Research of Influence of Consumer Preferences on Revealing Potential Factors of Import Substitution

Valentina Stukun

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12-1 / December, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
One of the basic conditions for safeguarding the economic security of any state is to ensure the domestic production and supply of the articles of prime necessity and stabilize the consumer market. Commodity structure of the market is directly related to the natural, socioeconomic and demographic characteristics of the region. The special feature of Primorye’s geographical location is its remoteness from the traditional European channels. In this regard, the development of importsubstituting production is really vital.

Keywords: import substitution, consumer market, commodity structure, anthropometric special features, non-food products, primorye, asia-pacific region



Легкая промышленность является важной составляющей экономики государства, ее развитие способствует стабилизации отечественного потребительского рынка. Развитие импортозамещения и насыщение товарного рынка отечественной продукцией – одно из основных направлений развития российской промышленности.

В этой связи товарная структура рынка напрямую связана с природными, социально-экономическими и демографическими особенностями региона. Общеизвестно, что одежда и обувь относится к группе непродовольственных товаров первой необходимости. Обеспеченность потребителей отечественной продукцией является тем фактором, который влияет на экономическую безопасность региона. Для выявления потенциальных факторов импортозамещения обувного производства в Приморском крае нами были проведены социологические исследования («семейная анкета»). Основные результатами исследования:

– установлена зависимость потребительского рынка от географического положения климатических условий проживания, инфраструктуры, материального положения и национальных традиций;

– выявлены потенциальные факторы импортозамещения;

– предложены направления и пути их реализации.

Обувь, как часть костюма — сельского жителя и городского

По результатам семейного анкетирования, около 30% опрошенных жителей Приморья предпочитают отечественную обувь. Причем, почти половина респондентов (45%), проживающих в сельской местности, при покупке выбирают обувь отечественных производителей. Значительно отличаются предпочтения городских потребителей: только 28% опрошенных городских семей выбирают отечественную обувь. Они в равной степени предпочитают приобретать импортную обувь самых разных производителей – (20% – итальянскую, 18% – китайскую, 12% – турецкую, 7% – немецкую, 4% – французскую; по 2% выбирают обувь из Индии, Кореи и совместного производства.

Обувь, как часть костюма, имеет изначально множество функций. Она, кроме функции защиты стопы от атмосферных воздействий и механических повреждений, выполняет «имиджевую» функцию, позволяя подчеркнуть статус владельца и его материальное положение. Ритм жизни большого города предполагает, что мы постоянно позиционируем себя: то участвуя в разработке концепции предприятия, то осуществляя презентацию внутрифирменного проекта, то просто исследуя свои возможности на рынке труда и т.п. Обувь, неся «имиджевую» функцию, позволяет потребителям воплотить не только собственные амбиции. В любой ситуации внешний вид, и обувь в первую очередь, позволяет создать нужное впечатление о ее владельце. Одним словом, зависимость городского жителя от внешнего вида значительно выше, чем сельского. В сельской местности внешние данные не являются определяющими, хотя и остаются немаловажными. Сельские жители ценят в обуви в первую очередь прочность, удобство, тепло- и влагозащитные свойства. Для городских жителей, занятых в большинстве своем умственным трудом, ценными являются имидж, стиль, соответствие направлению моды.

Как часто мы покупаем обувь?

Социологические исследования показали, что новую обувь один раз в сезон покупают 63% респондентов, и это не превышает условные общеевропейские нормы – 4 пары в год.

В ходе исследования установлено, что за год в 62% семей покупают по 4 пары (один раз в сезон), как для взрослых, так и для детей; 17% семей новую обувь приобретают ежемесячно (по 12 пар на человека), а вот 10% респондентов осуществляют покупки обуви только один раз в году (ежегодно по одной паре на каждого члена семьи). Не придерживаются жесткой системы и могут позволить спонтанные или так называемые праздничные покупки 11% опрошенных.

Нашу покупательскую активность стимулирует реклама в местах продаж, грамотная выкладка товара и зависимость от мнения окружающих, а также семейный уклад.

Высокий разброс периодичности семейных покупок отражает не только разный социальный статус семей, но и интенсивность ее эксплуатации, наличие сервисного обслуживания.

При этом необходимо помнить, срок службы обуви, ее физический и моральный износ различается в сельских и городских районах. Он изменяется не только в результате создания новых видов или моделей улучшенного качества, но и с изменением общественных норм и ценностных ориентиров, под влиянием изменения моды, сезонности выпуска новых моделей, насыщения рынка и снижения спроса на одни виды обуви и увеличения спроса на другие. Определяющим фактором периодичности покупок также является так называемый «фактор суровости климата». По данным территориального органа ФСГС по Приморскому краю, перепад температур в Приморье составляет 76,8 (разница между максимальной температурой летом и минимальной зимой, то есть абсолютные минимум и максимум температуры воздуха. В январе от –42.1ºС до +2.8ºС; в июле от +7.1ºС до +34.7ºС.) В указанных условиях возрастает потребность в дополнительном количестве и разнообразии обуви по видам, назначению и свойствам.

Предпосылки и факторы развития импортозамещения в Приморье

Основные результаты исследования дают возможность посредством социального опроса («семейная» анкета) предложить потенциальные предпосылки и факторы развития импортозамещения в крае (см. табл).

Таблица

Потенциальные предпосылки импортозамещения продукции обувного производства

Предпосылки импортозамещения
Факторы импортозамещения
Пути реализации
Географическое положение
– «фактор суровости климата»;
– периодичность покупок
учет потребности в обуви, соответствующей температурным перепадам суровых климатических условий
Особенности поселения
– наличие градообразующих производств;
– уровень развития инфраструктуры;
– близость государственной границы
– рост интенсивности транспортных связей, в т.ч. наземного, морского воздушного транспорта;
– преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, пограничные поселения, расположенные рядом с устойчивыми рынками сбыта, которые имеют квалифицированные кадры
Национальные традиции
– этнические особенности;
– наличие переселенцев и беженцев;
– исторические особенности жизненного уклада
учет антропометрических и половозрастных особенностей стоп потребителей при разработке структуры ассортимента, внедрения в производство новых моделей и сохранение традиционных направлений
Товарная достаточность
– характер поставки продукции;
– теневой товарооборот;
– сервисное обслуживание
– реализация ассортиментной политики с учетом постоянных и сезонных потребностей;
– борьба с теневым импортом;
– развитие сервисного и послепродажное обслуживания
Патриотические чувства потребителей
– потребность в отечественной продукции;
– возможность выбора продукции отечественных производителей
создание привлекательности национальных брендов с участием средств массовой информации по восстановлению пошатнувшегося авторитета российской обуви

Таким образом, импортозамещение было и остается одним из путей возрождения отрасли в разных странах. Наличие значительного числа жителей Приморья, предпочитающих отечественную обувь, а так же имеющейся факт высоких гигиенических требований к обуви в отечественных стандартах, наличие высвобожденных квалифицированных кадров с закрытием обувных предприятий в перестроечный период, делают импортозамещение возможным и необходимым. Установление потенциальных предпосылок и факторов позволяет наметить стратегические направления развития импортозамещения в Приморье.


Страница обновлена: 06.05.2025 в 19:01:53