Методологические подходы к оценке эффективности использования бюджетных ресурсов

Пак Х.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются методологические подходы к оценке эффективности использования бюджетных ресурсов в регионах страны.

Ключевые слова: внутренний аудит, эффективность управления, бюджетные средства, муниципальное образование, муниципальные финансы, качество управления финансами, бюджетные ресурсы



Реализация новых подходов к эффективности использования бюджетных ресурсов и моделей бюджетного планирования на практике требует формирования соответствующей нормативной и методической базы. Особенно это касается региональных и муниципальных уровней.

Результаты проведенного автором исследования показали, что основной причиной неэффективного использования бюджетных средств для производства общественных услуг является отсутствие единой методологической и методической базы результативности управления этими ресурсами.

Краевые индикаторы

Сложностью при оценке эффективности бюджетных средств на производство услуг является создание методических инструментов результативности использования этих средств на выполнение основных функций.

Регионы и муниципальные образования подошли к решению этой проблемы с различных позиций.

Так, Республика Чувашия [1, с. 1, 2 ] и Хабаровский край [ 2, с. 6, 7] применяют схожую оценку результативности и эффективности использования бюджетных средств. Всего анализируется 12 показателей, в том числе:

– лимиты потребления теплоэнергоресурсов;

– объем расходов государственных заказчиков на закупку товаров, работ и услуг;

– дебиторская задолженность от объема полученных бюджетных средств;

– фонд оплаты труда и др.

Необходимо отметить разработанную администрацией Хабаровска методику интегральной оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий [8, с. 56–61].

В Вологодской области индикаторы устанавливаются по каждому виду функциональных расходов бюджета, а также определен порядок бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот [3, с. 4, 5].

В Астраханской области установлены основные и дополнительные индикаторы, качества системы управления расходами. С помощью полученного значения по каждому индикатору проводится сводная оценка эффективности расходов [4, с. 3-4].

Интересна методика оценки эффективности деятельности органов власти муниципальных районов и городского округа Ленинградской области. Например, в сфере архивной деятельности результативность определяется по следующим показателям:

– степень загруженности хранилищ архива;

– динамика ежегодного прироста числа пользователей архивной информацией и др.

В данной методике представлены не только объективные, но и субъективные показатели. Например:

– удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления (ОМСУ) муниципального района (городского округа);

– удовлетворенность населения информационной открытостью ОМСУ [9, с. 3–15].

От краев до республик

В Ставропольском крае в целях стимулирования муниципальных образований, достигших лучших результатов качества управления муниципальными финансами на поселенческом уровне, разрабатывается система оценки по 12 показателям. Это, например, отношение объема неисполненных обязательств муниципального образования к объему собственных доходов бюджета, который должен быть меньше 1. К числу основных показателей также относится отсутствие кредиторской задолженности по заработной плате и др. [10, с. 4–6].

В Республике Марий Эл введена система индикативного управления [5, с. 10–12].

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в Республике Хакасия были разработаны методические рекомендации по оценке качества бюджетных услуг.

Результативными признаются расходы на оказание бюджетной услуги установленного объема и качества, которые позволили в наибольшей степени приблизиться к целевым значениям показателей результативности – конечного эффекта, непосредственного результата и использования ресурсов [6, с. 2–7].

Необходимо отметить различность подходов к разработке методик эффективности и результативности расходов в регионах. К примеру, методики Рес­публики Чувашия и Хабаровского края в большей степени нацелены на оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. В методике Вологодской области наиболее полно отражены вопросы оценки эффективности производства бюджетной услуги. В методиках Астраханской области и Ставропольского края рассматривается оценка эффективности распределения бюджетных средств.

Новая методика

В настоящее время внедрение системы показателей результативности достижения целей, из-за отсутствия адекватного информационно-статистического обеспечения, уточнения методологии учета и расчета показателей, не достигло заданного уровня.

В соответствии с этим нами предлагается методика по оценке бюджетно-финансового состояния муниципальных образований, которая состоит из двух разделов. В первом приводится перечень основных показателей для внутреннего аудита и алгоритм проверки по следующим направлениям и критериям:

– финансовое состояние (отношения объема заемных средств к доходам бюджета, доходов и расходов бюджета, доли собственных доходов в бюджете и финансовой помощи в доходах);

– уровень бюджетно-финансового администрирования (отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей, кредиторской и дебиторской задолженности к доходам бюджета);

– направленности бюджета (доля расходов бюджета на ЖКХ, здравоохранение, образование, культуру и на защищенные статьи).

Во втором разделе методики определяется оценка бюджетно-финансового состояния муниципальных образований на основе рейтингового метода по этим направлениям.

Сравнительный анализ существующих разработок по эффективности (результативности) использования бюджетных ресурсов и предложенных методических подходов к поставленной проблеме представляется полезным в реализации основных направлений административной реформы в регионах страны.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:29