Угрозы экономической безопасности Забайкальского края
Городкова С.А.1
, Капитонова Н.В.1![]()
1 Забайкальский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82701145
Аннотация:
В данной статье представлены угрозы экономической безопасности Забайкальского края. Исследование основано на комплексном подходе, включающем изучение различных секторов экономики региона, таких как промышленный, сельскохозяйственный, строительный, энергетический, научно-технический и экологический. Дана оценка индикаторов состояния экономической безопасности. Выявлены угрозы в каждом анализируемом секторе экономики края. Представлены выводы и рекомендации по устранению экономических угроз.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, экономическая безопасность региона, Забайкальский край, оценка, угрозы экономической безопасности региона
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение
Неустойчивость мировой экономики в период санкций, нестабильность мирового рынка ресурсов, снижение роста мирового ВВП оказывают отрицательное воздействие, как на развитие отечественной экономики, так и на экономическую безопасность государства и его регионов.
Актуальность исследуемой темы обусловлена в обеспечение экономической безопасности, защиты от внешних и внутренних угроз регионов РФ. Вследствие экономического кризиса и спада в регионах возникают социальные трудности: снижается уровень и качество жизни населения, увеличивается безработица. Для того, чтобы уменьшить негативные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие страны, требуются эффективные управленческие решения, направленные на совершенствование структуры экономики регионов, на поддержку отдельных отраслей, компаний, на привлечение инвестиций. В этом и заключается сущность экономической безопасности региона.
Цель исследования – идентификация угроз экономической безопасности Забайкальского края на основе аналитических факторов основных секторов экономики.
Задачи исследования:
- используя комплексный подход, определить авторскую классификацию секторов экономики Забайкальского края для идентификации угроз экономической безопасности;
- проанализировать показатели и дать оценку экономической безопасности Забайкальского края по секторам экономики;
- выявить угрозы экономической безопасности края в каждом анализируемом секторе и представить выводы и рекомендации по их устранению.
Основная часть
Защищенность интересов России от внешних и внутренних угроз, обеспечивающие качество и уровень жизни граждан, мир и согласие, охрану суверенитета сраны, ее независимость, целостность и развитие называется национальной безопасностью страны [1].
Основным стратегическим национальным приоритетом РФ является экономическая безопасность.
Проблема обеспечения безопасности возникла одновременно с формированием государства. Древние мыслители, так например Жан Жак Руссо [6], отмечает, что забота о самосохранении и безопасности является основной обязанностью государства. В современной литературе понятие «экономической безопасности» выводят из более широкой категории «безопасность», которая включает множества трактовок.
Экономическая безопасность начала развиваться как концепция в трудах исторических экономистов, среди которых был Фридрих Лист, утверждающий необходимость суверенной экономической политики для обеспечения национального благосостояния. В России Д.И. Менделеев, опираясь на идеи Ф.Листа, активно выступал против свободной торговли и способствовал установлению высоких таможенных барьеров [20].
Термин «экономическая безопасность» был введен в научный оборот в 70-е годы XX века. В России тема экономической безопасности начала изучаться лишь в 90-х годах из-за централизованной системы управления СССР и долгосрочного экономического кризиса.
Вопросы экономической безопасности в настоящее время исследовали такие известные ученные как Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.А. Сенчагов, В.Ю. Буров [3,15,20].
В Стратегии экономической безопасности РФ экономическая безопасность рассматривается как защита национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечивается экономический суверенитет государства, в единстве его экономического пространства и обеспечение условий для стратегических национальных приоритетов РФ [2].
Экономическая безопасность с позиции объекта исследования государства, региона, предприятий (организаций), домохозяйства - обеспечение данного объекта необходимыми экономическими ресурсами, такими как финансы, инфраструктура, технологии, информация, с целью устойчивого и уравновешенного социально-экономического развития.
Проблематика исследования экономической безопасности Забайкальского края малоизучена и представляет интерес для авторов и включает такие аспекты, как выявление угроз экономической безопасности региона по секторам экономики с помощью комплексного подхода разработанных авторами исследования, формирование рекомендаций по устранению данных угроз.
Экономическая безопасность региона – это способность региональных властей обеспечить эффективное управление экономикой, направленное на экономическое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз [14].
Угрозы экономической безопасности региона – это любые факторы, негативно влияющие на экономику и развитие региона, которые классифицируются на внутренние (проблемы, возникающие внутри региона) и внешние (проблемы, связанные с экономическим развитием государства).
Забайкальский край богат минерально-сырьевыми ресурсами и с относительно благоприятными условиями для введения сельского хозяйства. Расчлененность рельефа, суровые климатические условия, высокая сейсмичность, все эти факторы сдерживают экономическое развитие края. Недостаточная развитость энергетической и транспортной инфраструктуры отрицательно влияет на экономическое развитие и инвестиционную привлекательность региона. Но на территории края находятся стратегически важные автомобильные и железнодорожные магистрали, что способствует эффективному развитию как межрегиональных, так и внешнеэкономических связей [5].
