Роль сегментного анализа в повышении эффективности деятельности кооперативных организаций

Шпакова Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Практика хозяйственного управления деятельностью организаций потребительской кооперации характеризуется отсутствием аналитических прогнозов и сегментного анализа. В чем заключается цель такого анализа? Каковы его преимущества? Какую роль он может сыграть при принятии управленческих решений в организациях отребкооперации? Читайте об этом в статье.

Ключевые слова: управленческие решения, потребительская кооперация, диверсификация, конкурентная стратегия, сегментная отчетность, сегментный анализ, методика сегментного анализа



Расширение сферы деятельности потребительской кооперации, усиливающаяся конкуренция со стороны коммерческих структур приводят к увеличению числа вариантов хозяйственных решений, усложняя проблему их выбора. В этих условиях необходим поиск новых подходов к информационному обеспечению управления сложным многоотраслевым кооперативным хозяйством на основе совершенствования методологии учета, отчетности и анализа различных сторон деятельности кооперативных организаций и интерпретации результатов анализа учетной информации для экономического обоснования принимаемых управленческих решений.

При осуществлении хозяйственных операций потребность в группировке и анализе данных по сегментам косвенно обусловлена спецификой деятельности кооперативных организаций. Обеспечение социальной миссии также требует соответствующей экономической базы, основанной на многоотраслевой хозяйственной деятельности потребительских обществ. Управление такой сложной организационной структурой нуждается в качественном и полноценном информационном обеспечении.

Одним из эффективных инструментов такого управления является сегментный анализ, цель которого состоит в оценке вклада каждой отрасли в формирование прибыли кооперативной организации; целесообразности и эффективности функционирования отдельных видов деятельности, рынков сбыта; оптимизации показателей деятельности, как отдельных отраслей, так и кооперативной организации в целом. Сегментный анализ приобретает все большее значение при принятии управленческих решений, когда для их обоснования требуются рациональные и логические аргументы.

Отчетность по сегментам

Деятельность организаций потребительской кооперации диверсифицирована, осуществляется в разных регионах, сегментирована по рынкам. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость получения качественной информации о том, что дает каждый сегмент рынка, отдельный вид деятельности, продукции или услуг, регион, предприятие.

Именно для отражения такой многоотраслевой деятельности и предназначена отчетность по сегментам. Она дает возможность пользователям лучше понять логику развития кооперативной организации, проанализировать важнейшие показатели по каждому из ее основных видов деятельности и географических регионов, оценить риски и прибыли, характерные для деятельности организации. На основе агрегированных данных подобный анализ затруднителен.

Необходимость проведения сегментного анализа определяется несколькими факторами:

во-первых, он необходим при разработке стратегии развития организации и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

во-вторых, он необходим для оценки привлекательности организации с точки зрения внешних инвесторов, определения позиции организации в национальных и иных рейтингах;

в-третьих, сегментный анализ позволяет выявить резервы и возможности организации, определить направления адаптации ее внутренних возможностей к изменениям условий внешней среды.

При этом основные возможности сегментного анализа заключаются в следующем:

– при составлении сегментной отчетности определяется вклад каждого сегмента в формировании прибыли как более крупного сегмента, так и организации в целом;

– устанавливается целесообразность выпуска отдельных видов продукции и расширение (или, наоборот, сокращение) ее ассортимента;

– определяется эффективность конкретных видов деятельности, рынков сбыта;

– оптимизируются показатели деятельности, как отдельных сегментов, так и организации в целом и, как следствие, увеличивается прибыль.

Целью проведения сегментного анализа является необходимость получения ответов на следующие вопросы:

– Какие виды деятельности, географические регионы, товары будут приносить больший доход?

– Каков уровень рентабельности данного сегмента?

– Какой объем рынка занимает данный сегмент?

– Каков покупательский спрос по данному сегменту?

– Каковы перспективы роста доходности, прибыльности отдельных сегментов?

Методика анализа

Практику хозяйственного управления деятельностью организаций потребительской кооперации отрицательно характеризует отсутствие аналитических прогнозов и сегментного анализа в годовом отчете. До сих пор в системе потребительской кооперации отсутствуют типовые методики анализа в различных отраслях, и каждая организация проводит анализ по своей методике. Поэтому выводы и рекомендации по результатам проведенного экономического анализа носят субъективный характер и в значительной мере зависят от эрудиции и квалификации работников, не всегда достигается глубина, комплексность и системность анализа.

По нашему мнению, типовые методики должны охватывать все звенья управления отраслью в целом (от предприятия до министерства) как торгово-хозяйственного комплекса. В них наряду с традиционными вопросами анализа должны содержаться показатели оценки выполнения плана, повышения эффективности всех отраслей кооперативного хозяйства и их дальнейшей интенсификации, внедрения в практику достижений научно-технического прогресса. В организациях потребительской кооперации должны быть разработаны должностные инструкции с указанием показателей, последовательности и детализации анализа, который должны проводить работники аналитической службы.

В связи с этим результаты исследования автора заключаются в поиске новых подходов к совершенствованию методики сегментного анализа и его информационного обеспечения в организациях потребительской кооперации.

Автором рекомендована последовательность проведения расчетов по методике сегментного анализа, требующая постепенной конкретизации информации о затратах, продажах и доходах по мере разложения крупных сегментов на более мелкие. Также предложена система количественных и качественных показателей, характеризующих многоотраслевую деятельность организаций потребительской кооперации.

В ходе анализа фактические объемы полученных доходов сопоставляются с объемами реализованных товаров (продукции, услуг) и определяются изменения, как в абсолютной сумме полученных доходов, так и в их уровне. В итоге появляется возможность оценить степень доходности отдельных сегментов деятельности кооперативной организации и использовать результаты анализа для принятия решений по перспективам развития каждого из них. При составлении перспективных планов следует предусмотреть темпы роста (снижения) отдельных отраслей деятельности.

Сегментный анализ и стратегия предприятия

Логическим продолжением сегментного анализа в кооперативной организации, по мнению автора, должна стать разработка конкурентных стратегий, к числу основных целей которых следует отнести:

– максимизацию прибыли организации;

– оптимизацию структуры капитала организации и обеспечение ее финансовой устойчивости;

– достижение прозрачности финансово-экономического состояния организации для собственников, инвесторов, кредиторов;

– обеспечение инвестиционной привлекательности организации;

– создание эффективного механизма управления организацией;

– использование организацией рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В настоящее время перед организациями и предприятиями потребительской кооперации стоят серьезные задачи и для успешной их реализации необходимо иметь рационально организованный сегментный анализ. Он позволяет комплексно и в стратегической перспективе оценивать эффективность деятельности кооперативной организации в целом и в разрезе отдельных отраслей. Хороший подбор необходимой информации, научно обоснованные методы анализа этой информации способствуют скорейшему достижению поставленных целей.

Мы считаем, что сегментный анализ хозяйственной деятельности кооперативных организаций должен стать важнейшим инструментом обоснованного выбора управленческих решений по определению стратегии развития на ближайшую и длительную перспективы. Сегментный анализ также можно использовать для объективной оценки результатов избранной стратегии с позиций общегосударственных интересов, пайщиков, работников. Все это требует дальнейшего развития методологии, методики и организации сегментного анализа хозяйственной деятельности, совершенствования его содержания, форм, методов и инструментария.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:22:43