегии, формирование стратегии



Современный финансовый кризис усугубил проблему инновационного развития России. Вместе с тем он объективно вынуждает и государство и хозяйствующие субъекты трансформировать свою экономическую деятельность.

Основой решения данной задачи должно быть инновационное развитие. Особая роль в этом развитии принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК), которые имеют больше возможностей, по сравнению с малыми и средними предприятиями, осуществлять инновационную деятельность в соответствии со стратегиями своего развития.

Методологические основы формирования инновационной стратегии ТНК

При разработке инновационной стратегии транснациональной корпорации необходимо сначала оценить основные аспекты ее функционирования для получения информации о состоянии ТНК и ее потенциальных возможностях. Возможный алгоритм решения данной задачи схематично представлен на рис. [1].

Рис. Алгоритм анализа основных аспектов функционирования ТНК

Разработка инновационной стратегии ТНК в обязательном порядке должна также включать прогноз ее экономических возможностей, то есть будущих характеристик ее инновационного потенциала, финансового положения, устойчивости развития и т.п. Это позволит выявить и проанализировать основные приемлемые и реализуемые направления инновационного развития ТНК. Результаты этого прогноза являются основой анализа инновационных проектов, планируемых ТНК к реализации, их соответствия требованиям рынка и возможностям корпорации.

Полученная информация позволяет провести конкретные расчеты важнейших показателей, характеризующих инновационное развитие транснациональной корпорации, проанализировать влияющие на него факторы и сопоставить уровни инновационного развития данной ТНК и ее конкурентов. Это позволяет оценить угрозы функционального замещения планируемых к разработке продуктов (технологий).

Любая ТНК производит продукцию (оказывает услуги), которые выполняют определенные функции, используя при этом конкретные технологии.

Чтобы эффективно выполнять свои функции в условиях динамично изменяющейся внешней среды, транснациональная корпорация должна быть готова перейти на выпуск новой продукции с использованием новых технологий. Поэтому ТНК при разработке инновационной стратегии должна оценить свои возможности в области диверсификации производства. Кроме того, мероприятия инновационного развития должны быть обеспечены соответствующими ресурсами [2].

Выбор конкретного типа наиболее подходящей для транснациональной корпорации инновационной стратегии целесообразно осуществлять только после оценки всех факторов, которые определяют ее экономическое состояние, положение относительно внешней среды и инновационные возможности с учетом прогноза развития рынка. Указанная оценка должна осуществляться в соответствии с целями и задачами базовой (комплексной) стратегии развития ТНК, которая определяет направленность ее инновационного развития.

Этапы формирования стратегии

Обобщая рассмотренные выше методологические основы формирования инновационной стратегии транснациональной корпорации, можно предложить подход к процессу ее разработки. Он, с нашей точки зрения, включает следующие основные этапы.

1. Определение основных целей и задач инновационного развития ТНК в стратегическом периоде. На этом этапе на основе анализа миссии транснациональной корпорации должны быть определены важнейшие ориентиры ее инновационной деятельности в стратегическом периоде.

2. Анализ и прогнозирование состояния внешней деловой среды. Данный этап формирования инновационной стратегии предназначен для обеспечения взаимодействия ТНК с рыночной средой, осуществляемого путем адаптации корпорации к ее изменениям.

3. Анализ и прогнозирование развития инновационного потенциала транснациональной корпорации. На данном этапе определяются резервы повышения эффективности инновационного развития ТНК на основе собственных источников путем оценки ее потенциальных инновационных возможностей.

4. Прогнозирование структуры нововведений. Целью данного этапа является определение на основе полученной ранее информации множества потенциально возможных видов инноваций в рамках инновационной стратегии ТНК. Сначала осуществляется прогнозирование развития внешней среды, то есть выявляются возможные внешние нововведения. Затем на основе результатов оценки инновационного потенциала корпорации определяются потенциально возможные внутренние (собственные) нововведения.

5. Формирование инновационной стратегии ТНК. Данный этап – заключительный. Его результатом является разработка инновационной стратегии транснациональной корпорации, которая должна соответствовать ее базовой (комплексной) стратегии развития, учитывать прогнозируемые изменения потребностей рынка и инновационные возможности корпорации [3].

Стратегия роста, стабилизации или выживания?

Анализ методологических основ формирования инновационной стратегии ТНК свидетельствует, что ее экономическая сущность определяется содержанием базовой стратегии развития корпорации (стратегия роста, стабилизации или выживания), тип которой предопределяет задачи инновационной стратегии.

Например, оптимальные возможности для инновационного развития создает базовая стратегия роста. И наоборот, реализация базовой стратегии выживания не позволяет осуществлять эффективную инновационную стратегию ввиду осуществления при этом жесткой экономии. Поэтому в зависимости от содержания базовой стратегии развития ТНК все инновационные стратегии можно подразделять на стратегии наступательного характера, защитного характера, совмещенного (защитно-наступательного) характера.

Сущность инновационных стратегий наступательного характера заключается в разработке принципиально новых технологий и продуктов. Они применяются при реализации базовой стратегии роста и характеризуются большими объемами затрат на НИОКР. Защитные инновационные стратегии, обеспечивающие сохранение позиций ТНК на рынке, используются при осуществлении корпорацией базовой стратегии стабилизации. Для них характерны снижение доли затрат на НИОКР, а также смещение акцента на опытно-конструкторские работы, обеспечивающие быструю окупаемость.

В условиях стабильного функционирования транснациональная корпорация, как правило, использует защитно-наступательные инновационные стратегии. При этом, ввиду большой капиталоемкости НИОКР и их рискового характера, ТНК зачастую приобретает результаты исследований и разработок, проведенных вне корпорации, осуществляя их технологическую доработку и организуя производство инновационной продукции.

Спецстратегии

Наряду с рассмотренными выше, ТНК может разрабатывать специальные инновационные стратегии. Перечислим некоторые из возможных:

стратегия проникновения. Используется в том случае, когда технология является основным условием выхода транснациональной корпорации на новый рынок;

стратегия реакции. Применяется, когда со стороны конкурентов возникает угроза «технологического прорыва»;

поглощающая стратегия. Заключается в приобретении научно-технических разработок, имеющих для ТНК стратегическое значение. Особую роль при этом играет оценка потенциальных возможностей, приобретаемых разработок. [4].

При этом необходимо учитывать, что производимая транснациональной корпорацией продукция должна быть востребована рынком, а ее производство обеспечивать высокую эффективность деятельности ТНК.

Таким образом, сущность процесса формирования инновационной стратегии транснациональной корпорации заключается в проведении многовариантных расчетов, которые позволяют определить:

– прогнозируемые к производству виды продукции;

– требуемые продуктовые и технологические нововведения;

– виды и стоимость собственных НИОКР, а также покупаемых лицензий, опытных образцов и т.д.

Важнейшую роль при этом играет выбор номенклатуры продукции, которая будет выпускаться в стратегическом периоде с учетом продуктовых и технологических нововведений. Инновационная стратегия ТНК должна предусматривать производство инновационной продукции, максимально отвечающей запросам потребителей и приносящей достаточную прибыль.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 14:48:49