По итоговому рейтингу российских регионов Российской Федерации 2024 Забайкальский край занял 78 место из 89 субъектов, в исследовании использовался рейтинговый балл – среднее арифметическое следующих показателей: качества жизни, социально-экономического положения, материального благополучия населения, научно-технологического развития и т.п. Например, по качеству жизни край занял 82 место, 36,372 баллов, по строительству жилья за 2024 год 72 место, ввод жилья на 1 жителя 0,46 кв. м общей площади, удельный вес регионального объема введенного жилья в общем российском объеме составил 0,4% [9].
Несмотря на богатый край минерально-сырьевыми ресурсами существуют множество угроз экономической безопасности, поэтому необходимы анализ и мониторинг данных угроз, а также разработка мероприятий на федеральном и региональном уровнях по их устранению. Для оценки экономической безопасности края используем авторскую систему социально-экономических показателей с группировкой по различным секторам экономики [11,12].
На основе исследований работ по данной теме оценка показателей экономической безопасности Забайкальского края представлена авторами статьи по следующим секторам - промышленный, сельское хозяйство, сфера услуг, строительный, энергетический, научно-технический, экологический (см. рис.1) [4,12,17,18].
Рисунок 1. Составляющие экономической безопасности региона по секторам экономики
Источник: составлено авторами.
В таблице 1 на основе исследований авторами представлены индикаторы оценки состояния экономической безопасности Забайкальского края по секторам экономики и их пороговые значения для определения угроз экономической безопасности края [4,12,17,18].
Таблица 1 – Индикаторы оценки состояния экономической безопасности региона по секторам экономики
|
Показатель
|
Коэффициент
|
|
Промышленный сектор
| |
|
1.
Объем промышленности производства (ОПП)
|
≥ 1,5 млн рублей на человека
|
|
2.
Доля промышленности в валовом региональном продукте (ДП в ВРП)
|
≥ 25%
|
|
3.
Индекс промышленности производства (ИПП)
|
≥ 105%
|
|
4.
Эффективность использования ОС (ЭУОС)
|
≥ 0,5
|
|
5.
Коэффициент загрузки производственных мощностей (КЗПМ)
|
≥ 80%
|
|
Сельское хозяйство
| |
|
1
Уровень самообеспеченности продовольствием (УСП)
|
≥ 80%
|
|
2
Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте (ДСХ в ВРП)
|
≥ 10%
|
|
3
Индекс физического объема сельскохозяйственного производства (ИППС):
|
≥ 105%
|
|
4
Уровень инвестиций в сельское хозяйство (УИСХ):
|
≥ 5%
|
|
Сфера услуг
| |
|
1
Доля сферы услуг в валовом региональном продукте (ДСУ в ВРП):
|
≥ 60%
|
|
2
Индекс физического объема услуг (ИППУ):
|
≥ 105%
|
|
3
Коэффициент рентабельности услуг (КРУ):
|
≥ 20%
|
|
4
Уровень занятости в сфере услуг (УЗСУ):
|
≥ 50%
|
|
5
Темп роста инвестиций в сферу услуг (ТГИС):
|
≥ 110%
|
|
Строительный сектор
| |
|
1
Доля строительства в валовом региональном продукте (ДС в ВРП):
|
≥ 10%
|
|
2
Индекс физического объема строительных работ (ИППС):
|
≥ 105%
|
|
3
Уровень занятости в строительстве (УЗС):
|
≥ 7%
|
|
4
Темп роста инвестиций в строительство (ТГИС):
|
≥ 110%
|
|
Энергетический сектор
| |
|
1
Доля энергетического сектора в валовом региональном продукте (ДЭ в ВРП):
|
≥ 10%
|
|
2
Индекс физического объема производства электроэнергии (ИППЭ):
|
≥ 105%
|
|
3
Уровень потерь электроэнергии в сетях (УПЭС):
|
≥10%
|
|
4
Темп роста инвестиций в энергетическую инфраструктуру (ТГИЭ):
|
≥ 110%
|
|
Научно-технический сектор
| |
|
1
Доля научно-технического сектора в валовом региональном продукте (ДНТС в
ВРП):
|
≥ 5%.
|
|
2
Количество патентов на душу населения (КПДН):
|
≥ 0.5 патента на 1000 человек
|
|
3
Темп роста инвестиций в научные исследования и разработки (ТГИ НИР):
|
≥ 110%
|
|
4
Коэффициент инновационной активности предприятий (КИАП):
|
≥ 20%
|
|
5
Уровень занятости в научно-техническом секторе (УЗНТС):
|
≥ 3%
|
|
Экологический сектор
| |
|
1
Доля экологических предприятий в общем числе предприятий региона (ДЭП):
|
≥ 10%
|
|
2
Объем инвестиций в экологические проекты (ОИЭП):
|
≥ 2%
|
|
3
Коэффициент утилизации отходов (КУО):
|
≥ 50%
|
|
4
Уровень загрязнения окружающей среды (УЗОС):
|
≤ 0.5 тонн на квадратный километр
|
|
5
Доля населения, участвующего в экологических инициативах (ДНЭИ):
|
≥ 15%
|
Проведем оценку состояния экономической безопасности Забайкальского края по секторам экономики за 2021-2024 гг. для выявления экономических угроз.
