Государственное регулирование транснациональных корпораций как основа повышения эффективности их взаимодействия с государством
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Черешнев М.А. Государственное регулирование транснациональных корпораций как основа повышения эффективности их взаимодействия с государством // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 10-15.
Аннотация:
Статья посвящена вопросам государственного регулирования деятельности ТНК. Рассматриваются негативные последствия и положительные эффекты, связанные с их деятельностью в принимающей стране.
Ключевые слова: государственное регулирование, транснациональные корпорации, угрозы тнк, принимающее государство, национальный кодекс тнк
Транснациональные корпорации (ТНК), с одной стороны, представляют собой возможность для развития государств, с другой стороны, становятся более влиятельными, чем многие государства. В связи с этим встает закономерный вопрос о том, каким образом осуществлять их государственное регулирование.
Каждая в отдельности страна может воздействовать с помощью своего законодательства и административных мер не на всю транснациональную корпорацию, а только на ее часть, функционирующую в пределах ее государственных границ, если только здесь не располагается штаб-квартира компании. В этой ограниченности правового воздействия и коренится его неэффективность. Повысить ее возможно только путем регламентации деятельности центра управления ТНК – материнской или головной компании. Однако регулирование деятельности ТНК – регулирование особого рода.
Государственное регулирование деятельности ТНК имеет особую специфику ввиду особенностей самой экономической природы ТНК. Более того, сама по себе транснациональная компания не является единым субъектом права, она представляет собой организацию нескольких (иногда десятков, а то и сотен) самостоятельных в правовом отношении юридических образований.
Государственное регулирование деятельности ТНК
Первым вопросом при взаимодействии ТНК и государства является вопрос выделения ТНК как самостоятельного субъекта экономических отношений. Ведь в действительности, в России большинство ТНК присутствуют в виде группы компаний разных юридических форм от простых обществ с ограниченной ответственностью (например, ООО «Проктер энд Гэмбл») до достаточно структурированных акционерных обществ (как «ТНК-BP»). Все же нельзя однозначно сказать, является та или иная компания структурой ТНК или самостоятельным игроком, поскольку активно используются длинные цепи учредителей, которые могут быть проведены через оффшорные компании.
Необходимо также четко осознавать, какие угрозы ведет за собой игнорирование вопроса государственного регулирования ТНК. Ведь наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются: создание неперспективной для страны роли в системе разделения труда, угроза концентрации в стране старых технологий, захват ТНК наиболее перспективных отраслей производства и вытеснение с рынков отечественных производителей, рост рисков инвестиционных процессов, сокращение бюджетных доходов из-за применения различных схем налогообложения и т.д.
Для того чтобы преодолеть или минимизировать негативные последствия деятельности ТНК необходимо осознать появление новых задач, уточняющих функции государства при взаимодействии с ТНК. ТНК имеют в арсенале команды специалистов, которые отвечают как за минимизацию налогообложения, так и за анализ и создание специальных схем для оптимизации деятельности. С учетом этого факта следует усилить позиции государственных институтов, как совокупности структур, регулирующих финансово-экономическую деятельность ТНК в конкретных условиях Российской Федерации.
Рост экономического влияния ТНК
Поведение зарубежных ТНК при освоении ими российского рынка может наносить ущерб как конкуренции, так и более глобальным интересам национальной экономической безопасности России (так называемая проблема «отмывания» средств). Органы конкурентной политики проявили большую озабоченность этими вопросами.
И здесь вновь встает вопрос о государственном регулировании деятельности ТНК. Государство должно выступить тем институтом, который обеспечит прозрачность сделок и создаст механизмы контроля над инвестиционными потоками и оттоками. Безусловно, каждое государство заинтересовано в притоке инвестиций и повышении привлекательности своей страны. Роль государства в таком контексте – одновременно создать условия для инвестирования и обеспечить соблюдение этих условий.
