Критерии идентификации аутсорсинга на приборостроительных и машиностроительных предприятиях
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются критерии идентификации аутсорсинга в системе производственных связей машиностроительных и приборостроительных предприятий. Анализируются отличительные особенности аутсорсинга и промышленной услуги. Показано, что аутсорсинг и промышленная услуга являются самостоятельными формами производственного кооперирования.
Ключевые слова: бизнес-процесс, аутсорсинг, машиностроительное предприятие, промышленная услуга, критерии идентификации, приборостроительное предприятие, поставщик услуг
В практике производственных связей приборостроительных и машиностроительных предприятий с другими хозяйствующими субъектами наряду с понятием «аутсорсинг» часто используется термин «промышленная услуга» (industry service).
Деловые предложения по оказанию промышленных услуг публикуются в специализированных и отраслевых периодических изданиях и в Интернете на досках объявлений, отраслевых сайтах, порталах В2В [1] и др. Содержание предлагаемых услуг может выглядеть примерно следующим образом:
– изготовим сложные корпуса для контрольно-измерительных приборов;
– оказываем услуги по металлообработке на станках c числовым программным управлением;
– производим ремонт и обслуживание станков и прессового оборудования.
Аналогичные услуги на промышленном рынке могут предлагаться и в случае аутсорсинга.
Сходство аутсорсинга и промышленной услуги
Возникает вопрос, аутсорсинг и промышленная услуга – это одно и то же? А если нет, то в чём заключается различие между ними? На первый взгляд, аутсорсинг и промышленная услуга – это, если и не синонимы, то очень близкие понятия. Внешнее содержательное сходство этих понятий сводится к следующим основным положениям.
Во-первых, аутсорсинг по сути своей также является услугой, так как в той или иной мере обладает всеми свойствами, присущими услуге. Эти свойства, относящиеся к базовым понятиям маркетинга, включают в себя неосязаемость, неотделимость от поставщика, несохраняемость и непостоянство качества [3].
Во-вторых, реализация промышленной услуги осуществляется внешним исполнителем, а на приуроченность аутсорсинга к внешним ресурсам указывает само слово outsourcing – внешний источник.
В-третьих, применение аутсорсинга осуществляется через делегирование полномочий и ответственности от заказчика к исполнителю [2]. По такой же схеме реализуется и оказание промышленных услуг.
В-четвёртых, использование аутсорсинга и промышленных услуг в деятельности предприятий может быть, а может и не быть связано с созданием материального продукта.
Такое внешнее сходство аутсорсинга и промышленной услуги выражается в том, что не всегда правильно отождествляются формы производственных связей между предприятием-заказчиком и внешним исполнителем. Например, к аутсорсингу относят использование ресурсов сторонних исполнителей в случае выхода из строя собственного оборудования [5].
Проблема распознавания формы отношений с внешними субъектами
Если бы необходимость разграничения аутсорсинга и промышленной услуги касалась только семантики этих терминов, то это, вероятно, не представляло бы большого интереса. Однако эта проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как использование соответствующих инструментов и механизмов управления деятельностью приборостроительными и машиностроительными предприятиями находится в прямой зависимости от формы взаимодействия этих предприятий с другими хозяйствующими субъектами.
Проблему распознавания форм производственных отношений приборостроительных и машиностроительных предприятий с внешними экономическими субъектами необходимо решать на основе единых критериев идентификации и комплексного сравнительного анализа характеристик аутсорсинга и промышленной услуги. Для этих целей можно использовать следующие идентификационные критерии:
1) уровень принятия управленческих решений;
2) основная цель предприятия-заказчика;
3) продолжительность партнёрских отношений;
4) постоянство делегируемых бизнес-процессов;
5) статус делегируемых бизнес-процессов;
6) редукция номенклатуры бизнес-процессов;
7) создание совместного предприятия.