Промышленный сектор
В 2024 году наблюдается снижение объемов производства всех отраслей до 241,4 млрд. руб., что на 42,41 млрд. руб. или на 14,94%, чем в 2023 году. Это свидетельствует о негативной динамике в промышленном секторе, несмотря на рост численности занятых в отрасли до 38,28 тыс. человек, что на 10% больше по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2 – Индикаторы экономической безопасности промышленного сектора Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г.
|
Индикаторы
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Абс. измен. 2023/2024
|
Прир. % 2023/2024
|
|
1.
ОПП, млрд. руб.
|
865,24
|
985,63
|
815,55
|
630,62
|
-184,93
|
-22,68
|
|
2.ДВ
в ВРП, %
|
20,69
|
18,34
|
14,41
|
14,11
|
-0,30
|
-2,05
|
|
3.
ИПП, %
|
-
|
96,35
|
100,49
|
101,06
|
0,58
|
0,57
|
|
4.
ЭУОС, %
|
0,61
|
0,55
|
0,48
|
0,44
|
-0,04
|
-8,13
|
|
5.
КЗПМ, %
|
78,89
|
73,31
|
71,13
|
69,50
|
-1,63
|
-2,29
|
Анализ динамики ключевых индикаторов промышленного сектора Забайкальского края за период с 2021 по 2024 годы показывает значительное ухудшение ситуации:
Наблюдается сокращение объема промышленного производства, начиная с 2022 года - 985,63 млрд. руб. до 630,62 млрд. руб. в 2024 году, уменьшение 2023 года к 2024гг. составило -22,68%.
Отрицательная тенденция наблюдается в таком показателе, как доля промышленности в ВРП в 2021 году - 20,69% в 2024 году - 14,11%. Это указывает на уменьшение значимости промышленного сектора в экономике региона.
Индекс промышленного производства показывает небольшие колебания, но в целом остается на уровне около 100%. В то же время эффективность использования основных средств снижается, что говорит о снижении продуктивности и возможной изношенности оборудования. К примеру, ЭУОС снизилась с 0,61 в 2021 году до 0,44 в 2024 году, что является тревожным сигналом.
Коэффициент загрузки производственных мощностей также показывает отрицательную динамику, снизившись с 78,89% в 2021 году до 69,50% в 2024 году. Это указывает на недостаточную активность производственного сектора и может свидетельствовать о наличии избыточных мощностей или отсутствии спроса на продукцию.
Угрозы экономической безопасности в промышленности:
1. Снижение объемов производства, оказывает негативное влияние на уровень жизни, т.к. происходит сокращение рабочих мест и снижение доходов населения.
2. Уменьшение доли промышленности в ВРП приводит к зависимости региона от других секторов экономики, таких как услуги или сельское хозяйство, что делает экономику более уязвимой к внешним шокам.
3. Снижение эффективности использования основных средств указывает на необходимость модернизации оборудования и технологий. Без инвестиций в обновление производственных мощностей продуктивность будет продолжать снижаться.
4. Недостаточная загрузка мощностей: свидетельствует о падении спроса на продукцию местных предприятий, что приводит к еще большему сокращению производства и потере конкурентоспособности.
5. Внешние экономические факторы: возможные экономические санкции, изменения в мировой экономике или колебания цен на сырьевые товары оказывают дополнительное давление на промышленный сектор региона.
Таким образом, для стабилизации и последующего роста промышленного сектора Забайкальского края необходимо разработать и внедрить планы развития промышленности, направленные на модернизацию производства, повышение эффективности и привлечение инвестиций, такие как формирование горно-металлургического комплекса в сфере добычи и переработке полезных ископаемых, развитие промышленного туризма, строительной индустрии, деревообрабатывающей промышленности.
Сельскохозяйственный сектор
В таблице 3 произведена оценка экономической безопасности сельскохозяйственного сектора Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г.
Таблица 3 – Индикаторы экономической безопасности сельскохозяйственного сектора Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г.
|
Индикаторы
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Абс. измен. 2023/2024
|
Прир. % 2023/2024
|
|
1.
УСП, %
|
2,05
|
2,12
|
1,87
|
2,15
|
0,28
|
15,01
|
|
2.
ДСХ в ВРП, %
|
0,33
|
0,31
|
0,21
|
0,24
|
0,03
|
0,14
|
|
3.
ИППС, %
|
-
|
102,30
|
87,75
|
115,00
|
27,25
|
31,05
|
|
4.
УИСХ, %
|
1,06
|
1,08
|
0,94
|
1,01
|
0,07
|
7,69
|
.
Анализ индикаторов экономической безопасности сельскохозяйственного сектора Забайкальского края за 2021-2024 годы показывает, что сектор демонстрирует определенные положительные изменения, однако также существуют экономические угрозы, которые могут повлиять на его устойчивость и развитие.
