Управленческий учет – информационная база внутреннего контроля закупочно-сбытовой деятельности потребительских обществ

Чижевский Д.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена проблемам управленческого учета в потребительских обществах. Информация, формируемая в системе такого учета, позволит управленческому персоналу потребительских обществ оперативно принимать эффективные решения по вопросам закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: внутренний контроль, управленческий учет, управленческие решения, финансовый учет, система внутреннего контроля, потребительское общество, закупочно-сбытовая деятельность



В современных условиях создание и функционирование в потребительских обществах системы управленческого учета – вопрос не только эффективного управления ими, но и их существования. Возможность быстро адаптироваться к динамично меняющимся условиям рыночной экономики – основное преимущество, которое предоставляют потребительским обществам методики управленческого учета и соответствующие им системы внутреннего контроля.

По нашему мнению, внедрение управленческого учета в практику работы потребительских обществ позволит повысить эффективность их системы внутреннего контроля. Также это обеспечит устойчивое и динамичное развитие всех отраслей деятельности, в том числе и закупочно-сбытовой.

Сущность управленческого учета

В настоящее время, как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых и практиков не выработано единого подхода к сущности управленческого учета.

Авторский коллектив под руководством А.Д. Шеремета [6, с.18] считает, что управленческий учет является подсистемой бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления и контроля над деятельностью организации. Управленческий учет включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

М.А. Вахрушина [1, с. 11–12] определяет управленческий учет как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому персоналу для выполнения его функций.

По мнению О.Е. Николаевой и Т.В. Шишковой [5, с. 17], управленческий учет охватывает все виды учетной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием.

Т.П. Карпова [2, с. 33] определяет управленческий учет как интегрированную систему учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Н.П. Кондраков и М.А. Иванова [4, с. 6] считают, что управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

В.Э. Керимов [3, с. 40] определяет управленческий учет как интегрированную внутрихозяйственную информационную систему. Основной ее целью является информационно-аналитическое обеспечение менеджеров о затратах и результатах деятельности как всей организации и ее подразделений для принятия оперативных, тактических и стратегических решений.

Особенности управленческого учета

В научной литературе существует достаточно большое разнообразие определений управленческого учета. Объединяет их цель управленческого учета – обеспечение менеджеров различных уровней необходимой информацией для принятия управленческих решений.

Исследование позволило выявить достаточно четко выраженные принципиальные отличия финансового и управленческого учета. Одним из отличительных признаков управленческого учета от финансового учета является категория пользователей информации, подготавливаемой в системах этих двух видов учета. В частности, информация управленческого учета предназначена только для внутренних пользователей, в отличие от информации финансового учета, которая, как правило, предназначена для внешних пользователей.

Другим отличительным признаком является использование в управленческом учете, при планировании и анализе натуральных показателей. Применение таких показателей может использоваться при углубленном изучении затрат по отдельным статьям и элементам. Так, например, на изменение расходов по хранению закупленной сельскохозяйственной продукции могут оказывать влияние объем хранимой продукции, продолжительность и стоимость хранения, скидки (надбавки) за нестандартную сельхозпродукцию и т.п.

Финансовый и управленческий учет закупочно-сбытовой деятельности потребительских обществ объединяет первичная регистрация соответствующих хозяйственных операций. Часть внутренней информации управленческого учета фиксируется в первичных учетных документах и на счетах бухгалтерского учета. Обеспечение через систему управленческого учета информационных потребностей менеджеров различных уровней связывает его с функциями менеджмента.

Информация о закупочно-сбытовой деятельности

В настоящее время управленческий учет используется для приятия краткосрочных и долгосрочных управленческих решений. При этом краткосрочная информация должна подготавливаться с учетом ее влияния на стратегическое развитие хозяйствующего субъекта. В потребительских обществах для подготовки информации управленческого учета закупочно-сбытовой деятельности целесообразно в основном использовать методологию бухгалтерского учета, которая охватывает все хозяйственные операции.

Такой подход, на наш взгляд, позволит избежать дополнительных затрат на обучение бухгалтерского и управленческого персонала. Это является весьма важным для потребительских обществ, постоянно испытывающих дефицит оборотных средств, а также будет способствовать сокращению количества ошибок в самом управленческом учете, и, следовательно, в управлении закупочно-сбытовой деятельностью.

Основные цели управленческого учета закупочно-сбытовой деятельности в потребительских обществах представлены в таблице

Таблица

Цели формирования информации о закупочно-сбытовой деятельности в системе управленческого учета потребительских обществ

Цель
Подцель
Формирование оперативной информации
– об условиях закупок сельхозпродукции;
– об объемах закупок сельскохозяйственной продукции для обеспечения производственных нужд перерабатывающих, торговых предприятий, предприятий общественного питания потребительского общества;
– об объемах закупок сельхозпродукции для обеспечения потребностей сторонних покупателей в соответствии с заключенными договорами;
– об изменении закупочных и продажных цен на сельхозпродукцию с учетом конъюнктуры рынка на аналогичную сельхозпродукцию;
– о сроках выполнения договоров на поставку сельхозпродукции;
– об основных условиях реализации закупленной сельхозпродукции и продукции собственного производства на внутреннем рынке;
– о сроках и формах оплаты отгруженной сельхоз продукции в соответствии с заключенными договорами;
– о методах анализа дебиторской и кредиторской задолженности
Формирование внутренней информации для оптимизации этапов закупочно-сбытовой деятельности
– совершенствование процессов закупки, переработки, хранения, подработки, сортировки, перевалки, транспортировки и реализации сельхозпродукции, а также планирования, бухгалтерского и юридического сопровождения сделок;
– совершенствование работы структурных подразделений (центров хозяйственной ответственности)
Формирование внутренней информации для повышения эффективности закупочно-сбытовой и перерабатывающей деятельности
– оптимизация расходов на закупку и продажу сельхозпродукции;
– оптимизация производственных затрат на переработку сельскохозяйственной продукции и продажу собственной продукции;
– для управления эффективностью закупочно-сбытовой и перерабатывающей деятельности

Организация системы управленческого учета закупочно-сбытовой деятельности в потребительских обществах позволит управленческому персоналу:

– эффективно управлять затратами, связанными с закупками, подработкой, сортировкой, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции;

– оптимизировать прибыль и налоги;

– определять стратегическую линию развития закупочно-сбытовой и перерабатывающей деятельности;

– осуществлять внутренний контроль закупочно-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений (центров хозяйственной ответственности).


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:23:00