Успехи и уроки развития китайского автомобилестроения

Ли С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ли С. Успехи и уроки развития китайского автомобилестроения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 4-9.

Аннотация:
В статье рассматриваются исторические особенности автомобильной промышленности Китая и этапы развития автомобилестроения в КНР, определена позиция отрасли на мировом рынке, перечисляются успехи и перспективы

Ключевые слова: автомобилестроение, автопром, китайская автомобильная промышленность, автомобильный рынок Китая



По мере перехода Китая от плановой экономики к рыночной, отсутствие передовых технологий стало, без сомнения, важнейшей слабостью китайского автомобилестроения.

Китайцы до сих пор считают родоначальником своей автоиндустрии Россию, а точнее Советский Союз. Именно при участии советских автомобильных предприятий (например, ЗИЛа) в Китае в 1950-е годы стали строиться первые заводы по производству машин. Правда, тогда это были предприятия, выпускающие в основном грузовые автомобили — они были важнее для развивавшейся китайской экономики, чем комфорт рядовых граждан и, соответственно, более необходимы, чем производство легковых автомобилей.

Второй этап развития китайской автомобильной индустрии приходится на середину 1980-х годов. Именно тогда на территории КНР появились первые крупные международные автомобильные концерны, которые стали создавать совместные предприятия и строить собственные автомобильные заводы уже для выпуска легковых машин. А 2000-2002 годы считаются началом третьего, переломного этапа в развитии китайского автопрома — в это время местные компании начали самостоятельно строить заводы и выпускать автомобили собственных марок.

Ключевая фаза развития китайского автомобилестроения

В настоящее время большинство крупнейших китайских автомобильных предприятий принадлежат государству. Они отчитываются не перед акционерами, а непосредственно перед правительством.

Несомненно, китайские государственные компании имеют преимущества перед частными автопроизводителями, главное из которых – это легкий доступ к финансам. С другой стороны, правительство лишает эти компании самостоятельности в принятии рыночных решений, что рано или поздно может привести к ухудшению их положения.

Россия в текущем году стала самым значительным импортером машин из КНР. Настораживает, что другие наиболее активные потребители китайских транспортных средств — это страны «третьего мира» (Сирия, Алжир, Вьетнам и др.).

На китайском рынке сейчас преобладают не автомобили собственно китайского производства, а продукция совместных предприятий (СП). Кроме мини-авто и автомобилей эконом-класса, а также таких китайских марок, как Chery и Jili, рынок автомобилей среднего и высокого класса практически монополизирован иностранными производителями. В соответствии с действующим законодательством о совместных предприятиях, китайская и иностранная сторона владеют по 50% доли предприятия, но поскольку иностранные партнеры обладают ключевыми технологиями, то им принадлежит решающее слово. Их осторожность по отношению к передаче технологий приводит к тому, что «замена технологии» в китайском автомобилестроении согласно первоначальному замыслу не производится, а СП похожи на заводы по сборке автомобилей, открытые в Китае крупнейшими мировыми производителями.

Китайская автомобильная промышленность, существующая уже более 50 лет, находясь в окружении «иностранных войск», вступила в ключевую фазу развития. Нельзя отрицать тот вклад, который внесли совместные предприятия в развитие китайского автопрома, но в настоящее время ключевым вопросом является необходимость прокладывания собственного пути, создания собственных патентов на интеллектуальную собственность.

Кризис — не помеха!

Сегодня размах китайской автомобильной промышленности впечатляет. В первом квартале 2009 года Китай стал мировым лидером по количеству производимых легковых автомашин (1,8 млн.), а объем их продаж достиг 2,68 млн. шт. [1].

После того как General Motors Corp и Chrysler объявили о своем банкротстве, продажи легковых автомобили на мировом рынке пошли на спад. А автомобильный рынок КНР на данный момент является вторым в мире по величине. Более того, представители таких крупных автоконцернов, как Volkswagen AG, General Motors Corp и Toyota Motor Corp уверяют, что у этого рынка есть отличный потенциал для дальнейшего развития.