1. Уровень самообеспеченности продовольствием увеличился с 1,87 в 2023 году до 2,15 в 2024 году (+0,28, +15,01%). Это свидетельствует о повышении способности региона обеспечивать себя продовольствием, что является положительным знаком для продовольственной безопасности.
2. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте намного меньше порогового значения (≥ 10%), за анализируемый период снижается с 0,33% до 0,21%, далее наблюдается незначительное увеличение в 2023 году с 0,21% до 0,24% следующего года (+0,03, +0,14%). Данный индикатор показывает растущую значимость сельского хозяйства для экономики региона.
3. Индекс физического объема сельскохозяйственного производства имеет рост с 87,75 в 2023 году до 115,00 в 2024 году (+27,25, +31,05%). Это значительное увеличение говорит о восстановлении и росте объемов производства в секторе.
4. Уровень инвестиций в сельское хозяйство немного повысился с 0,94 в 2023 году до 1,01 в 2024 году (+0,07, +7,69%). Хотя рост инвестиций является позитивным сигналом, уровень инвестиций все еще остается низким по сравнению с предыдущими годами.
Угрозы экономической безопасности в сельскохозяйственном секторе:
1. Зависимость от внешних факторов: сельское хозяйство подвержено влиянию погодных условий, относится к зоне рискованного земледелия (частые засухи, низкое плодородие земель).
2. Низкий уровень мелиорации указывать на проблемы с прибыльностью сектора. Низкая рентабельность может привести к снижению интереса инвесторов и ухудшению финансового состояния предприятий региона.
3. Неэффективная борьба с природными пожарами, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.
4. Снижение уровня самообеспеченности: хотя уровень самообеспеченности увеличился, его значение все еще ниже показателей предыдущих лет (2,05 в 2021 году). Это может указывать на потенциальные риски для продовольственной безопасности региона.
Значительное количество населения края проживают в сельских пунктах, что определяет возможность развития сельского хозяйства, необходимо доводить информацию о существующих мерах поддержки, таких как государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и т.п. [7].
В целом, перспективным направлением является использование сельскохозяйственных земель края для мясного животноводства и производства зерновых и масличных культур. Чтобы обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного сектора Забайкальского края необходимо обратить внимание на указанные угрозы и разработать стратегии для их преодоления, активно привлекать инвестиции и разрабатывать государственные программы.
Сектор услуг
Сектор услуг Забайкальского края демонстрирует позитивные изменения: рост объема услуг с 2021 года (52,06 млн. руб.) к 2024 году (70,51 млн. руб.) составил 18,45 млн. руб. году, в связи с этим увеличились прибыль и число занятых. Однако увеличение себестоимости требует внимания для поддержания прибыльности. Инвестиции продолжают расти, за последних два анализируемых года увеличение составило 10% (19727,7 млн. руб.), что является хорошим знаком для будущего развития сектора. Индикаторы сектора услуг представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Индикаторы экономической безопасности сектора услуг Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г.
|
Индикаторы
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Абс. измен. 2023/2024
|
Прир. % 2023/2024
|
|
1
ДСУ в ВРП, %
|
10,08
|
4,22
|
9,02
|
9,51
|
0,49
|
5,42
|
|
2
ИППУ, %
|
-
|
45,56
|
273,27
|
103,18
|
-170,09
|
-62,24
|
|
3
КРУ, %
|
2,74
|
1,37
|
3,59
|
4,36
|
0,77
|
21,44
|
|
4
УЗСУ, %
|
1,1
|
1,2
|
1,3
|
1,4
|
0,13
|
9,83
|
|
5
ТГИС, %
|
-
|
111,01
|
110
|
110
|
0,00
|
0,00
|
Анализ индикаторов экономической безопасности сферы услуг демонстрирует как положительные, так и отрицательные тенденции, которые могут оказывать влияние на дальнейшее развитие экономики региона.
1. Доля сферы услуг в валовом региональном продукте увеличилась с 9,02% в 2023 году до 9,51% в 2024 году (+0,49, +5,42%) – это подтверждает нарастающее значение сектора услуг в экономике региона.
2. Индекс физического объема услуг продемонстрировал резкое снижение с 273,27 в 2023 году до 103,18 в 2024 году (-170,09, -62,24%), что указывает на сокращение реального объема предоставляемых услуг и снижение спроса на них.
3. Коэффициент рентабельности услуг увеличился с 3,59 до 4,36 (+0,77, +21,44%), что свидетельствует о росте прибыльности сектора, но к сожалению ниже порогового значения.
4. Уровень занятости в сфере услуг низкий по сравнению с поровым значением также вырос с 1,3 до 1,4 (+0,13, +9,83%), что указывает на создание новых рабочих мест и небольшой рост занятости в секторе.
5. Темп роста инвестиций в сферу услуг остался на уровне 110% в 2023 и 2024 годах, что свидетельствует о стабильном интересе инвесторов к этому сектору. Однако отсутствие роста может также указывать на насыщение рынка.
