Преимущества интеграционного сценария развития Байкальского региона
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Объединение территорий Байкальского региона в единый интегрированный регион способно дать массу реальных преимуществ. В рамках интеграционного сценария развития данные территории получат возможность более быстро и качественно восстановить экономику, объединив свои силы и воспользовавшись синергетическим эффектом.
Ключевые слова: инвестиционные проекты, административные барьеры, межрегиональная интеграция, интеграционный сценарий развития, экономический прогноз, Байкальский регион, инерционный сценарий
Влияние мирового экономического кризиса резко ухудшило ситуацию в регионах. Эксперты обещают, что самым тяжелым будет 2009 год, с 2010 г. ситуация начнет стабилизироваться, а роста можно ожидать (по самым оптимистичным прогнозам) только с 2012 г. [1]. Таким образом, по инерционному сценарию, то есть развиваясь автономно, территории Байкальского региона (Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край) смогут восстановить уровень социально-экономического развития 2008 года только в 2013 г. [2].
Предполагается, что интеграционный сценарий (объединение данных территорий в единый интегрированный регион – Байкальский край) даст возможность более быстрого и качественного восстановления экономики. Это позволит объединить силы трех субъектов федерации и воспользоваться интеграционным синергетическим эффектом.
Сценарии
Сравним прогноз изменения динамики основных макроэкономических показателей по инерционному и интеграционному сценариям, исходя из следующих основных допущений:
– для сравнения используются значения показателей 2008 г. как базового [3];
– по инерционному сценарию развития регионы достигнут уровня базового года в 2013 г. (таким образом, темпы роста = 100%);
– образование интегрированного региона произойдет в 2010 году.
Интеграция материальных ресурсов (в первую очередь финансовых) дает возможность реализации крупных инвестиционных проектов. Они могут заинтересовать государство, внутренних, внешних и даже иностранных инвесторов. Только из федерального бюджета на объединение должно быть выделено 200–250 млрд руб.
В разработке месторождений региона и строительстве транспортной инфраструктуры заинтересованы такие крупные компании, как «Норильский никель», «Базовый элемент» и др. Развитие туризма и реализация крупных проектов привлечет внимание всего мирового сообщества.
Зарубежные инвесторы уже сейчас проявляют активное внимание к региону. Их интересы в регионе связаны со строительством трубопровода, линей электропередач, развитием транспортной инфраструктуры (особенно железных дорог), Байкальской турзоны и т.д.
В итоге инвестиции в основной капитал интегрированного региона должны увеличиться в 2,5–3 раза по сравнению с уровнем 2008 года и составить к 2013 г. 450–550 млрд руб. (в ценах 2008 года).
Проекты
Развитие промышленного комплекса и транспортно-энергетической инфраструктуры должно стать основной стратегической задачей развития интегрированного региона.
Объединенными усилиями регионов возможна более быстрая и качественная реализация следующих крупных инвестиционных проектов.
1. Освоение месторождений минерально-сырьевого комплекса: Витимского рудного района, зоны БАМа, расконсервация Холтосонского и Инкурского рудников, освоение Ковыктинского газоконденсатного и Верхнечонского нефтяного месторождений. Реализация проектов добычи и переработки кварцевого сырья для получения наукоемких и технологичных продуктов и т.д.
2. Формирование новой отрасли по добыче и переработке свинцово-цинковых руд с получением конечных продуктов за счет освоения Озерного, Холодненского, Назаровского месторождений.
3. Возможность создания интегрированных производственных комплексов, например, на основе взаимодействия авиастроительных предприятий Иркутской области и Бурятии. Возможен обмен опытом и рабочими кадрами между предприятиями АПК, пищевого и лесопромышленного комплекса. Строительство инновационных цементных заводов на территории Бурятии и Забайкалья по разработкам иркутских специалистов и т.д.
4. Создание единой модернизированной энергосистемы, строительство новых ГЭС на р. Витим, развитие энергетической инфраструктуры на удаленных территориях позволит обеспечить электроэнергией все три региона, существенно снизить энерготарифы в Бурятии и Забайкалье, а в перспективе – заниматься ее экспортом.
