Как у пенсионеров незаметно отняли 19 миллиардов

Ярошенко С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001). В России началась пенсионная реформа, целью которой является постепенный переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. Государственная дума РФ на весенней сессии 2001 г. приняла в первом чтении пенсионные законопроекты, устанавливающие новые организационные, правовые и финансовые основы государственного пенсионного обеспечения. Отличительной чертой предлагаемой пенсионной реформы является полное самоустранение государства от ее финансирования, вся тяжесть реформы падает на плечи нынешнего поколения пенсионеров.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, пенсии



В России началась пенсионная реформа, целью которой является постепенный переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. Государственная дума РФ на весенней сессии 2001 г. приняла в первом чтении пенсионные законопроекты, устанавливающие новые организационные, правовые и финансовые основы государственного пенсионного обеспечения. Отличительной чертой предлагаемой пенсионной реформы является полное самоустранение государства от ее финансирования, вся тяжесть реформы падает на плечи нынешнего поколения пенсионеров.

Видимо государственные чиновники посчитали, что пенсионеры в России получают достаточно большую пенсию, и начали урезать их доходы уже в этом году. Так, с прошлого года начало действовать новое налоговое законодательство, которое рекламируется как одна из самых прогрессивных налоговых систем в мире. Давайте посмотрим, что принесла она пенсионерам.

Раньше работники из своей зарплаты платили подоходный налог по прогрессивной шкале, начинавшейся со ставки 12%, и 1% ‑ в Пенсионный фонд России. Причем в действительности прогрессивная шкала практически не работала, поскольку бухгалтерия предприятий старалась сделать все возможное, чтобы зарплата работников не достигала уровня, начиная с которого действовала более высокая ставка подоходного налога. Впрочем, это было не особенно трудно сделать, так как средняя зарплата была значительно меньше этого уровня: например, в 1998 г. годовая зарплата составляла в среднем 9120 руб., а ставка подоходного налога повышалась при уровне годовой зарплаты 20 000 руб.; в 1999 г. соответственно 11 566 руб. и 30 000 руб.; в 2000 г. – 16 225 руб. и 50 000 руб. В 2000 г. 12%-й подоходный налог платило абсолютное большинство ‑ 96,8% работников.

По новому налоговому законодательству была установлена плоская шкала подоходного налога в 13%. Выгоды от новой налоговой системы получило только относительно небольшое число людей с высокими заработками. Основная же масса работников как платила ежемесячно 13% (12% ‑ подоходный налог, 1% ‑ пенсионные отчисления), так и продолжает платить те же 13% (подоходный налог) от своей зарплаты. А вот основными пострадавшими оказались пенсионеры, потому что работники перестали производить пенсионные отчисления. Попробуем оценить в конкретных цифрах, каковы потери пенсионеров в этом году.

По данным Министерства по налогам и сборам РФ, в I-м полугодии 2001 г. в консолидированный бюджет поступило за счет подоходного налога 108,27 млрд. руб. При этом налоговики победно рапортовали о том, что прирост составил 70%. При таком годовом темпе бюджетные поступления во II полугодии 2001 г. составят (без учета предполагаемого повышения зарплат бюджетникам) 138,65 млрд. руб. В сумме за 2001 г. бюджет получает за счет подоходного налога 246,92 млрд. руб. Тринадцатая часть от этой суммы равна 19 млрд. руб. А это даже по государственным меркам совсем немало. Для сравнения: от всей программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 2002 г., куда входит продажа акций более 500 предприятий (в том числе таких крупных, как НГК “Славнефть”, ОАО “Связьинвест”, Магнитогорский металлургический комбинат, киностудия “Мосфильм”) планируется выручить меньше – всего 18 млрд. руб. А 19 млрд. руб. как раз и есть тот 1% от фонда заработной платы, который по действующему сейчас налоговому законодательству достался бы пенсионерам. Сейчас в России 29 млн. пенсионеров, получающих трудовые пенсии. Тем самым каждый пенсионер в 2001 г. лишился в среднем 655 руб. Но гораздо более существенные изменения финансового положения пенсионеров таит в себе надвинувшаяся пенсионная реформа.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:07:43