Угольная отрасль: состояние и перспективы

Джандосова Р.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (137), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В Совете Федерации 26 февраля 2009 г. под председательством Сергея Шатирова, зампредседателя комитета по промышленной политике, состоялся круглый стол «О мерах государственной поддержки угольной отрасли России». Его участники, рассмотрев состояние угольной промышленности, выработали рекомендации по ее поддержке в условиях мирового экономического кризиса. В заседании приняли участие представители Министерства энергетики РФ, других ведомств, а также органов власти регионов и угольных компаний.

Ключевые слова: угольная промышленность, горно-металлургический комплекс, торф, геологоразведка, энергетический уголь



В приветственной речи зампредседателя Совета Федерации С. Орлова подчеркнула особое внимание правительства Российской Федерации к вопросу выстраивания целостной системы поддержки угольной отрасли. «В отличие от исчерпаемых запасов нефти и газа, уголь будет востребован в ближайшее время. Угольная отрасль – единственная, которая привлекла серьезные инвестиции, она занималась диверсификацией и инновациями, не потеряла науку», – сказала она.

В своем сообщении С. Шатиров отметил, что разразившийся кризис нанес серьезный удар по горно-металлургическому комплексу страны – главному потребителю коксующихся марок угля. Из-за долгов металлурги вынуждены сократить производство.

«Мировой кризис распространился и на сферу потребления энергетического угля, а ведь основной источник средств – это внешняя торговля, так как внутренний рынок ограничен рядом ценовых параметров. Мировые цены на энергетический уголь упали в два раза, а внутри страны они возросли. Резко снизилась конкурентоспособность нашего угля. В отсутствие кредитных средств и нарастающих долгов в металлургическом секторе потребление угля на внутреннем рынке падает. Прежде успешные компании находятся на грани банкротства. К сожалению, принимаемые на высшем уровне решения слабо реализуются в среднем звене», – подчеркнул он.

Новая энергетическая стратегия

Существующая модель российской энергетики в перспективе не способна обеспечивать энергетическую безопасность страны и интенсивное развитие экономики из-за присущих ей недостатков:

– опора на быстроисчерпаемые источники энергоресурсов – нефть и газ;

– расходование их в больших объемах на экспорт.

В ближайшие 20 лет страну ожидает стагнация из-за острой нехватки энергии и топлива. По оценкам Санкт-Петербургского горного института, обеспеченность России рентабельными запасами нефти составляет 10 лет, газа – 20 лет. У нас добывается 487 млн т нефти, около половины ее экспортируется. Из 648 млрд кубометров газа примерно треть идет на экспорт.

Развитие экономики государства требует определения новых приоритетов.

Интенсивная добыча нефти и газа потребует возобновления запасов, значительных расходов на геологоразведку, привлечения крупных инвестиций для освоения новых месторождений в регионах Севера и на шельфе.

Поэтому в долгосрочной перспективе следует переходить к использованию огромных запасов угля, торфа и др. видов топлива, а также нетопливных ресурсов, в первую очередь, отходов. Россия богата запасами угля и торфа, а современные технологии их переработки позволяют получить широкую гамму энергоносителей.

Наша страна обладает огромными запасами угля, оцениваемыми примерно в 200 млрд т, что составляет 5,5% его мировых залежей. Торф залегает на площади 150 млн га, и его запасы составляют 235 млрд т (47% мирового уровня). Суммарно это 435 млрд т ископаемого топлива, но многие месторождения и бассейны еще не обследованы. Доля торфа в топливном балансе составляет 0,2%, а его потребление – около 2,5 млн т. В год торфом обеспечивается 11 ГРЭС и три ТЭЦ. Угля потребляется около 200 млн т в год. При соблюдении таких темпов ископаемого топлива хватит на 2175 лет.

