Change of business conditions in crisis situations

Aleksey Bayov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-1 / November, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The global financial and economic crisis has put an end to the easy business conditions prevailing in 2001-2007 in Russia. Reduction in the number of clients, their growing exactingness, the growing number of non-payments, the declining sales and production volumes make the companies not only use tactical measures to survive through difficult times but look for strategic ways to protect their business from the crisis.

Keywords: outsourcing, world trade organization, financial and economic crisis, stagnation, efficient management, foreign commerce



Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2007–2008 годах, продолжает негативно влиять на экономическое развитие России. Сокращение объемов производства, невозможность уплачивать взятые кредиты, задержки платежей в полной мере ощутили на себе все отрасли экономики.

Изменились условия функционирования на рынке для крупных компаний. Если в середине ХХ века рынок был ненасыщен и существовало большое количество сфер приложения усилий, то в XXI веке условия изменились. Усиление конкуренции, постоянно растущие потребности и их изменение, возможности перехода с рынка на рынок заставляют управленческие кадры применять новые методы управления с тем, чтобы выжить в подобных условиях.

Важнейшей целью менеджмента становится обеспечение эффективной жизнедеятельности предпринимательской структуры в динамично изменяющейся внешней среде. Достижению данной цели способствуют следующие условия:

– ориентация всех участников бизнес-процессов на конечный результат;

– рационализация взаимоотношений между различными подразделениями организации;

– консолидация технических, организационных и экономических процессов;

– разграничение полномочий между руководителями различных уровней управления и конкретизация их ответственности;

– информатизация системы управления;

– переход на международные стандарты качества.

Грядут перемены

Грядущее вступление в ВТО по идейному замыслу неизбежно приведёт к фундаментальным изменениям как всей российской экономики, так и отдельных отраслей. Успешно функционировать смогут лишь те предприятия, которые ставят перед собой задачу не выживания, а стратегического развития.

Подписание торговых соглашений в рамках ВТО предполагает не только облегчённый доступ на зарубежные рынки, но и предоставление аналогичных льгот иностранным производителям на внутреннем рынке. Анализ упомянутых процессов необходим для внесения соответствующих изменений в инвестиционную стратегию предприятия с учётом возникновения новых факторов роста или стагнирования. Именно этот факт также предопределяет усиление роли управленческой функции.

Выходом из сложившегося положения могут стать:

– укрупнение предприятий за счёт слияния более мелких производств в холдинг;

– концентрация усилий на производстве ограниченного числа конкурентоспособных товаров;

– государственная поддержка национальных производителей через программы государственных закупок;

– поэтапная либерализация внутреннего рынка продукции отраслей по мере восстановления их конкурентоспособности;

– активное лоббирование национальных интересов в рамках ВТО;

– противодействие антидемпинговым расследованиям в отношении российских производителей и проведение собственных расследований в отношении иностранных конкурентов.

Описанные меры требуют определённого временного резерва для проведения преобразований в отраслях. Даже после ратификации Россией торговых соглашений с ВТО необходимо поэтапное снятие защитных барьеров, предохраняющих отрасли от агрессивного вторжения иностранных компаний.

Немаловажную роль в обеспечении конкурентоспособности отраслей играет и готовность российских властей отстаивать интересы национальных производителей в ходе антидемпинговых расследований. Такой вид деятельности может принести свои плоды только при условии значительного лоббистского потенциала.

Кадровые вопросы

Происходящие в последние годы положительные перемены (модернизация производства, перевооружение производственных мощностей, расширение объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции) способствуют росту спроса на квалифицированные кадры со стороны предприятий различных отраслей.

Заполнению рабочих мест мешает отсутствие достаточного числа подготовленных кадров на местном рынке труда и непривлекательность предлагаемых вакансий по условиям труда и уровню заработной платы, недостаточные объемы их подготовки в профессиональных учебных заведениях. Особенно это касается рабочих основного технологического профиля, готовых трудиться на новом технологическом оборудовании по современным технологиям.

