Роль инвестиционно составляющей в регулировании регионального рынка труда

Азитов Р.Ш.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования трудовых ресурсов путем инвестиций в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Формирование устойчивого экономического интереса и поддержание мотивации являются базовой основой трудового ресурса и совершенствования трудовых способностей, что имеет особую значимость для российской экономики.

Ключевые слова: рынок труда, инвестиции, человеческий капитал, трудовые ресурсы



Экономический подход к изучению человека и его поведению, осуществляемый в рамках современных экономических концепций, широко используется в практике рыночного хозяйствования развитых стран. Многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в трудовые ресурсы как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.

Обращение к инвестициям в человеческий капитал приводит к различным точкам зрения на них [1]. «Человеческим» его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений, или будущих заработков, либо того и другого вместе. Ученые считают, что в узком смысле одной из форм капитала является образование. В широком смысле трудовые ресурсы формируются путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Мы считаем, что обе точки зрения правомерны: без образования, без соответствующих профессионально-квалификационных характеристик (всего того, что формирует способности индивида к труду) невозможно получение дохода. Но без здоровья, сформированного определенного культурного уровня, мотивации, без стремления руководителей производств эффективно использовать трудовые ресурсы, без соответствующей оценки социума и, самое главное, без приложения полученного образования и всех выше названных характеристик не предоставляется возможным увеличение будущих доходов. А все это возможно формировать, развивать и накапливать только путем инвестирования.

Бессердечный взгляд на человека или основа для экономического роста?

Формирование трудовых ресурсов – многоаспектная, широкомасштабная проблема, всестороннее и глубокое рассмотрение которой в рамках одной работы невозможно. Это вынуждает нас ограничиться более детальным исследованием такой формы инвестиций в трудовой ресурс, как образование.

Несмотря на то, что существуют различные формы инвестиций в трудовой ресурс, образование в современном мире является одним из основных направлений. Инвестиционные решения в отношении образования имеют существенную специфику, связанную с его двойственным характером, который заключается в том, что образование по своей природе представляет собой как потребление, так и инвестиции. Впервые представление о производительном характере затрат в развитие способности населения к труду было сформулировано еще классиками политической экономии. До начала 1960-х годов образование обычно рассматривалось как одно из основных прав человека, главным образом связанное с потреблением. Впоследствии все более полно раскрывалась двойственная природа образования. При этом акцент переносился на характеристику образования как инвестиций в человека.

В 1960-х годах Т.Шульц и Э.Дэнисон [2] показали, что образование непосредственно вносит вклад в рост национального дохода посредством улучшения умений и навыков рабочей силы. Шульц к инвестициям в человеческий капитал относил, помимо прямых затрат на образование в учебных заведениях, самообразование дома, накопление опыта на работе, а также капиталовложения в здравоохранение, образование. Именно вложения в человеческий капитал, рост ценности человеческого труда становятся важнейшими факторами преобразования экономики, модернизации экономических институтов. Сама концепция человеческого капитала объявлялась оскорбительной, поскольку она трактовала людей, как машины. Взгляд на образование как на инвестиции, а не как на приобщение к культурному опыту, считался бессердечным, безнадежно ограниченным» [3]. В 1980 г. Д Хиксом было обнаружено, что в 12 развивающихся странах, имеющих наиболее высокие темпы экономического роста, наблюдались значительно выше средних уровни грамотности и ожидаемой продолжительности жизни. Его анализ подтвердил связь между экономическим ростом и развитием человеческих ресурсов, измеряемым грамотностью и ожидаемой продолжительностью жизни [4]. Однако исследования Д. Хикса доказывают корреляцию между уровнем дохода на душу населения и уровнем развития образования. Но корреляция не означает причинность. Корреляция между экономическим ростом и уровнем образования может означать две различные причинно-следственные связи: во-первых, образование вызывает экономический рост, во-вторых, наоборот, быстрый экономический рост позволяет стране больше средств тратить на образование.

Признание первостепенной роли человека в общественном производстве

В 80-е годы вновь были предприняты попытки использовать эконометрические методы, для того чтобы связать затраты ресурсов и выпуск продукции, в ходе которых снова была продемонстрирована зависимость между приростом выпуска продукции и образованием работников. Например, Мировой банк в 80-х годах на основании обследования 192 стран, пришел к заключению, что только 16% экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом. Несомненная заслуга теоретиков человеческого капитала — признание первостепенной роли человека в общественном производстве. Широкое распространение данной теории на Западе и появление большого числа ее сторонников за рубежом и в нашей стране обусловлено тем, что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально-экономического развития – человеческий, в его качественно преобразованном виде. Все выше названное связано с усилением роли образования, которое становится «основным ресурсом и источником формирования высокоразвитой рабочей силы» [5]. Благодаря теории человеческого капитала, удалось быстрее преодолеть заблуждение, будто затраты на образование являются потребительскими расходами, признать их производительную природу. Инвестиции в человека обеспечивают значительный долговременный экономический эффект. Не менее плодотворными оказались положения концепции человеческого капитала о выгодности и рациональности вкладывания средств учащимися и их родителями в образование и профессиональную подготовку.

Невещественное накопление в развитие человека

Теория человеческого капитала применима в качестве аналитического инструмента при выявлении экономической эффективности образования. Вклад сторонников этой теории заключается в том, что они четко определили его индивидуальный экономический эффект для отдельного человека. Инвестиции в человеческий капитал – вложение ресурсов в образование, воспитание, культуру в целом и молодого подрастающего поколения в частности, обусловленное заботой о судьбе будущих поколений, о росте интеллектуального потенциала и стремлением получить доходы, выгоду путем совершенствования людей и повышения уровня их профессионализма [6].

Наша исследовательская позиция заключается в следующем: к инвестициям в трудовой ресурс следует отнести вложение ресурсов в формирование базовых элементов трудового ресурса и средства на поддержание и совершенствование трудовых способностей, формирование устойчивого экономического интереса и поддержание мотивации. Экономическая наука последних десятилетий в отношении трудовых ресурсов выявила роль невещественного накопления в развитии человеческого капитала. Подобно физическому капиталу, его формирование требует как от самого человека, так и от общества в целом значительных издержек. Инвестиции в базовые элементы трудового ресурса через сферы, их формирующие, (здоровье, образование, культуру), могут осуществлять не только индивиды, их семьи, но и работодатели, регионы, государство - все заинтересованные в развитии трудового ресурса, получении выгоды от этих вложений.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:13:40