Сегодня ТНК превратились из объектов в субъекты международной политики, активно участвующие во всех глобальных процессах, происходящих в мире. Во внешней политике ТНК реализуют собственную корпоративную дипломатию, а для успешного обеспечения внутрикорпоративной политики создали свою, корпоративную, идеологию. Наряду с крупнейшими державами они имеют собственные многочисленные спецслужбы, а оружием, которое выпускает, например, только одна General Dynamics [1], можно вооружить армию не одного государства.
Вследствие этого, государственное регулирование деятельности ТНК может выходить за рамки государства на международный уровень для обеспечения правил игры с такими мощными экономическими субъектами как ТНК. Государственное регулирование международного экономического и политического поля может проявляться в инициировании международных конвенций и правил для защиты национальных экономик.
В перспективе ТНК смогут стать доминирующей силой мирового хозяйства, заменив национальные государства в качестве основных его объектов. Именно поэтому, в настоящее время вопросу государственного регулирования деятельности ТНК следует придавать особое значение.
Влияние ТНК на политическую жизнь страны
Учитывая заинтересованность ТНК в политическом контроле над деятельностью государств, одной из форм государственного регулирования их деятельности должно быть ограничение участия ТНК во внутренней политической жизни страны, выраженное в запрете финансирования партий и кандидатов из бюджетов корпораций. Этот аспект принимает особое значение для обеспечения и сохранения интересов государства, которое находится в тесном взаимодействии с ТНК.
Действуя в принимающих государствах, ТНК активно включаются в местный политический процесс. Их представители вступают в национальные ассоциации промышленников, внутри которых они получают возможность выхода на руководителей местных органов власти. Корпорации вносят свой «вклад» также в избирательные и другие фонды местных политических партий, имеющие своей целью получение определенных коммерческих выгод, косвенно влияющих также и на политический курс страны пребывания. Именно поэтому функция государства в ограничении участия ТНК в политической жизни страны требует особого внимания.
Наряду с государственным регулированием деятельности корпораций внутри страны целесообразно принять меры для обеспечения и продвижения интересов ТНК, которые располагают свои штаб-квартиры в данной стране. Так, в России следует уделить большее внимание вопросам развития отечественных ТНК, выходящих на международные рынки и содействовать формированию устойчивого политического и экономического поля для отечественных ТНК в других странах.
Создание национальных кодексов для деятельности ТНК
Взаимоотношения ТНК с принимающими странами также неоднозначны. Необходимо отметить, что капитал, инвестированный корпорациями в экономику принимающих государств, становится составной частью процесса воспроизводства. ТНК способствует распространению международных стандартов, поскольку предъявляют одни и те же требования к рабочей силе разных стран, стремясь повысить эффективность своей деятельности, что способствует повышению производительности труда принимающей страны за счет роста промышленности. Деятельность ТНК также способствует процессу разбюрократизации процедур местных органов власти, например связанных с инвестированием или приватизацией. Зачастую именно деятельность ТНК выступает движущей силой пересмотра различных законодательных норм, реформирования бюрократических структур в сторону оптимизации и либерализации.
Создание национальных кодексов для деятельности ТНК в рамках страны базирования должно стать одной из функций государственного регулирования. Существование системы таких кодексов позволило бы обеспечить прозрачность деятельности ТНК и ограничить негативные последствия возможных экономических маневров корпораций.
ТНК действуют преимущественно в целях долгосрочного инвестирования. Поэтому часто ТНК способствуют стабилизации хозяйственной среды, в том числе и финансовой. Однако целью деятельности ТНК является извлечение прибыли, поэтому иногда целые рынки и даже страны могут становиться их жертвами на пути к достижению этой цели. Вследствие этого необходимо понимать и плюсы и минусы от деятельности ТНК и разработать специфические меры государственного регулирования ТНК для защиты экономики от возможных отрицательных последствий.
Таким образом, следует отметить, что государственное регулирование деятельности ТНК является необходимым для стабильного развития государства в современной глобальной экономике. Отмеченные аспекты государственного регулирования деятельности ТНК являются основными и требующими особой проработки.
[1] General Dynamics Corporation — американская компания, одна из крупнейших мировых производителей военной и аэрокосмической техники — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:23:51