Идентификационные критерии
Уровень принятия управленческих решений. Этот признак раскрывает одно из основных отличий аутсорсинга от промышленной услуги. Решение о делегировании полномочий и ответственности по реализации бизнес-процессов аутсорсеру носит комплексный стратегический характер и сопровождается реструктуризацией предприятия [1]. В противоположность этому принятие решение о передаче бизнес-процессов поставщику промышленных услуг относится к области краткосрочных тактических или даже оперативных решений и не связано с какими-либо трансформациями структуры предприятия.
Основная цель предприятия-заказчика. При реализации стратегии аутсорсинга и обращения к внешнему поставщику промышленных услуг цели предприятия-заказчика существенно различаются. В первом случае предприятие стремится освободиться от непрофильных активов и бизнес-процессов с целью фокусировки на основной деятельности и достижения долговременных конкурентных преимуществ. Во втором случае решаются текущие производственные проблемы. Например, снятие пика производственной нагрузки, связанного с нехваткой собственных мощностей промышленного предприятия.
Продолжительность партнёрских отношений. Этот признак вытекает из предыдущего. Стремление промышленных предприятий снизить затраты, повысить эффективность деятельности и получить конкурентные преимущества на рынке реализуется через долгосрочные и стабильные аутсорсинговые отношения. При решении текущих производственных проблем взаимодействие предприятий с поставщиками промышленных услуг носит спорадический и кратковременный характер.
Постоянство делегируемых бизнес-процессов. На приборостроительных и машиностроительных предприятиях на аутсорсинг передаются частично или полностью бизнес-процессы, характерной особенностью которых является их постоянное присутствие в общей технологической цепочке основного и вспомогательного производства. Когда возникает необходимость в выполнении разовых кратковременных бизнес-процессов, а промышленное предприятие не имеет для этого опыта, ресурсов, технологии и др., то реализация этих бизнес-процессов осуществляется через поставщика промышленных услуг.
Статус делегируемых бизнес-процессов. Этот признак целиком связан с возможностью передачи стороннему исполнителю профильных бизнес-процессов. Считается, что на аутсорсинг следует передавать непрофильные бизнес-процессы, которые не имеют определяющего значения для конкурентоспособности предприятия. Однако может возникнуть сложная ситуация, например, технологическое отставание, когда необходимо использовать аутсорсинг основных бизнес-процессов [1].
Таким образом, если говорить о различиях между аутсорсингом и промышленной услугой в части передачи основных бизнес-процессов внешнему исполнителю, то здесь возможен преимущественно вариант аутсорсинга.
Редукция номенклатуры бизнес-процессов. Это один из ключевых признаков разграничения аутсорсинга и промышленной услуги, заключающийся в том, что передача предприятием полномочий и ответственности внешнему исполнителю связана с отказом от собственных бизнес-процессов. А это, соответственно, сопровождается уменьшением количества бизнес-процессов заказчика. Совершенно иная ситуация возникает при передаче бизнес-процессов поставщику промышленных услуг. Поскольку взаимодействие промышленного предприятия и поставщика услуг имеет спорадический и краткосрочный характер, то это не приводит к редукции номенклатуры бизнес-процессов.
Создание совместного предприятия. Организация совместного предприятия с аутсорсером служит эффективным инструментом развития аутсорсинга на промышленных предприятиях и представляет собой интеграцию опыта, знаний и части персонала и активов партнёров. Целью такой структуры является не только повышение качества взаимодействия, но также разработка и продвижение на рынок новой продукции и услуг [4]. Сотрудничество предприятия-заказчика с поставщиком промышленных услуг к созданию совместного предприятия обычно не приводит. Причина этого – низкий уровень значимости объектов сотрудничества для заказчика и краткосрочность партнёрских отношений.
Таким образом, аутсорсинг и промышленная услуга являются самостоятельными формами производственного кооперирования приборостроительных и машиностроительных предприятий с другими хозяйствующими субъектами. Принципиальное отличие аутсорсинга от промышленной услуги связано, в первую очередь, с уровнем принятия управленческого решения о сотрудничестве, продолжительностью партнёрских отношений и редукцией номенклатуры бизнес-процессов.
[1] Business to business – сфера делового взаимодействия, где потребителем услуг, товаров, информации выступают предприятия, бизнес, а не физические лица – прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:22:54