Административные барьеры
Интеграция даст возможность существенно увеличить промышленный потенциал региона, обеспечив 107–108% роста в промышленном секторе в 2013 г.
Административные барьеры порождают дублирование функций государственного управления и раздувают бюджетные расходы. Эксперты особо отмечают ресурс экономии в бюджетном секторе, возникающий при объединении регионов: сокращаются тысячи рабочих мест в госаппарате, уменьшаются расходы на госзакупки и т.д. В 2008 г. в органах власти и местного самоуправления трех регионов численность работников составляла 66,5 тыс. человек.
При объединении образуются единые органы власти. Это даст возможность сократить численность аппарата на 20–25%, то есть до 50–53 тыс. чел. Это позволит снизить расходы бюджета в данном секторе на 20–22%.
По интеграционному сценарию основной упор делается на развитие промышленности и транспортно-энергетической инфраструктуры, что повысит долю производственной сферы в структуре ВРП до 25–30%. Это позволит нивелировать дотационность интегрированного региона и превратить его социально-экономическую систему в индустриальную.
Реализация потенциала энергосбережения в рамках объединенного региона позволит высвободить дополнительные ресурсы из затрат на топливо и энергию. В этом случае индекс роста ВРП в 2013 г. может составить 5–6%, в т.ч. за счет электросбережения – 1,8%, теплосбережения – 1,6%.
Устранение административных барьеров увеличит возможности внутрирегиональной миграции населения. Только реализация крупных инвестиционных проектов предполагает создание более 250 тыс. рабочих мест.
Общее повышение имиджа региона, возможностей трудоустройства, в совокупности с эффективной политикой органов местного самоуправления и предприятий частного сектора по привлечению специалистов, значительно увеличат приток мигрантов из других регионов России и зарубежья. Так, динамика миграции приобретет стабильный положительный характер прироста. В 2013 году миграционный прирост может составить 10–15 человек на 10 тыс. чел. Для справки: в 2008 г. в среднем по регионам этот показатель был отрицательным (– 26) человек на10 тыс. населения.
Прогноз
Все отмеченные выше положительные тенденции, а также реализация государственных социальных программ приведут к снижению уровня бедности в интегрированном регионе до 15–17% в 2013 г. (с 20,5% в 2008 г.). А темпы роста реальных располагаемых доходов населения составят 110–112%. Это позволит стабилизировать социальную ситуацию.
Представим полученные результаты прогнозов развития территорий Байкальского региона по двум сценариям в виде таблицы.
Таблица
Прогноз развития Байкальского региона на 2013 год
Показатели
|
2008 (базовый)
|
2013 (инерционный сценарий)
|
2013 (интеграционный
сценарий)
|
Инвестиции в основной капитал
(в % к базовому году)
|
100
|
100
|
в 2,5–3 раза
|
Промышленное производство, темп роста, (в % к базовому
году)
|
100
|
100–101
|
107–108
|
Численность работников,
занятых в органах государственной власти и МСУ (тыс. чел.)
|
66,5
|
70–73
|
53–55
|
Индекс фактического объема ВРП, в % к базовому году
|
100
|
99–100
|
105–106
|
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ
(в % ко всему населению)
|
9,7
|
10–11
|
5–6
|
Миграционный прирост, убыль (–) на 10 тыс. человек
|
(–) 26
|
(–) 26
|
(+) 10–15
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к
базовому году)
|
100
|
97–99
|
110–112
|
Численность населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума (в % ко всему населению)
|
20,5
|
21–22
|
15–17
|
Таким образом, преимущества интеграционного сценария развития очевидны. Однако данный сценарий (в силу большей капиталоемкости и необходимости проведения активных структурных изменений) реализуем только в случае серьезного активного регулирования всех воспроизводственных процессов.
Необходима разработка эффективной социально-экономической политики объединенного правительственного органа региона и государства в целом. Зато именно этот сценарий позволит регионам выйти на уровень более быстрого и качественного социально-экономического развития уже через 3–4 года после объединения.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:07:52