Analysis of the activities of the retail trade on the basis of non-financial indicators

Geydar Mamedov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-2 / July, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Since the beginning of the financial crisis of 2008, access to capital markets complicated. Financial performance of companies have begun to lose their former strength, the credibility of the reporting from the capital market is weakening. Everyone is interested in future potential of companies to generate cash flows in the future, while the financial reports show the previous performance. In these circumstances non-financial indicators gain the significant importance. The article analyzes the nonfinancial performance of the retailers.

Keywords: discount, retail trade, hypermarket, range, average check, sales growth in comparable stores, trade area



Сегодня ретроспективная информация не даёт пользователям полного понимания о том, в каком состоянии на данный момент находится компания. Рынки, пользователи, капитал, ожидания инвесторов – всё это развивается быстрыми темпами, и финансовая отчётность компаний не должна отстать.

На сегодняшний день финансовая отчётность – это язык, на котором компании общаются с рынком капитала. И обе стороны должны отвечать интересам друг друга. Теория о стоимости смотрит только на денежные потоки, которые компания сгенерирует в будущем. Банкиров интересует, сможет ли фирма генерировать достаточный денежный поток для выплаты долга и процентов по нему.

Все хотят видеть, какие сильные сферы компетентности есть у организации, которые позволят ей быть успешной в будущем. Именно на выявлении факторов успеха мы сфокусируемся в нашей статье для того чтобы понять, какие нефинансовые показатели двигают развитием и ростом компании сферы розничной торговли.

Средний чек

Рост компании сферы розничной торговли можно разделить на две части: рост за счёт открытия магазинов и рост продаж в старых магазинах. Рост продаж в открытых магазинах достигается двумя составляющими:

– рост посещаемости магазина, измеряемый количеством чеков;

– рост потребительской корзины, измеряемый ростом среднего чека.

Улучшение посещаемости является очень важным показателем деятельности компании. Позитивная тенденция (выражающаяся в росте числа чеков) означает, что количество покупателей в магазине растёт, то есть потребители довольны и компания привлекает новую клиентуру.

Рост посещаемости находится в прямой зависимости от бизнес-модели и операционного управления. Правильные действия по поддержанию и увеличению постоянной клиентской базы находят своё отражение в росте именно трафика. Иными словами, рост трафика – это именно рост за счёт улучшения качества. Что же касается роста среднего чека, здесь необходимо понимать, что в большой степени этот показатель зависит от макроэкономической ситуации в стране.

Важным показателем эффективности деятельности розничной сети является способность не только привлекать, но и удерживать покупателей. Более того, это является основным драйвером развития ритейлера. Именно способность поддерживать клиентуру является наиболее важным фактором успеха в конкурентной среде. Таким образом, особую важность приобретает не показатель открытия новых магазинов, а показатель закрытия магазинов.

Очень важно понимать, что быстрый темп развития должен даваться не за счёт рентабельности, а идти с поддержанием заданного уровня эффективности. Если компания открывает самое большое в индустрии количество магазинов и вводит в эксплуатацию наибольшее количество квадратных метров, это означает, что она бурно развивается и становится всё крупнее и крупнее.

При первом взгляде компания с наибольшим числом открытий магазинов кажется привлекательной. Однако необходимо смотреть, насколько эффективно проходит развитие и насколько долгосрочна и устойчива бизнес-модель фирмы. Вот здесь и встаёт важность показателя закрытий магазинов. Если розничная сеть закрывает магазины, это означает, что они становятся неприбыльными, теряется клиентура, то есть в бизнес-модели предприятия есть пробелы.

Формат

Важнейшим фактором деятельности ритейлеров является формат. Сравнивать компанию, оперирующую в формате гипермаркетов с компанией, оперирующей в формате «магазин у дома» – это всё равно что сравнивать производителя алюминия с нефтяной корпорацией. С точки зрения индустриальных показателей, с точки зрения анализа информации каждый бизнес-сегмент должен сравниваться с аналогичным. Это означает, что вся информация должна предоставляться в разрезе по форматам.

Следующим фактором стоимости, на наш взгляд, является доля арендуемых магазинов и доля собственных в общем портфеле магазинов компании. Причём необходимо учесть, что показатель должен рассчитываться не по количеству магазинов, а по общей площади. То есть отношение площадей, находящихся в собственности, к общим площадям компании. Данный показатель является особо важным для понимания того, насколько ритейлер подвержен росту арендных ставок, и как это повлияет на доходность.

Очень часто, сравнивая несколько компаний, нам может показаться, что операционная доходность какой-то из них существенно выше, чем у другой, при том, что валовая маржа сохраняется неизменной. При детальном анализе операционных затрат (коммерческих расходов, управленческих и пр.) необходимо обратить внимание на расходы по аренде как % к выручке. Если этот показатель падает, а как результат вся добавленная стоимость прибавляется к операционной прибыли, скорее всего это связано с тем, что основная часть магазинов находится в собственности и новый прирост это также магазины в приобретаемые в собственность.

Очередной показатель, который на наш взгляд, является важным фактором дальнейшего развития компании, это размер ассортимента, а также доля импорта и разбивка на пищевые и непищевые продукты. Ассортимент магазина может колебаться от 3500 наименований до 40 000, в зависимости от формата. Так, в магазинах у дома выгоднее иметь меньшее количество ассортимента, нежели в гипермаркетах, где большой ассортимент – это необходимость.

Потенциал роста торговой компании

Для пользователя корпоративной отчётности важно понимать, какой потенциал роста имеет компания, насколько велика вероятность привлечения новых покупателей. Чрезмерный ассортимент в дискаунтере – это излишество, поскольку требует больше места, больше расходов на персонал и генерирует дополнительные расходы.

Дискаунтер выполняет функцию дешёвого магазина основных продуктов. Поэтому ассортимент должен соответствовать этому и содержать исключительно необходимые товары средней потребительской корзины. Мировой опыт показывает, что в среднем ассортимент распределяется следующим образом:

– магазины у дома: 2500–3200 наименований;

– дискаунтеры: 3500–5000 наименований;

– супермаркеты: 13000–18000 наименований;

– гипермаркеты: 25000–40000 наименований.

Аналогичным показателем является доля импорта в общем ассортименте. Отличным примером важности этого показателя является ситуация конца 2008 – начала 2009 года в России. Национальная валюта девальвировала на 30–40%, что повлекло за собой существенный рост цен на продукты питания и прочие товары иностранного производства, которые закупаются в долларах США или евро.

Таким образом, компании, в ассортименте которых была велика доля импортной продукции, пострадали сильнее остальных. В период укрепления национальной валюты скорее будет проходить обратный процесс. Рост доходов населения будет увеличивать приток покупателей, будут расти расходы, а закупочная цена падать благодаря укрепляющемуся рублю.

В ходе нашего анализа были выявлены следующие нефинансовые факторы стоимости, на которые необходимо обращать внимание при анализе компаний сферы розничной торговли:

– форматы, в которых функционирует компания (магазин у дома, дискаунтер, супермаркет, гипермаркет);

– рост продаж в сопоставимых магазинах (рост посещаемости и рост средней покупки);

– открытие и закрытие магазинов с указанием увеличения (прироста) торговой площади за счёт новых магазинов и уменьшения, в результате закрытий;

– разбивка общей площади компании на две составляющие: арендованные площади и находящиеся в собственности;

– информация о среднем ассортименте по форматам, включая количество наименований на магазин, предоставление информации о доле продуктов иностранного производства (импорта) в общем ассортименте.


Страница обновлена: 07.04.2025 в 17:09:27