Технический сервис АПК нуждается в укреплении информационно-маркетинговых центров

Гладцын А.Ю., Воронов Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе технической: об инновационных разработках новой техники, технологиях, передовом производственном опыте, о том, как пользоваться новой техникой и т.п. При организации и постоянном функционировании информационно-консультационных служб и информационно-маркетинговых центров сельхозпроизводители всегда знали бы, куда обращаться с важными для них вопросами.

Ключевые слова: инновации, аграрно-промышленный комплекс, информационно-консультационные службы, информационно-маркетинговые центры



При постоянно возрастающих информационных потоках сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимой им информации об инновациях.

Главные задачи информационно-консультационной службы (ИКС) по техническому сервису заключаются в следующем:

— повышение эффективности технического сервиса на основе достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и оказание консультационных услуг по техническим, технологическим и организационно- экономическим вопросам;

— оказание содействия сельхозпроизводителем в освоении инновационных разработок новой техники и технологий, передового опыта в техническом сервисе;

— сбор, обработка и доведение до сельхозпроизводителей необходимой им технической информации;

— повышение уровня инженерных знаний и практических навыков сельхозпроизводителей и сельского населения по новой сельскохозяйственной техники и технологиям;

— обеспечение органов государственного регулирования технического сервиса первичной информацией.

Бесплатные консультационные службы для сельхозпроизводителей

На основе анализа мирового опыта организаций консультативных служб по вопросам технического сервиса, можно сделать вывод в том, что необходимо иметь две группы консультантов:

1) консультанты общего профиля, непосредственно контактирующие с сельскими товаропроизводителями;

2) консультанты, специализирующиеся по различным направлениям системы технического сервиса сельскохозяйственной техники.

Консультанты первой группы детально изучают реальное финансово-экономическое состояние и производственную деятельность хозяйства, вырабатывают для него рекомендации, для рассмотрения и возможного их применения сельхозпроизводителем. Выполнение своих обязанностей консультантами требует от них владения комплексными знаниями проблем агропромышленного производства, всестороннего учета складывающейся и прогнозируемой ситуации конкретного хозяйства в условиях сложившейся рыночной коньюктуры.

Консультанты второй группы специализируются на отдельных вопросах организации сельскохозяйственного производства, в том числе на развитии системы технического сервиса, а именно услуг по техническому обслуживанию, ремонту и устранению отказов машин; эффективной эксплуатации сельскохозяйственной техники. Такая специализация дает более полное знание конкретной проблематики, обеспечивает высокую квалификацию в определенной области, а, следовательно, позволяет оказать компетентную помощь сельским това­ропроизводителям.

Таким образом, создание в действующих консультационных службах структур специального направления, занимающихся техническими консультациями, позволит решить проблему интеллектуальной технической поддержки сельских товаропроизводителей, руководителей и специалистов различных предприятий и организаций системы технического сервиса сельскохозяйственной техники, поднять их профессиональный уровень без отрыва от производства и на этой основе повысить эффективность использования сельскохозяйственных машин.

Формирование технической ИКС в агропромышленном комплексе должно осуществляться на основе ее полного государственного финансирования, а услуги сельским товаропроизводителям должны оказываться бесплатно, что подтверждает и опыт создания подобных служб в развитых странах, в которых с момента создания и до типового оформление все они находятся под опекой государства. В нашей стране этот подход оптимален еще и потому, что в настоящий момент большинство отечественных сельхозпроизводителем не способны оплатить услуги ИКС.

Маркетинг в АПК

Наряду с созданием ИКС в системе технического сервиса сельскохозяйственной техники должны образовываться и эффективно функционировать маркетинговые службы, учредителями которых будут заводы — изготовители сельскохозяйственной техники, дилерские предприятия, частные предприятия и т.д.

Агромаркетинг отличается от других видов маркетинга. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства, как зависимость его результативности от природных условий, роль и значимость товара, разнообразие форм собственности, несовпадение рабочего периода и периода производства, сезонность производства и получения продуктов и т.д. Природные и экономические процессы в деятельности, связанной с агробизнесом, интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.

В сфере АПК существует два вида маркетинга:

— маркетинг средств производства и услуг, основными участниками которого являются заводы-изготовители, фирмы-посредники, дилерские центры, технические сервисы и предприятия — потребители машин, оборудования, ГСМ и т.д.,

— маркетинг сельскохозяйственной продукции, в котором участвуют сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие и торговые предприятия, а также потребители сельхозпродукции.

В условиях перехода и адаптации к рыночной экономике предприятия технического сервиса крайне нуждаются в компетентном и оперативном управлении на основе маркетинга.

Особенностью производственной деятельности современных сервисных предприятий является постоянная и оперативная востребованность их услуг в период выполнения срочных посевных, уборочных и других полевых работ. Это обусловлено тем, что в агропромышленном производстве создается и перерабатывается жизненно важная для общества продукция, имеющая стабильный и гарантированный сбыт на внутреннем и внешнем рынках. Такое экономическое положение позволяет в процессе маркетинговых исследований прогнозировать спрос на производственные услуги, как в краткосрочном периоде, так и на долгосрочную перспективу.

Услуги технического сервиса — спрос и предложение

Анализ отечественного агропромышленного комплекса показывает, что в вопросах ориентации маркетинга, можно уверенно сказать, что он направлен на изучение спроса сельского товаропроизводителя. Однако даже такую оценку следует считать условной, так как маркетинговая деятельность, направленная на познание потребителя, пока еще только начинается. В то же время именно эта часть исследования наиболее важна и трудоемка, так как включает сбор сведений для решения четырех основополагающих задач:

— определение спроса на технику с учетом ее вида, количества, технико-экономических показателей;

— оценка качества ремонтно-технического обслуживания;

— изучение платежеспособности потребителей.

Для повышения оперативности выполняемых сервисных работ и эффективности деятельности обслуживающих предприятий могут быть реализованы следующие маркетинговые подходы по управлению спросом на производственные услуги:

а) сезонное изменение профиля и поля деятельности отдельных подразделений сервисного предприятия;

б) применение дифференцированных и гибких цен на услуги технического сервиса, что позволяет сместить определенную часть растущего спроса на них с середины периода полевых работ на его начало или конец;

в) совмещение профессий и функций производственно-технического персонала и ИТР предприятия для выполнения наибольшего объема услуг в периоды максимального спроса на них;

г) активное проведение мероприятий, направленных на повышение спроса на производственные услуги;

д) формирование нормальной конкурентной среды.

Информационно-маркетинговые центры

Таким образом, повышение эффективности технического сервиса сельскохозяйственной техники невозможно без развития информационно-маркетинговых центров. По нашему мнению, существующие информационно-маркетинговые службы в большинстве своем имеют слабую техническую направленность или полное отсутствие специалистов занимающихся вопросами технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Поэтому развитие технического направления в этих службах агропромышленного комплекса пойдет по двум путям: первый – это создание специальных технических служб в уже имеющихся информационно-маркетинговых структурах или создание новых специализированных центров по вопросам технического сервиса в агропромышленном комплексе. Их основной целью должно стать дальнейшее совершенствование маркетинговых исследований рынка продаваемой техники и предоставляемых технических услуг, подробное изучение платежеспособного спроса покупателей и его повышение за счет правильного ценообразования, организация рекламы и ее продвижение на рынок, предоставление сельскому товаропроизводителю информации широкого спектра при использовании различных ее источников.

Все это можно решить только при разработке специальной государственной программы, но допустимо также привлечение малого и среднего бизнеса.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:15:05