Предпринимательство как основной элемент развития рыночной экономической системы
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Предпринимательство на его пути от торгового до влиятельного промышленно-финансового меняло свою содержательную сущность, структуру и функции и всегда служило катализатором изменений в экономике. Определяя своими инновациями циклическое развитие, предпринимательство переводит рынок на более высокие ступени развития и наделяет его новыми качественными характеристиками.
Ключевые слова: инновационная экономика, промышленный капитал, экономическое развитие, монополизация, мировой рынок, концентрация производства, триггерный эффект депрессии, мондиализация
Как известно, любая система состоит из множества элементов, которые наделяют ее определенными качественными характеристиками. В то же время среди данных элементов всегда существует один, базовый, преобразующий всю систему и непосредственным образом оказывающий влияние на ее развитие. Таким элементом в рыночной экономической системе является подсистема предпринимательства.
Поскольку система не есть нечто неизменное, то возникает проблема ее периодизации. Применяя сказанное к предпринимательству, необходимо, прежде всего, подчеркнуть следующее:
— во-первых, предпринимательство – это явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов.
— во-вторых, историзм требует познать историю понятий, выражающих изменение системы.
По этим причинам вопрос о сущности предпринимательства, его критериях и роли до сих пор является дискуссионным.
Исходным пунктом для предпринимательства была торговая деятельность…
Предпринимательство — это система сложная, открытая, динамичная и саморазвивающаяся. Она создается, воспроизводится, совершенствуется, поэтому, естественно, возникает вопрос, что же является первопричиной возникновения системы, какова ее основа?
Исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность, возникшая в результате специализации внутренних рынков, и приведшая к формированию национальных, часть которых уже ориентировалась на иностранных покупателей. В дальнейшем Великие географические открытия XV в. – начала XVII в., установление постоянных торговых путей и активное развитие международного торгового предпринимательства послужили предпосылкой зарождения мирового капиталистического рынка.
Определяя роль предпринимательства того времени, К. Маркс в 1894 г. писал, что изменения в торговле, произошедшие в связи с географическими открытиями и формирование купеческого капитала содействовали развитию капиталистического способа производства. По его мнению, торговля развивает продукт в товар тем, что создает для него рынок, доставляет новые товарные эквиваленты, а для производства – новые сырье и вспомогательные материалы, тем самым, вызывая к жизни новые отрасли производства [5].
По мнению К. Поланьи [1], национальная промышленность развивалась на коммерческой основе и практически до конца XVIII в. находилась под контролем купцов [6].
Период XVII в. – первой половины XIX в. стал этапом зарождения промышленного предпринимательства и становления международного рынка. Крупная промышленность сама начинает создавать себе рынок, завоевывать его своими товарами. Теперь торговля становится слугой промышленного производства, для которого постоянное расширение рынка является жизненным условием.
…потом был монополистический капитализм, предпринимательское инноваторство и «триггерный эффект депрессии»…,
Развитие международной предпринимательской деятельности привело к расширению функций денег, которые выступали уже не только в качестве средства платежа, обращения и как части капитала в виде резервного фонда покупательных средств. В результате возникновения меняльного или вексельного дела, как основания современной торговли деньгами и учреждения обменных банков, драгоценные металлы стали функционировать как мировые деньги [4].
В первой половине XIX в. начинается процесс слияния банковского капитала с промышленным и образования финансового капитала. Капитал в широких масштабах стал вывозиться из европейских стран, что привело к возникновению международного производства. Дж.Ст. Милль [2] связывал причины этого явления с тем, что миграция капиталов улучшает производственную специализацию стран и способствует расширению внешней торговли.
В период второй половины XIX в. – первой половины ХХ в. постепенно сложился единый мировой рынок, чему способствовала произошедшая научно-техническая революция. Связь науки с производством приобрела более прочный и устойчивый характер и привела к становлению в странах Европы и Северной Америки мощной индустрии. Ведущие страны мира вступили в новую стадию своего развития, получившую название «монополистический капитализм».
Способствовали процессу монополизации и регулярные экономические кризисы (1873, 1883, 1893, 1901–1902 гг. и др.), в ходе которых гибли, прежде всего, мелкие и средние предприятия. Это привело к усилению концентрации производства, преобладанию крупных предприятий и диверсификации отраслей и подотраслей. Международные корпорации стали центром ускорения процессов инноваций. Пересаживая в развивающиеся страны новые технологии, они не только создавали, но и в известной мере преодолевали разрывы международного экономического пространства.
В этих условиях предприниматель начинает отождествляться с инноватором, а с предпринимательской деятельностью – циклическое развитие экономики и ее переход на более высокие ступени развития. Г. Менш назвал этот факт «триггерным эффектом депрессии»: депрессия заставляет искать возможности для выживания, а инновационный процесс может их предоставить [2].
…инновационный взрыв экономики изнутри и «мондиализация»
А. Маршалл (1890) [3], утверждал, что предприниматель – ускоритель изменений, спонтанно и конструктивно развивающихся в обществе. Й. Шумпетер (1912) [4] подчеркивал, что предприниматель является двигателем экономического развития, как бы взрывая экономику изнутри предпринимательскими новациями. В 1959 г. идеи Й.А. Шумпетера конкретизировал на материале «третьего мира» У.А. Льюис [3].
П. Друкер [5] в своих работах переводит предпринимательство на качественно новый уровень и рассматривает инновационную экономику, главной черта которой – выработка новых идей, разрушающих прежние решения, товары, услуги и производства. Непосредственным результатом таких непрерывных инноваций и потрясений является экономический рост.
Изменения, происходящие в России и в странах Восточной Европы к концу ХХ в., позволили консолидировать мировое сообщество и рассматривать мировое хозяйство как единый целостный организм. В экономическом обороте появились новые категории – мондиализация (от французского слова «monde» – мир), планетарная взаимозависимость. Мондиализация модифицировала конкуренцию между государствами.
Как отмечает А. Бенуа, позиции той или иной страны в мире отныне определяются только уровнем конкурентоспособности ее продукции на мировом рынке. В пределе государства становятся точками в производительном пространстве больших фирм, а понятие сравнительной прибыльности приобретает абсолютный характер [1].
Таким образом, рассмотрение предпринимательства в исторической ретроспективе позволяет говорить о том, что предпринимательство, как важнейшая составляющая рыночной экономической системы, всегда являлось катализатором происходящих в ней изменений, переводя систему «рынок» в новое качественное состояние.
[1] Карл Поланьи (1886-1964) — англо-американский обществовед, создатель институциональной концепции, критикующей преставления об универсальном характере рыночных отношений — прим. ред.
[2] Джон Стюарт Милль (1806-1873), английский философ и экономист — прим. ред.
[3] Альфред Маршалл (1842 — 1924) — английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики — прим. ред.
[4] Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 — 1950) — австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли, автор «Истории экономического анализа» — прим. ред.
[5] Питер Фердинанд Друкер (1909 —2005) — американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века — прим. ред.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 19:21:22