Законодательная база сертификации

Воронин В.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Воронин В.М. Законодательная база сертификации // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – С. 85-88.

Аннотация:
(Окончание. Начало в 12/2001). В прошлом номере журнала мы начали разговор о важности государственной работы по обеспечению выпуска качественной продукции, на страже чего стоят Законы “О сертификации продукции и услуг”; “О защите прав потребителей”; “О стандартизации”. На этих законах мы остановились в прошлом номере, а теперь поговорим об обеспечении единства измерений.

Ключевые слова: сертификация



В прошлом номере журнала мы начали разговор о важности государственной работы по обеспечению выпуска качественной продукции, на страже чего стоят Законы “О сертификации продукции и услуг”; “О защите прав потребителей”; “О стандартизации”. На этих законах мы остановились в прошлом номере, а теперь поговорим об обеспечении единства измерений.

Закон РФ “Об обеспечении единства измерений” устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в РФ, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Нормативные документы по обеспечению единства измерений утверждает Госстандарт России. Нормативными документами установлены метрологические правила и нормы, которые имеют обязательную силу на территории РФ. В соответствии с данным законом государственные органы управления РФ, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, могут создавать в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для проведения метрологического контроля и надзора.

Государственный метрологический контроль включает в себя:

‑ утверждение типа средств измерений;

‑ проверку средств измерений, в том числе эталонов;

‑ лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор проводится за:

‑ выпуском, состоянием и применением средств измерений;

‑ аттестованными методиками выполнения измерений;

‑ эталонами единиц величин;

‑ соблюдением метрологических правил и норм;

‑ количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

‑ количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже”.

На основании закона государственный метрологический контроль и надзор распространяется на:

‑ здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

‑ торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

‑ государственные учетные операции;

‑ обеспечение обороны государства;

‑ геодезические и гидрометеорологические работы;

‑ банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

‑ производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

‑ испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;

‑ обязательную сертификацию продукции и услуг;

измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;

‑ регистрацию национальных и международных спортивных рекордов”.

Законом предусмотрено проведение обязательных испытаний средств измерений с последующим утверждением типа средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и подтверждается сертификатом об утверждении типа средств измерений.

Испытания средств измерений для утверждения их типа могут проводиться государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, которые аккредитованы им в качестве государственных центров испытаний средств измерений. В соответствии с решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации

В эксплуатационные документы и на средства измерений утвержденного типа наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

Средства измерений, которые не подлежат проверке, могут подвергаться калибровке при их изготовлении или ремонте, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате или продаже. Калибровка средств измерений проводится метрологическими службами юридических лиц с применением эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Результаты калибровки средств измерений подтверждаются калибровочным знаком, который наносится на средства измерений, а также соответствующей записью в эксплуатационных документах.

Метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этом случае им предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов или организаций, которые их аккредитовали. Контроль за калибровочной деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц осуществляется государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы.

Государственный метрологический контроль и надзор проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы по обеспечению единства измерений.

При обнаружении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

‑ запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

‑ “гасить” поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

‑ изымать средства измерений из эксплуатации;

‑ представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

‑ давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;

‑ составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Виновные в нарушении положений настоящего Закона несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:50:13