Угрозы экономической безопасности в сфере услуг
1. Снижение физического объема услуг: указывает на ухудшение спроса или проблемы с предложением. Это может быть связано с изменениями в потребительских предпочтениях или экономической нестабильностью.
2. Зависимость от внешних факторов: - данный сектор подвержен влиянию внешних экономических факторов, таких как изменения в ценах на сырьевые товары, инфляция и колебания валютных курсов.
3. Нехватка квалифицированных кадров может стать ограничивающим фактором для дальнейшего роста сектора, несмотря на увеличение уровня занятости.
4. Конкуренция - увеличение числа новых игроков на рынке услуг может привести к усилению конкуренции и снижению маржи прибыли.
5. Потенциальные изменения в законодательстве - изменения в налоговой политике или регулировании сектора могут негативно сказаться на его развитии.
Сектор услуг Забайкальского края демонстрирует некоторые положительные тенденции, однако также сталкивается с серьезными вызовами. Необходим мониторинг ситуации и принятие мер для смягчения возможных угроз, чтобы обеспечить устойчивое развитие сектора в будущем.
Строительный сектор
Строительный сектор Забайкальского края демонстрирует устойчивый рост и позитивные изменения по ключевым показателям. Объем строительных работ увеличился, в 2021 году составил 47596,1 млн. руб. в 2024 году - 90872,2 млн. руб. Также рост прибыли от реализации строительных услуг за последние два анализируемых года составил 16,34 млн. рублей. Однако необходимо обратить внимание на рост себестоимости и поддерживать уровень инвестиций для обеспечения дальнейшего развития сектора.
Таблица 5 – Индикаторы экономической безопасности строительного сектора Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г.
|
Индикаторы |
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Абс. измен. 2023/2024
|
Прир. % 2023/2024
|
|
1
ДС в ВРП, %
|
9,21
|
11,36
|
11,50
|
12,26
|
0,76
|
6,61
|
|
2
ИППС, %
|
-
|
134,07
|
129,46
|
103,18
|
-26,28
|
-20,30
|
|
3
УЗС, %
|
0,93
|
1,06
|
1,09
|
1,20
|
0,11
|
10,00
|
|
4
ТГИС, %
|
-
|
102,08
|
105,25
|
102,09
|
-3,17
|
-3,01
|
Анализ индикаторов строительного сектора Забайкальского края за 2021-2024 годы показывает как положительные, так и негативные тенденции:
1. Доля строительства в валовом региональном продукте наблюдалась меньше порогового значения только в 2021году (9,21%), отмечалось увеличение с 11,50% в 2023 году до 12,26% в 2024 году на 0,76%, прирост составил 6,61%. Это свидетельствует о растущем значении строительного сектора для экономики региона.
2. Индекс физического объема строительных работ показал резкое снижение с 129,46 % в 2022 году до 103,18 % в 2024 году (-26,28 %). Это указывает на сокращение объемов выполненных строительных работ и может быть связано с экономическими трудностями или изменениями в спросе.
3. Уровень занятости в строительстве увеличился до 1,20 % в 2024 году (+0,11, +10%) по сравнению с 2023 годом. Это позитивный сигнал, указывающий на создание новых рабочих мест и рост занятости в секторе.
4. Темп роста инвестиций в строительство снизился до 102,09% в 2024 году (-3,17, -3,01%). Это может свидетельствовать о замедлении темпов роста инвестиций и потенциальной настороженности инвесторов.
Угрозы экономической безопасности в сфере строительства региона:
1. Снижение физического объема строительных работ указывает на возможные проблемы в спросе на жилье и инфраструктуру, что может негативно сказаться на всей экономике региона.
2. Замедление темпов роста инвестиций может привести к снижению будущих объемов строительства и ухудшению финансового положения компаний в секторе.
3. Неопределенность на рынке – дефицит на строительные материалы и рабочую силу, влияет на рентабельность и устойчивость бизнеса.
4. Возможные внешние экономические факторы, такие как колебания валютных курсов или изменения в законодательстве, оказывающие негативное влияние на строительный сектор.
В целом, для обеспечения устойчивого роста строительного сектора Забайкальского края необходимо обратить внимание на указанные угрозы и разработать меры по их минимизации.
Энергетический сектор
Забайкальский край имеет развитую энергетическую инфраструктуру в дальневосточном округе, но энергетический сектор края оказался в кризисе как в других регионах. В результате таких причин как зависимость от кредитов, недофинансирование инфраструктуры, отсутствие регулярных соглашений, несмотря на увеличение объемов услуг и прибыли.
Таблица 6 – Индикаторы экономической безопасности энергетического сектора Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г.
|
Индикаторы
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Абс. измен. 2023/2024
|
Прир. % 2023/2024
|
|
1
ДЭ в ВРП, %
|
1,40
|
1,53
|
1,22
|
1,30
|
0,08
|
6,61
|
|
2
ИППЭ, %
|
-
|
104,76
|
100,94
|
102,63
|
1,69
|
1,67
|
|
3
УПЭС, %
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
4
ТГИЭ, %
|
-
|
103,84
|
110
|
110
|
0,00
|
0,00
|
.