Еще одна проблема – ментальность российских исполнителей, вкупе с образом жизни и условиями труда. Из основных систем качества только японская уделяет место человеку на рабочем месте. Здесь можно отметить особенность, присущую российским способам ведения бизнеса – высокая доля человеческого (коллективного, межличностного, социального) фактора.

Решением кадровых проблем может стать закрепление кадров путем кредитования конкретных студентов для обучения определенным специальностям. В этом случае студент должен будет более осознанно подойти к процессу обучения, а выбранное направление с учетом деятельности предприятия будет определять его специализацию.

Организационные проблемы

Анализ и углубленное изучение работы торгово-промышленных компаний выявляет сравнительно много недостатков в организации работы и в первую очередь – нежелание расставаться с некоторыми технологиями или проектами. Не развиты аутсорсинг, инсорсинг [1], косорсинг [2], аутстаффинг [3].

Определенные подвижки есть в направлении внешнего аутсорсинга, но что касается внутреннего, то ситуация практически критическая. Западный опыт показывает, что совместно с каждой крупной отраслевой компанией работают десятки мелких, которые выполняют постоянные заказы, существенно облегчая жизнь «старшему брату». При этом специализация таких малых фирм позволяет им достигать более высокого качества по сравнению с многопрофильным монстром.

Основные причины подобного ведения бизнеса в отношении крупных торгово-промышленных предприятий заключается в инертности мышления и в том, что территориальное расположение крупных заводов вне крупных городов резко сужают круг потенциальных предпринимателей, готовых предложить свои услуги.

В области решения подобных организационных проблем ситуация меняется при создании дочерних предприятий. Подобная схема наиболее широко представлена на российском рынке, и недавние исследования показывают, что более 30% машиностроительных и металлургических заводов идут именно по этому пути, небезосновательно считая его наиболее перспективным.

Основными направлениями деятельности, подлежащими делегированию, являются проектирование и конструирование, опытное производство, механическое производство, цеха по ремонту и обслуживанию оборудования, подбор персонала, транспортные услуги и др.

Следует отметить и тенденцию к увеличению объема передачи работ сторонним организациям. За последние семь лет объем подобных сделок на рынке вырос в 3 раза, прогнозируемый темп роста к 2010 году – 10-кратное увеличение.

Новые методы и принципы управления

Поскольку решение любой крупной производственной проблемы невозможно без эффективного управления, то возникшие под влиянием мирового финансового кризиса явления привели к тому, что в рамках ведения предпринимательской деятельности потребовались изменения методов и принципов управления.

Постепенно происходит переход от стандартных принципов управления: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, и т.д. – к принципам управления бизнесом на основе процессного подхода, благодаря которому поддерживается баланс между гибкими стратегическими целями и текущими задачами деятельности, сформулированными под воздействием их понимания в конкретный момент времени.

1998 г. показал, что в кризис собственники стремятся в первую очередь не расширять, а защищать свои позиции. Так, менеджмент и собственники компаний могут разрешать кризисные ситуации путем применения ряда управленческих и маркетинговых приемов – реорганизации производства, выхода на новые рынки, реструктуризации долгов, модернизации и т.п.

Это позволяет упрочить положение организации в условиях кризисной конкуренции, снизить предпринимательские риски, распределив их между различными сферами деятельности, и получить большую прибыль, чем при простом наращивании объемов производства.

Таким образом, именно комплексный подход к управлению компанией, включающий в себя анализ финансовой, организационной, производственной, людской составляющих позволяет в настоящих условиях принять управленческие решения и служить выработке стратегий, стратегических альтернатив и тактических мер по выводу предприятия из кризиса.

[1] Инсорсинг предполагает расширение деятельности предприятия или подразделения для дополнительной загрузки имеющихся мощностей или активов — прим. ред.

[2] Ко-сорсинг заключается в том, чтобы при наличии службы внутреннего аудита в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта — прим. ред.

[3] Аутстаффинг — технология менеджмента, основанная на кооперировании управленческих процессов посредством привлечения внешних организаций и персонала управления со стороны, передачи им ряда функций управления — прим. ред.


Страница обновлена: 12.05.2025 в 03:48:27