Аналитики также отмечают, что у китайского автомобильного рынка очень хороший потенциал для развития, поскольку на данный момент в КНР из 1000 человек лишь не более 60 владеют автомобилями. Для сравнения: в развитых странах из 1000 человек автовладельцев – 600, а в США – 800. Вместе с тем количество автомобилей на китайских дорогах в прошлом году превысило отметку 50 млн. шт.

По данным Исследовательского центра развития промышленности при Госсовете КНР, в 2008 году в Китае было изготовлено 9,34 млн. автомобилей различных видов, в 2009 году ожидалось производств около 10,5 млн., а уже в 2011 году их число должно увеличиться уже до 14 млн. шт. [2]. Естественно, что мировой экономический кризис вносит свои корректировки в плановые показатели. Тем не менее, уже в первой половине текущего года автомобильный рынок КНР полностью восстановился. За первое полугодие 2009 года было произведено 5,991 млн. автомобилей, а реализовано – 6,99 млн. штук, что соответственно на 15,2 % и 17,7 % больше, чем за аналогичный период 2008 года [3].

Специфический путь развития китайского автопрома

Следует отметить, что китайская автомобильная промышленность крайне разнообразна. На сегодняшний день в КНР насчитывается более 130 автомобильных предприятий, которые производят в общей сложности свыше 90 марок и 260 моделей легковых автомобилей.

В целом, у китайского автопрома свой специфический путь развития. Сегодня в Китае имеют свои заводы практически все крупные международные автопроизводители. Одной из первых иностранных компаний, открывших производство в Китае, стал концерн Volkswagen. Его совместное предприятие с местной компанией FAW было запущено еще в начале 1980-х годов под Пекином, где, в частности, начали собирать популярные во всем мире Audi 100. На данный момент на заводе Volkswagen также производятся предыдущие модели Jeta3 и Jeta4. Поскольку эти модели пользуются наибольшим спросом, то и производятся в большем объеме, чем новые поколения Jeta5. [5]

Наряду с машинами известных зарубежных марок в Китае с конвейера сходит все больше автомобилей местных брендов. Как правило, китайские автопроизводители вырастают из СП с западными компаниями. Они быстро учатся у зарубежных партнеров и оперативно налаживают выпуск собственных моделей. Зачастую китайцы, не смущаясь, копируют не только технологии, но и внешний вид популярных западных моделей. Рекордсменом по количеству копий в Китае до последнего времени считался японский кроссовер Honda CR-V.

В общей сложности в Китае насчитывается сегодня около 70 местных автомобильных брендов. Правда, половина из них – незначительные по объему марки машин, производство которые не достигает и 5 тыс. единиц в год. Солидных же китайских марок – с два десятка. К самым известным и хорошо продаваемым внутри страны относятся Xiali, Chery, Geely, BYD, Hafei, Brilliance, JAC, Great Wall, FAW, Landwind, Lifan, Tianma, Zotie и др.

Автомобильные гиганты

При всем многообразии производителей в китайском автопроме наблюдается тенденция к консолидации. За последнее время в КНР сформировалось несколько крупных автомобильных гигантов. В частности, по итогам прошлого года более половины всех произведенных в Китае автомобилей были выпущены тремя крупными корпорациями: Shanghai Automotive Industry Group (SAIC, 18.34% всего производства в стране), First Automobile Works (FAW, 16.34%) и Dongfeng Motor Corp. (DFM, 14.08%). [7]

14 крупнейших автопроизводителей Китая контролируют уже 90% местного рынка. Это создает предпосылки для накопления отраслью ресурсов для технологического прорыва (покупка технологий и заводов иностранных производителей).

Значительную роль в развитии отрасли играет правительственная поддержка. Например, в Китае разработана программа субсидий для покупателей авто из сельской местности. Правительство Китая в качестве меры борьбы с кризисом стало активно стимулировать внутренний спрос, реализуя населению автомобили, выпущенные на территории страны, и тем самым активизируется их производство.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:24:02