Совершенствование управления региональной системы сервиса на основе внедрения маркетинговых технологий

Алехина Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алехина Е.С. Совершенствование управления региональной системы сервиса на основе внедрения маркетинговых технологий // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 167-170.

Аннотация:
Статья посвящена совершенствованию управления региональной системой сервиса (на примере бытового обслуживания Ростовской области) путем формирования маркетинговых технологий.

Ключевые слова: маркетинговые мероприятия, маркетинговые технологии, бытовое обслуживание, сфера сервиса



В настоящее время предприятия обслуживания населения в силу ряда объективных факторов не имеют возможности привлечь инвестиции для расширения, реконструкции и технического перевооружения, приобретения машин, оборудования, инструмента, инвентаря, в то же время предприятия отрасли нуждаются в глубокой технологической модернизации и современном оборудовании [1].

Оценка проблем хозяйствования в сфере сервиса

Для анализа возможностей использования маркетинговых технологий в преодолении проблем рыночной деятельности в сферах сервиса устанавливается определенная оценка значимости каждой из проблем для развития рынка услуг, выраженная в баллах [3]. Суммирование балльных оценок позволяет сформировать балльную оценку проблемности функционирования данной области сервиса. Данные оценки могут быть получены экспертным путем, а также с помощью проведения маркетинговых исследований в виде опросов руководителей предприятий сервиса и потребителей их услуг. В таблице представлены исходные данные модельных расчетов оценки проблем хозяйствования в сфере сервиса (на примере Ростовской области).

Данный показатель – оценка в баллах степени негативного влияния проблем на развитие рынка услуг – относительный, то есть, сами по себе значения оценок не являются показателями каких-либо экономических процессов и явлений – они могут быть использованы лишь для сопоставления за различные временные интервалы с целью анализа произошедших изменений. С точки зрения степени воздействия на остроту проблем сферы сервиса оцениваются и маркетинговые технологии, что выражается в определенном процентном снижении балльной оценки существующей проблемы (см. табл.). Эффективность маркетинговых технологий определяется достигнутым результатом, полученным при наименьших издержках в оптимальные сроки [3].

Таблица

Параметры процессов маркетинга для формирования маркетинговой технологии

в бытовом обслуживании


Виды
проблемы
Оценка
в баллах
Маркетинговые процессы
(состав исследований, проводимые мероприятия и содержание ожидаемого результата)
Степень снижения проблемы, %
Затраты на проведение мероприятий,
тыс. руб.
1
Низкое
качество обслуживания
10
Маркетинг качества для повышения уровня сервиса.
Исследования – опросы потребителей, кабинетные исследования. Мероприятия – коммуникативные воздействия на производителей и разъяснение потребителям норм качества путем рекламы качественного обслуживания в средствах массовой информации, распространения информации по качеству услуг.
Результат – повышение уровня качества сервиса по отрасли, развитие механизмов защиты прав потребителей
15%
350
2
Неразвитость
сети обслуживания
7
Инвестиционный маркетинг для формировании современной сети обслуживания. Исследования – опросы собственников бытовых предприятий, финансово-кредитных учреждений. Воздействия – стимулирование формирования инвестиционных проектов, определение правил и упрощение осуществления инвестиционной деятельности для малых предприятий. Мероприятия – проведение конференций и выставок, связанных с продвижением региональных инвестиционных проектов в сфере сервиса, реклама инвестиционной привлекательности сферы сервиса.
Результат – привлечение инвесторов для формирование комплексной и развитой сети обслуживания
12%
400
3
Зарегулированность рынка
9
Модернизации работы органов регулирования рынка
Исследования – кабинетные исследования, полевые наблюдения. Мероприятия – совершенствование информационного обеспечения и порядка работы и органов государственного регулирования. Результат – снижение количества обязательных процедур и сроков их реализации для ведения предпринимательской деятельности
20%
300
4
Узкий ассортимент
услуг
8
Инициирование социально-этичного маркетинга в сфере бытового обслуживания. Исследования – статистический анализ, опросы и анкетирование. Мероприятия – стимулирование производителей путем пропаганды и рекламы социально-значимых услуг.
Результат – формирование оптимальной структуры потребления бытовых услуг для домохозяйств с различным уровнем дохода
25%
550

Оптимальный набор маркетинговых мероприятий

Проведение всех указанных выше маркетинговых мероприятий позволит достичь наибольшего эффекта от использования маркетинга для развития регионального сервиса [2]. Однако, как правило, бюджеты проведения маркетинговых мероприятий ограничены, поэтому из имеющегося перечня мер необходимо составить наиболее действенный набор. То есть из рассмотренных маркетинговых процессов необходимо выбрать такую совокупность, которая даст наибольший результат при имеющемся ресурсном обеспечении – эта совокупность процессов и составит маркетинговую технологию региональной сервисной системы в определенной сфере обслуживания. Если существует одна-две проблемы рыночного развития и один-два маркетинговых процесса, то маркетинговая технология может быть сформирована путем простого перебора параметров процессов. Найти оптимальное решение данной задачи можно средствами линейного программирования.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:19:04