Резолюция Международной научной конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики»
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Ключевые слова: креативная экономика
РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной научной конференции
«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ»,
организованной научно-редакционным советом и редколлегией журнала «Креативная экономика», ректоратом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Правительством г. Санкт-Петербурга
19-20 мая 2009 г. г. Санкт-Петербург
Россия, экономика которой все глубже интегрируется в мировой экономическое пространство, впервые в новейшей истории вместе с другими странами переживает глобальный экономический кризис. По мнению многих ученых-экономистов, этот кризис будет достаточно затяжным. Поэтому в настоящее время перед Россией, перед ее руководителями всех социально-экономических уровней — от макро- до микро-, стоит главная цель: Россия должна выйти из этого кризиса не просто экономически обновленной, но и способной за счет своих человеческих ресурсов увеличить национальный экономический потенциал. И эти возможности у нее есть!
Главными проблемами для успешного выхода России из кризиса и дальнейшего ее развития, на взгляд участников конференции, являются:
1) политическая и социальная стабильность в обществе. Этой проблемой в настоящее время, в частности, активно занимаются и Президент РФ Д.А. Медведев, и Председатель Правительства РФ В.В. Путин, и все руководители регионов;
2) сохранение и развитие человеческого капитала как основного экономического ресурса инновационного преобразования страны в настоящем и будущем;
3) снижение социального напряжения в обществе, вызванного чрезмерным разрывом в доходах между сверхбогатой и беднейшей частью населения.
Это связано с тем, что рост беднейших слоев приводит не просто к их деградации, страна при этом теряет значительные человеческие ресурсы, которые в условиях современной экономики становятся основными, что может привести к необратимым последствиям – невозможности восполнения своего инновационно-креативного потенциала. Последний, как показывает практика развитых стран, не может в полном объеме восполнятся элитарной частью общества;
4) значительно более полное использование интеллектуально-креативных ресурсов во всех сферах хозяйственной деятельности экономических субъектов российского рынка.
Идти по пути глобальных увольнений в период кризиса ‑ экономически неперспективно и нерационально. Интеллектуально-креативные возможности всех специалистов – многовекторны, поэтому менеджменту организаций следует глубже изучать интеллектуально-креативные способности своих сотрудников и шире использовать их горизонтальные перемещения в пределах каждой организации. Это позволит снизить затраты на использование человеческих ресурсов внутри организаций и способствовать решению социальных вопросов в обществе.
Участники конференции выделяют следующие задачи, которые, на их взгляд, назрели в экономике и требуют решения в России с целью продолжения ее развития по инновационно-креативному пути.
1. Поскольку российская экономика неизбежно будет развиваться в инновационно-креативном направлении, ей в ближайшем будущем потребуются специалисты, свободно владеющие инструментами управления экономики знаний и креативности. Для этого в ближайшей перспективе необходимо все учебные планы вузов переориентировать на социально-экономическое воспитание специалистов нового поколения, подготовленных к решению экономических проблем в условиях креативной экономики.
Прим.: ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА, не отрицая ключевых позиций рыночной экономики, базируется на следующих основных принципах:
– поскольку знания есть неотчуждаемая собственность (капитал) человека, а его творческая (креативная, созидательная) деятельность является отчуждаемым капиталом, экономика знаний главный упор делает на формирование знаний, в то время как креативная экономика главным ресурсом считает созидательную, то есть креативную деятельность всех субъектов рынка;
‑ производство интеллектуальных (духовных) экономических продуктов главенствует над производством материальных экономических продуктов;
‑ лидирующим активом на предприятиях всех форм собственности являются интеллектуально-креативные ресурсы, рациональное управление которыми обеспечивает эффективное использование материальных и финансовых ресурсов фирм и организаций;
‑ оценка эффективности производственной, логистической, торговой и других видов предпринимательской деятельности осуществляется в основном с использованием качественных, а не количественных показателей;
‑ получение прибыли обеспечивается через потребительную стоимость (полезность) экономических продуктов, в которых основную стоимость имеет их интеллектуальная, а не материальная составляющая;
‑ при разработке систем управления основная роль отводится не «машине», а человеку – источнику интеллектуально-креативных ресурсов, действующему в условиях человеко-машинных, человеко-информационных, человеко-коммуникационных и тому подобных систем. Способности людей к креативной (творческой, то есть созидательной) деятельности – основной экономический ресурс общества;
‑ при производстве любых экономических продуктов обеспечивается свободный, эффективный и рационально-целенаправленный обмен созидательной (творческой) энергией между всеми участниками (субъектами) рынка – от производителя до потребителя.
С целью повышения не только качества, но и изменения парадигмы образования, получаемого, прежде всего, в высшей школе, направленного на подготовку человеческих ресурсов для креативной экономики необходимо изменить фундаментальные основы организации учебно-педагогических планов и программ по экономике в вузах России, выделив, прежде всего, в качестве главного вектора обучения его инновационно-креативную направленность.
Данные изменения диктуются не только временем, но и тем, что индустриальная экономика и в своей основе экономика постиндустриального типа оперируют главным образом лишь количественными показателями эффективности. Креативная же экономика, ставя полезность любой экономической деятельности в качестве главного приоритета, должна оперировать в основном качественными показателями. Это и определяет необходимость подготовки специалистов с новым экономическим мышлением во всех направлениях деятельности.
Для реализации данного положения необходимо, начиная с первого курса, вводить как обязательный предмет «Основы креативной экономики».
Участники конференции считают целесообразным рекомендовать вузам, начиная с 2009-2010 года в рамках вузовской компоненты, ввести в практику образования чтение курса «Креативная экономика». А также рекомендовать учебно-методическим объединениям Министерства образования и науки РФ всех направлений рассмотреть вопрос о включении данного курса в стандарты 3-го поколения в качестве обязательной дисциплины.
2. Несмотря на кризисные явления, охватившие экономики многих стран, в том числе и российскую, единственно рациональным направлением ее развития является инновационный путь. Для того чтобы Россия вышла из кризиса с более сильной экономикой, необходимо принять национальную программу инновационно-креативного развития страны, в которой главным приоритетом поставить развитие ее человеческих ресурсов нового поколения.
С целью изучения и разработки практических рекомендаций в рамках рассматриваемой проблемы участники конференции рекомендуют:
1) в рамках выполнения диссертационных работ проанализировать и обобщить результаты штабов по антикризисному управлению, организованных во всех субъектах Российской Федерации. На основании полученных данных подготовить соответствующий доклад, который представить на следующей конференции, посвященной проблемам развития инновационно-креативной экономики.
2) научно-редакционному совету и редколлегии журнала «Креативная экономика» и Санкт-Петербургскому государственному университету экономики и финансов, совместно с исполнительной властью и экономической общественностью г. Санкт-Петербурга провести в сентябре-октябре 2010 года вторую международную конференцию «Проблемы развития инновационно-креативной экономики»;
3) провести широкую информационную кампанию о результатах работы первой конференции, а также о целях и задачах второй конференции, привлекая для этого научно-экономическую общественность всех регионов России;
4) опубликовать информацию о результатах первой конференции «Проблемы развития инновационно-креативной экономики» в средствах массовой информации;
5) издательству «Креативная экономика» выпустить сборник докладов конференции;
6) лучшие доклады опубликовать в течение 2009 года в журналах «Креативная экономика» и «Российское предпринимательство»;
7) все доклады вывесить в открытый доступ на сайте издательства «Креативная экономика».
Резолюция принята единогласно.
г. Санкт-Петербург
20 мая 2009 г.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:11:31