Анализ индикаторов энергетического сектора Забайкальского края за 2021-2024 годы показывает как положительные, так и негативные тенденции.
1. Доля энергетического сектора в валовом региональном продукте. В 2023 году наблюдается снижение доли сектора до 1,22%, с прогнозом на 2024 год — 1,30%. Это указывает на определенное уменьшение значимости энергетического сектора в экономике региона, что может быть связано с ростом других секторов.
2. Индекс физического объема производства электроэнергии. После небольшого снижения в 2022 году (100,94 %), в 2023 году индекс показал рост до 102,63 %. Прогноз на 2024 год предполагает дальнейший умеренный рост. Это говорит о стабильности в производстве электроэнергии, хотя темпы роста остаются невысокими.
3. Инвестиции в сектор продолжают расти, однако темпы роста остаются стабильными на уровне 110% в 2023 и 2024 годах. Это говорит о поддержании интереса к развитию инфраструктуры, но отсутствие значительного роста может ограничить потенциал дальнейшего развития.
Угрозы экономической безопасности в энергетическом секторе
1. Уменьшение доли энергетического сектора в ВРП указывает на уязвимость и зависимость от других секторов экономики, что приводит к снижению инвестиций и внимания со стороны властей.
2. Снижение рентабельности: является сигналом о растущих издержках или недостаточной эффективности работы энергетических компаний из-за ухудшения технико-экономических параметров функционирования энергосистем, высокого физического износа большинства оборудования [16].
3. Отсутствие данных по потерям электроэнергии: нехватка информации о потерях электроэнергии затрудняет оценку эффективности работы сетей и может скрывать серьезные проблемы, которые приведут к увеличению затрат.
4. Непредсказуемость инвестиций: хотя темпы роста инвестиций стабильны, отсутствие значительного увеличения может указывать на недостаток финансирования для модернизации, низкое качество работы региональных и муниципальных администраций с инвесторами.
5. Наблюдается локальный дефицит электрической мощности, на севере края, где сосредоточены основные запасы полезных ископаемых [16].
6. Ухудшение экологии региона за счет использования угольных теплоэлектростанций и котельных, т.к. в атмосферу попадают выбросы вредных веществ.
7. Зависимость от внешних факторов - энергетический сектор подвержен влиянию внешних экономических и политических факторов, таких как колебания цен на энергоносители и изменения в законодательстве, что может повлиять на его устойчивость.
Энергетический сектор Забайкальского края сталкивается с рядом вызовов и угроз, которые могут повлиять на его дальнейшее развитие. Для края необходима программа модернизации энергосистемы в сотрудничестве федеральных, региональных бюджетов и бизнеса, которая предусматривает использование современных технологий и альтернативных источников энергии. Необходимы меры для повышения эффективности работы компаний, снижения потерь электроэнергии и активного привлечения инвестиций для обеспечения устойчивого роста сектора [17].
Научно-технический сектор
Научно-технический (НТ) сектор Забайкальского края демонстрирует низкое развитие. Что представляет угрозы для дальнейшего роста и развития сектора. Необходимо создание условий и стимулирование мер инновационной активности, поддержка развития науки и образования.
Таблица 7 – Индикаторы экономической безопасности НТ сектора Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г
|
Индикаторы
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Абс. измен. 2023/2024
|
Прир. % 2023/2024
|
|
1
ДНТС в ВРП, %
|
0,07
|
0,07
|
0,06
|
0,06
|
0,00
|
-
|
|
2
КПДН, 1000 чел.
|
0,005
|
0,005
|
0,004
|
0,004
|
0,00
|
-3,08
|
|
3
ТГИ НИР, %
|
-
|
111,11
|
111,11
|
111,21
|
0,10
|
0,09
|
|
4
КИАП, %
|
0,26
|
0,26
|
0,20
|
0,25
|
0,05
|
25,69
|
|
5
УЗНТС, %
|
0,092
|
0,096
|
0,089
|
0,090
|
0,00
|
1,48
|
.
Анализ индикаторов научно-технического сектора Забайкальского края за 2021-2024 годы выявил в основном негативные тенденции, т.к. анализируемые показатели, кроме темпа роста инвестиций в научные исследования и разработки, ниже пороговых значений:
1. Доля научного сектора в ВРП низкая: в 2021 и 2022 гг. составляет 0,07%, в 2023 и 2024 гг. снизилась до 0,06%. Это указывает на относительное уменьшение вклада НТ сектора в экономику региона, что является тревожным сигналом.
2. Количество патентов на душу населения также снизилось с 0,005 в 2021 и 2022 годах до 0,004 в 2023 и 2024 годах. Это свидетельствует о снижении инновационной активности и способности региона генерировать новые идеи и технологии.
3. Темп роста инвестиций в НИР стабильный и в среднем составляет 111%.
4. Коэффициент инновационной активности предприятий низкий, небольшое увеличение наблюдалось с 2023 на 2024 гг. с 0,20 0,25, что говорит о повышении интереса предприятий к внедрению инноваций и технологий.
