Экономическое обеспечение управления агропромышленным строительством

Фастов Ю.О., Беляев М.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с экономическим обеспечением управления агропромышленным строительством в стране. Определены источники его финансирования.

Ключевые слова: финансирование, сельское хозяйство, управление проектами, инвестиционная политика, национальный проект, агропромышленное строительство, проведение конкурсов



Агропромышленное строительство (АПС) является одной из основных отраслей народного хозяйства. Оно играет одну из главных ролей в решении технических, экономических и социальных задач развития сельского хозяйства и всей экономики России [8].

Однако анализ исторического опыта и оценка результатов хозяйственной деятельности субъектов агропромышленного строительства за последние 10 лет говорит о том, строительство ведется «фрагментарно». Оно не охватывает и не решает реальных потребностей в объектах конкретных территорий. А это негативно сказывается на социально-демографическом и экономическом профиле развития территорий Российской Федерации.

Причинами отрицательных финансово-экономических результатов в агропромышленном строительстве являются:

– неравные стартовые возможности в получении инвестиционных кредитов на цели АПС;

– высокие налоги;

– нерациональное использование земель под АПС;

– высокие транзакционные издержки по причине «размытых» границ в управлении АПС.

Курс на рациональное использование инвестиционных ресурсов

Выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен при выполнении ряда условий, к которым можно отнести:

– широкомасштабное повышение инвестиционной активности;

– рост объемов капитальных вложений в агропромышленное строительство;

– реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов с опережающим развитием производственного потенциала сельскохозяйственной отрасли и ее материально-технической базы.

При этом непременным условием является повышение эффективности агропромышленного строительства. Это возможно путем наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направления их в проекты, позволяющие получить наибольшие результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность.

Существовавшая в стране система управления АПС по уровням и звеньям являлась разрозненной, функции дублировались, были нарушены все классические принципы управления. Требовались усовершенствования и разработка адаптивной организационно-экономической модели управления строительства объектов сельскохозяйственного назначения.

Начиная с 2000 г. федеральная, региональные и местные власти стали работать над задачей скорейшего повышения качества жизни граждан. Необходимо было одновременно и решать острые проблемы, чтобы заложить новые долгосрочные тенденции роста.

Национальный проект

Приоритетной задачей стало также экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса. Осенью 2005 г. заявлено о национальном проекте «Развитие АПК», который должен решить основные проблемы агропромышленного строительства.

По направлению «Ускоренное развитие животноводства» созданы условия для привлечения инвестиционных ресурсов за счет выделения бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на АПС. Кроме того, начиная с 2007 года, предусматривается субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до одного года.

Для стимулирования развития малых форм хозяйствования созданы условия для привлечения кредитов и займов. Это сделано с целью улучшения материально-технической базы личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Заявленные мероприятия финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников.

Распределение плановых годовых объемов средств по субъектам федерации, направляемых на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми Минсельхозом России нормативами определения размеров субсидий. Корректировка плановых годовых объемов осуществляется по итогам фактического использования средств за первое полугодие каждого года [11].

Региональные органы власти и органы местного самоуправления для более эффективного использования средств федерального бюджета создают условия для привлечения необходимых инвестиционных ресурсов (кредиты, лизинг). Это осуществляется, в том числе путем оказания помощи производителям сельскохозяйственной продукции в гарантийном обеспечении исполнения обязательств.

Размещение заказов для государственных или муниципальных нужд производится в едином порядке в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, ради развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере [10].

Региональная политика

Главной задачей муниципальных образований при разработке стратегии развития эффективного сельского хозяйства является создание эффективных экономических моделей управления АПС в регионе. При этом они должны отвечать принципам системности и рациональности, а также совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к агропромышленному строительству региона это может означать:

– активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктуры региона;

– формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе;

– создание благоприятных условий для формирования регионального строительного комплекса, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства;

– активное формирование инвестиционной политики на территории региона [6].

Безусловно, ряд перечисленных мер имеет общеэкономический характер, однако применительно к строительству их определение и использование имеют для региона важное значение.

В условиях рыночной экономики активную роль в региональном стратегическом развитии отводится инвестиционной политике. Она определяет эффективность и целесообразность вложений, источники финансирования, отвечает за проведение тендеров и сроков реализации проектов, создание благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Реализация национального проекта «Развитие АПК», а именно строительство агропромышленных объектов позволяет развивать заготовительную и перерабатывающую промышленность. Это касается, прежде всего, сельского хозяйства, которое сегодня находится в тяжелом положении.

В условиях вступления России в ВТО большое значение играет ориентация на конечную продукцию, способную составить конкуренцию на мировых рынках. В связи с этим необходимо стремиться к организации региональной производственной системы по замкнутому циклу воспроизводства и замещения всех видов ресурсов с полной переориентацией экономической деятельности на выпуск конечного готового продукта с высокой добавленной стоимостью.

При возведении производственных мощностей появляется гарантированный сбыт продукции, повышается уровень товарности хозяйства, растет доходность хозяйств, увеличивается занятость населения, снижается безработица. Также начинается социально-экономический подъем сел и деревень: строятся дороги, газопроводы, больницы, магазины и др. Люди перестают уезжать в большие города в поисках работы и лучшей жизни.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:15:04