Переработка угля в жидкое и газообразное топливо

Уголь занимает 27% в топливном балансе России. Долгое время в СССР велась политика вытеснения угля и замещения его газом. Теперь вследствие дороговизны природного газа уголь стал возвращать утраченные позиции. В рамках сложившейся топливной модели экономически эффективен переход на уголь при внутренней цене на газ свыше 125 долл. за 1000 куб. метров. Учитывая неуклонный рост тарифов, диктуемый газовым монополистом, к 2015 г. ожидается, что доля угля составит 37% топливного баланса.

Однако развитие потребления угля затруднено по следующим причинам:

– генерация тепловой и электрической энергии с применением угольного топлива дороже, чем при использовании газа;

– очень большое плечо транспортных перевозок угля;

– требуются дополнительные расходы на обеспечение экологической чистоты сжигания угля.

Кроме того, образуется большой объем отходов, ежегодно накапливается 29,8 млн т золы и шлаков тепловых электростанций. Поэтому употребление угля существенно уступает газу по экономической эффективности, создает нагрузку на железнодорожный транспорт и экологически небезопасно.

Современные технологии позволяют применять уголь в качестве сырья для черной металлургии, а также для переработки в жидкие углеводородные соединения и в горючие газы. Наиболее интересными направлениями представляются способы переработки угля в жидкое и газообразное топливо, так как это устраняет технологические препятствия при сжигании, образовании золы и шлаков. По сравнению с твердым топливом, жидкое и газообразное удобнее при сжигании, хранении и транспортировке. По этой причине использование угля в энергетических целях может быть весьма эффективным.

Выработка газового топлива из угля представляет собой намного более устойчивую отрасль промышленности, имеющую гораздо лучшую сырьевую базу, а, следовательно, обеспечит большую устойчивость энергетики на долгосрочный период. Переход на синтетическое газовое топливо позволит освободиться от зависимости газовых запасов. Развитие этого направления в энергетике потребует масштабного привлечения рабочих и квалифицированного персонала в угольную и перерабатывающую промышленность, а также сокращения персонала в газовой отрасли, оттока рабочих из регионов Севера в южные области страны. Переход на автоматизированные способы добычи угля станет настоящим переворотом в горном машиностроении и техническом оснащении угольной отрасли.

Уголь в мировой практике может стать основным видом энергоносителя

Развитие технологии переработки ископаемого топлива может стимулировать социально-экономическую интеграцию России с приграничными государствами. С Украиной речь может идти о совместной разработке Донецкого угольного бассейна, что позволит ей закрыть вопрос о дефиците газа, а России даст возможность увеличить генерацию электроэнергии и восполнить ее дефицит в Краснодарском крае. В итоге можно осуществить проект возрождения единой Донецкой энергосистемы в интересах обеих стран.

Совместно с Белоруссией целесообразно провести техническую модернизацию торфодобывающей промышленности наших стран, развивать сектор автономизированной сельской энергетики, производящей энергоносители из местного топлива (торф, дрова, низкокачественный уголь), а также из отходов сельхозпроизводства. Это обеспечит и возрождение экономики Нечерноземной зоны России.

Актуальность обсуждаемой темы обусловлена тем изменившимся обстоятельством, что в ближайшие годы уголь в мировой практике может стать основным видом энергоносителя. По прогнозам Международного энергетического агентства, до 2025 г. потребление его увеличится в среднем на 1,5% в год. Помимо общих особенностей, связанных с мировым кризисом, наиболее узким местом является неконкурентоспособность российского угля из-за роста железнодорожных тарифов, «съедающих» более половины стоимости экспортируемого угля. Поэтому усилился приток чужого дешевого угля.

Следует особо отметить, что ни одно решение, принятое на совещаниях в Москве, а затем в декабре 2008 г. в Кемеровской области с участием заместителя председателя правительства РФ И. Сечина, до настоящего времени не реализовано.

Список выданных рекомендаций столь обширен, что весьма трудно определиться с приоритетами. По всей вероятности, следует согласиться с мнением участников о необходимости создания такой базовой структуры, как Межведомственный координационный центр под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации для решения проблем угольной промышленности.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:11:01