5. Уровень занятости остался практически на одном уровне, с небольшим увеличением до 0,090 в 2024 году. Это говорит о стабильности занятости, но не о значительном росте.
Угрозы экономической безопасности в НТ секторе
1. Снижение доли НТ сектора в ВРП: уменьшение доли научно-технического сектора в валовом региональном продукте может указывать на недостаточную поддержку инновационных процессов и снижение конкурентоспособности региона.
2. Снижение патентной активности сигнализирует о стагнации в области научных исследований и разработок, что может привести к отставанию региона от более развитых территорий.
3. Неустойчивость инвестиций: несмотря на рост темпов инвестиций в НИР, их общий уровень остается низким, что может ограничить возможности для дальнейшего развития научно-технического потенциала.
4. Отсутствие значительного роста занятости: стабильный уровень занятости в НТ секторе без значительного роста может указывать на недостаток новых талантов и специалистов, необходимых для развития инновационной экономики.
5. Низкий коэффициент инновационной активности – отставание от технологического прогресса и экономического развития региона.
Анализ показал слабое развитие научной и инновационной деятельности края и отставание от уровня РФ (80 место с рейтинговым баллом 14,28) [9].
Для создания благоприятных условий необходимо развитие научно-технического потенциала края, взаимодействие между наукой и бизнесом, а также актуализация подпрограммы «Стимулирование и государственная поддержка инновационной деятельности в Забайкальском крае» государственной программы Забайкальского края «Экономическое развития» [17,18] .
Таблица 8 – Индикаторы экономической безопасности экологического сектора Забайкальского края с 2021 г. по 2024 г
|
Индикаторы
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Абс. измен. 2023/2024
|
Прир. % 2023/2024
|
|
1
ДЭП, %
|
0,08
|
0,11
|
0,12
|
0,12
|
0,00
|
-
|
|
2
ОИЭП, %
|
0,23
|
0,53
|
0,40
|
0,63
|
0,23
|
57,07
|
|
3
КУО, %
|
4,67
|
5,10
|
5,52
|
7,15
|
1,63
|
29,53
|
|
4
УЗОС, тонн на квадратный метр
|
8,7
|
17,8
|
16
|
4,4
|
-11,6
|
-72,5
|
|
5
ДНЭИ, %
|
3,59
|
3,66
|
3,74
|
3,78
|
0,04
|
1,10
|
.
Анализ индикаторов экологического сектора Забайкальского края за 2021-2024 годы негативное экологическое состояние края, т.к. все анализируемые индикаторы не соответствуют пороговым значениям.
1. Доля экологических предприятий осталась на уровне 0,12% в 2024 году, что свидетельствует о стабильности, но также указывает на отсутствие роста в этом сегменте. Это может означать, что сектор экологического бизнеса не привлекает достаточного количества новых игроков.
2. Объем инвестиций в экологические проекты незначительно увеличился с 0,40 млрд руб. в 2023 году до 0,63 млрд руб. в 2024 году (+57,07%) демонстрирует растущий интерес к экологии и устойчивому развитию. Что приводит к незначительному улучшению инфраструктуры и технологий в области охраны окружающей среды.
3. Коэффициент утилизации отходов увеличивается с 5,52 в 2023 году до 7,15 в 2024 году (+29,53%) указывает на улучшение процессов утилизации и управления отходами. Это позитивный знак для экологии региона.
4. Уровень загрязнения окружающей среды высокий, наблюдается снижение с 16 в 2023 году до 4,4 в 2024 году (-72,5%) это говорит о значительных успехах в снижении негативного воздействия на окружающую среду.
5. Небольшой рост доли участников в экилогических инициативах с 3,74% в 2023 году до 3,78% в 2024 году (+1,10%) свидетельствует о повышении общественной активности и интереса к экологии.
Угрозы экологического сектора Забайкальского края
1. Низкая доля экологических предприятий. Одна из причин загрязнения в крае – горнодобывающая промышленность. Загрязняется воздух, водные объекты, происходит деградация почв.
2. Попадание в атмосферу вредных веществ, как отмечалось раннее из-за использования угольных теплоэлектростанций и котельных.
3. Несанкционированное захоронение бытовых отходов. Незаконные свалки, сжигание мусора с вредными веществами приводит к вредным выбросам в атмосферу.
4. Зависимость от внешних факторов: проблема трансграничного загрязнения – пыльные бури в Китае и Монголии переносят частицы тяжелых металлов и других загрязнений, ухудшают экологическую обстановку края.
5. Экосиситеме края наносит урон вырубка лесов.
6. Риски изменения климата: увеличение числа экстремальных погодных явлений может негативно сказаться на устойчивом развитии региона и усложнить реализацию экологических проектов.
Для сохранения экологии Забайкальского края необходимо усилить контроль над промышленными предприятиями, внедрять современные технологии очистки и переработки отходов. Также восстановить экологическое равновесие поможет реставрация лесов. Следующая мера – переход от угольного к газовому отоплению. Развитие международного сотрудничества с другими странами в направлении экологии поможет снизить вредные воздействия на природные ресурсы.
