Процесс увеличения цены вхождения в теневой сектор экономики как основное направление деактивации ее воспроизводства
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Филиппова Т.В. Процесс увеличения цены вхождения в теневой сектор экономики как основное направление деактивации ее воспроизводства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 4-9.
Аннотация:
В статье анализируется понятие деактивации воспроизводства теневой экономики. Доминирующим является тезис о том, что основание деактивации воспроизводства теневой экономики является сближение цен вхождения предпринимательства в теневой и легальный сектор экономики.
Ключевые слова: предпринимательство, теневая экономика, теневой сектор экономики, деактивация воспроизводства теневой экономики, цена внелегальности, коррупционные связи
За годы реформ реализация мероприятий, направленных на минимизацию масштабов теневой экономики, превратилась в систему, действующую путем замещения теневых связей цивилизованными рыночными отношениями. Иначе данный процесс можно назвать деактивацией воспроизводства теневой экономики, который связан с воздействием на условия, порождающие теневую экономику, то есть искоренение не последствий, а причин, порождающих ее воспроизводство.
Аналитики [1, 2] полагают, что деактивация воспроизводства теневой экономики – это система отношений в гражданском обществе, которая направлена на легализацию его экономической деятельности, не контролируемой государством.
Мы же будем понимать под деактивацией воспроизводства теневой экономики процесс увеличения цены вхождения предпринимателей в теневой сектор экономики и снижение цены вхождения в легальный сектор экономики.
Теневой и легальный сектор экономики: цена вхождения
Цену вхождения в легальный сектор экономики определим как количество издержек, которое несет предприниматель при ведении легального бизнеса. Осуществление теневой экономической деятельности обусловлено высокими издержками, связанными с действием в рамках закона, а именно высокими издержками заключения контракта, издержками спецификации и защиты прав собственности и издержками защиты от третьих лиц. Перечисленные издержки Де Сото Э. называет «ценой подчинения закону» [3].
Отметим, что цена вхождения в легальный сектор экономики включает в себя следующее:
– издержки, связанные с регистрацией юридического лица, получением лицензии, открытием счета в банке, получением юридического адреса и выполнением иных формальностей (иначе все перечисленное называют «издержки доступа к закону»);
– издержки, связанные с необходимостью выплаты налогов, выполнения требований закона в области трудовых отношений (длительность рабочего дня, минимальная зарплата, социальные гарантии), выплаты судебных издержек, связанных с разрешением конфликтов в рамках легальной судебной системы (данные издержки объединяют в понятие «издержек продолжения деятельности в рамках закона»).
Следует подчеркнуть, что цена вхождения в легальный сектор экономики выражается не только в прямых денежных затратах, но и затратах времени на выполнение тех или иных процедур. Причем, именно эта составляющая в целом ряде случаев бывает особенно велика.
Можно сделать вывод о том, что высокая цена вхождения в легальный сектор экономики активизирует воспроизводство теневой экономики. Иначе говоря, предприниматель осуществляет свою деятельность в рамках закона только из-за ожидаемых выгод от соблюдения закона. В этом контексте процесс деактивации необходимо рассматривать как процесс увеличения цены вхождения предпринимателя в теневой сектор экономики.
Стимулы к добровольному подчинению закону или деактивация теневой экономической деятельности появятся у предпринимателя только при условии, если государство будет содействовать реализации интересов бизнеса через снижение издержек, связанных с вхождением в легальный сектор.
Плюсы и минусы теневого бизнеса для предпринимателей
Определим цену вхождения в теневой сектор экономики как количество издержек, которое несет предприниматель, вкладывая часть своего легального капитала в теневой или незаконный бизнес, тем самым развивая теневые экономические отношения.
Как отмечает А. Олейник, предприниматель, совершающий обмен во внелегальном режиме, вынужден платить «цену внелегальности» [4, с. 598]. Она состоит из издержек, связанных:
– с уклонением от правовых санкций и с ведением «двойной» бухгалтерии;
– с трансфертом доходов и с уклонением от налогов и начислений на заработную плату;
– с отсутствием законодательно закрепленных прав на собственность;
– с несостоятельностью системы контрактов с двусторонним характером теневой сделки и с доступом к внелегальным процедурам разрешения конфликтов [3].
Необходимо заметить, что перечисленные издержки связаны, так или иначе, с фальсификацией, подкупом. Это позволяет нам утверждать, что коррупция является фактором, определяющим процесс воспроизводства теневой экономики.
Сказанное позволяет утверждать, что основным аспектом деактивации воспроизводства теневой экономики является сближение цены осуществления легального предпринимательства и цены вхождения в теневой сектор экономики. Следовательно, деактивация будет осуществляться по двум направлениям:
1) снижение цены осуществления легального бизнеса;
2) повышение издержек, связанных с вхождением в теневой сектор экономики.
Для этого необходимо оценить пути повышения цены вхождения в теневой сектор экономики, что позволит принимать решения, работающие против теневого бизнеса, против коррупции.
Отметим, что развитие и рост теневой экономики непосредственно связаны с соотношением между ценой теневого и легального функционирования. Поэтому для сокращения этого роста и развития необходимо добиться повышения цены вхождения предпринимательских структур в теневой рынок путем увеличения риска участия в коррупционных связях. Предпосылки возникновения коррупционных связей в легальном секторе экономики способствуют лишь сокращению риска функционирования предпринимателей в теневом секторе экономки. В нашем контексте коррупцию следует рассматривать как фактор, определяющий воспроизводство теневой экономики, которая проявляется в использовании государственными, муниципальными или иными публичными служащими своего статуса для прикрытия и защиты теневого капитала.
Многие аналитики отмечают, что в России риск участия в коррупционных связях минимален. Выделим основные предпосылки возникновения коррупционных связей.
Коррупция
Выделим основные предпосылки возникновения коррупционных связей. Например, процедуры лицензирования экономических субъектов в России отличаются от региона к региону. Как отмечает Сунгуров А.Ю., в среднем новый заявитель должен обойти 20–30 учреждений и получить 50–90 утвержденных регистрационных форм, а для открытия нового дела необходимо получить около 30 различных видов лицензий [5].
Согласно исследованию, проведенному Всемирным банком и Российской академией наук, в среднем для организации небольшого предприятия в Москве требуется в четыре раза больше времени, чем в Варшаве. При этом российский малый и средний бизнес подвергается в два раза большему числу проверок.
Многими бизнесменами отмечается запутанность норм налогового права, низкое качество работы налоговых служб, что является еще одной предпосылкой для развития коррупционных связей.
Отметим, что проводимой в России налоговой реформой было спровоцировано появление издержек, связанных с уклонением от налогов и начислений на заработную плату, которые только понижают цену вхождения в теневой сектор экономики.
Выделенные предпосылки возникновения коррупционных связей повышают цену легального функционирования субъектов хозяйствования, и свидетельствуют о минимальном риске участия в теневой экономической деятельности.
Итак, в современных условиях едва ли можно искоренить теневую экономику, но можно и нужно существенно ослабить ее, сократить ее масштабы, изменить структуру. Очевидно, что основным фактором в этом направлении будет выступать противодействие коррупционным связям, которое включает в себя комплекс экономических, правовых, воспитательных и политических мер.
Конечной целью этих мер должно стать обеспечение взаимовыгодного контракта между государством и бизнесом, при котором правительство обеспечит разумную цену легального предпринимательства, защиту прав собственности и соблюдение контрактов, достойное социальное обеспечение. Все это повлияет на повышение цены вхождения в теневой сектор и сделает невыгодным для предпринимателей функционирование в нем.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:45