На основе анализа и оценки экономических показателей в исследовании [8,10,13,19] авторами представлена классификация угроз экономической безопасности Забайкальского края (рис.1).
Рисунок 1. Угрозы экономической безопасности Забайкальского края
Источник: составлено авторами.
Заключение
Таким образом, в исследовании была представлена идентификация внешних и внутренних угроз экономической безопасности Забайкальского края, использовался комплексный подход с авторской классификацией по секторам экономики, с помощью которого были выделены экономические угрозы края. По всем секторам экономики наблюдается уменьшение доли в ВРП, снижение объема инвестиций и понижение рентабельности, ухудшение экологии региона.
Привлечение инвестиций может стать катализатором для социально-экономического развития края. Имеются возможности для формирования приграничного и трансграничного экономического сотрудничества за счет развитого транспортного комплекса (железнодорожного и автомобильного) и наличие пунктов пропуска через государственную границу. Потенциал в развитии сельского хозяйства. Это будет способствовать увеличению доходов населения, росту бюджета, потребительского спроса в крае, что является условием развития малого и среднего предпринимательства. Для обеспечения экономической безопасности края необходимы анализ и мониторинг основных показателей, разработка мероприятий по устранению внешних и внутренних угроз, адаптация регионов к санкциям, развитие импортозамещения, что также приведет к развитию бизнеса.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 14.03.2025).
3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: вспышки и отражения // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-16.
4. Бочкарева И.В., Капитонова Н.В. Индикаторы наличия и условия снижения теневого сектора в горнодобывающей отрасли Забайкальского края // Теневая экономика. – 2022. – № 3. – c. 121-134. – doi: 10.18334/tek.6.3.116307.
5. Бюджет для граждан к проекту Закона Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». Media.75.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://media.75.ru›minfin/documents/171744/byudzhet-dlya (дата обращения: 06.05.2025).
6. Великие люди. Жан Жак Руссо. Grandpeople.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandpeople.ru/p_r_s/40_2.html (дата обращения: 05.05.2025).
7. Государственная программа Забайкальского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 25 апреля 2014 года № 237 (в редакции от 14 февраля 2024 года №52). Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.gov.ru (дата обращения: 06.05.2025).
8. Забайкальский край в цифрах. 2023. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://75.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Забайкальский%20край%20в%20цифрах.%202023.pdf (дата обращения: 15.04.2025).
9. Итоговый рейтинг регионов РФ - 2024. Riarating.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20241223/630274686.html.
10. Компании Забайкальского края. Spark-interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spark-interfax.ru/statistics/region/76000000000 (дата обращения: 15.04.2025).
11. Левкина Е.В., Сахарова Л.А., Денисевич Е.И. Оценка экономической безопасности региона (на примере Приморского края) // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2529-2542. – doi: 10.18334/epp.12.9.116259.
12. Буров В.Ю., Кислощаев П.А., Капитонова Н.В., Бочкарева И.В. Мониторинг состояния уровня экономической безопасности в Забайкальском крае // Фундаментальные исследования. – 2023. – № 1. – c. 15-20. – doi: 10.17513/fr.43414.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2024.pdf (дата обращения: 15.04.2025).
14. Руденко М.Н. Теоретические основы понятия «экономическая безопасность региона» // Экономика и управление. – 2018. – № 2(148). – c. 22-28.
15. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. / Общий курс. - М.: Дело, 2005. – 895 c.
16. Веприкова Е.Б. и др. Социально-экономический профиль Забайкальского края – 2020. - Хабаровск: ФАНУ «Востокгосплан», 2021. – 54 c.
17. Буров В.Ю. и др. Социально-экономическое развитие Забайкальского края: проблемы и перспективы. / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2022. – 249 c.
18. Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c177079d454d08794c664d330a8a3391/proekt_strategii.pdf (дата обращения: 05.05.2025).
19. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://75.rosstat.gov.ru/folder/40432 (дата обращения: 17.02.2025).
20. Кислощаев П.А., Капитонова Н.В., Каминская С.В., Масалов П.В., Буров В.Ю. Экономическая безопасность. / Учебное пособие. - Чита: ЗабГУ, 2020. – 157 c.
Страница обновлена: 11.09.2025 в 15:44:51
Download PDF | Downloads: 6
Threats to the economic security of the Trans-Baikal Territory
Gorodkova S.A., Kapitonova N.V.Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
The article examines the threats to the economic security of the Trans-Baikal Territory. The research is based on an integrated approach that includes the study of various sectors of the region's economy, such as industrial, agricultural, construction, energy, scientific, technical and environmental ones. The assessment of economic security indicators is given. Threats in each analyzed sector of the region's economy have been identified. The conclusions and recommendations on the elimination of economic threats are presented.
Keywords: national security, economic security, regional economic security, Trans-Baikal Territory, assessment, threats to the regional economic security
JEL-classification: F52, H56, H12
