Стимулирование инвестиционной активности в реальном секторе экономики на основе маркетинговых исследований
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Пупкова Г.А. Стимулирование инвестиционной активности в реальном секторе экономики на основе маркетинговых исследований // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 80-85.
Аннотация:
В современных условиях определяющая роль в процессе активизации инвестиционной деятельности принадлежит государственному регулированию. Стимулирующее воздействие на инвестиционное поведение потенциальных инвесторов оказывают методы регулирования, которые могут быть скорректированы с помощью маркетинговых исследований.
Ключевые слова: налоговые льготы, маркетинговые исследования, инвестиционная активность, стимулирование инвестиций
Государство располагает солидным арсеналом различных форм и методов, предусмотренных законодательством [1], предполагающих как создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, так и прямое участие в ней, осуществляемое в форме капитальных вложений. Чтобы подчеркнуть сложность управленческих решений, которые приходится принимать и реализовывать органам государственного регулирования для достижения поставленных целей, рассмотрим подробнее лишь два инструмента из числа применяемых в рамках одного из указанных выше направлений активизации инвестиционного процесса: налоговые льготы и инвестиционный налоговый кредит.
Налоговые льготы и инвестиционный кредит
Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестиционной активности. Для инвесторов могут представлять интерес льготы по налогу на прибыль и НДС. Налоговой системой РФ также предусмотрены льготы по налогам в рамках региональных бюджетов, способствующие формированию конкурентной среды на инвестиционном рынке. Региональные власти могут использовать налоговые льготы в целях формирования привлекательного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов, рассчитывая на создание новых рабочих мест и расширение источников налоговых поступлений в местный бюджет. Механизм действия данного инструмента довольно прост: региональные власти должны отказаться от полноценных налоговых поступлений сегодня, чтобы получить их побольше в будущем. Поэтому предоставление налоговых льгот должно сопровождаться расчётами их эффективности, учитывающими среди прочих факторов и степень риска, связанную с вероятностью ухода инвесторов от выплаты налогов в будущем в полной мере.
Помимо налоговых льгот, эффективным способом стимулирования инвестиционной активности служит инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Понятие, порядок и условия предоставления ИНК регламентируются Налоговым кодексом РФ. Механизм действия данного инструмента предусматривает снижение отчислений в бюджет по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Специфика инвестиционного налогового кредита заключается в том, что речь идёт не о снижении налоговых отчислений для конкретного инвестора, а об отсрочке их выплаты в бюджет на срок от одного до пяти лет. Цель ИНК заключается в поддержке инновационного развития конкретных сфер деятельности, а также стимулирования инвестиционной активности конкретных предприятий, способных реализовывать перспективные инновационные проекты. Законодательным органам власти субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право расширять перечень оснований, по которым может быть заключен договор об ИНК в части региональных и местных налогов.
«Точечное» воздействие на потенциальных инвесторов
До недавнего времени благоприятная конъюнктура инвестиционного рынка не требовала учёта специфических запросов конкретных инвесторов. В роли катализатора инвестиционной активности выступали высокие темпы роста экономики. Однако ситуация изменилась. Инвестиционный бум прошёл, инвесторы демонстрируют некоторую сдержанность, акценты в инвестиционной политике сместились в сторону развития внутреннего рынка, кроме того, на данный момент времени актуальной стала задача развития инфраструктуры и реального сектора экономики, что определяет специфику инвестиционной политики регионов. Всё это требует от органов управления уже не общего, а «точечного» воздействия на потенциальных инвесторов. Решение задачи стимулирования инвестиционной активности заключается уже не в простом воздействии на развитие экономики или отдельных её сфер, а в целевом воздействии на потенциальных инвесторов, в привлечении которого на данную территорию заинтересованы органы управления.
Для решения указанных проблем целесообразно использовать методы, которые позволяют при помощи стандартных программных пакетов обработать материалы логического анализа значимости инструментов регулирования и оценки их воздействия на объект управления. В этих целях предлагается применить метод расстановки приоритетов, основанный на использовании экспертной оценки.
Алгоритм выявления предпочтений инвесторов
Алгоритм маркетингового исследования предпочтений потенциальных инвесторов в отношении инструментов регулирования инвестиционной деятельности предусматривает следующие шаги.
1. Отбираются инструменты государственного регулирования, которые могут оказывать стимулирующее воздействие на инвестиционную активность субъектов рынка.
2. Формируется круг экспертов, участвующих в проведении маркетингового исследования, число которых должно быть не менее трёх [6, С. 228 - 236].
3. Определяется степень значимости инструментов регулирования. Этот шаг предполагает проведение экспертной оценки. Эксперты попарно сравнивают все отобранные инструменты между собой, определяя степень их влияния на инвестиционное поведение конкретного субъекта хозяйствования с помощью показателей «больше», «меньше» или «равно». При этом каждая последующая оценка логически не связана с предшествующей оценкой. Результаты сравнения эксперты заносят в таблицу, определяя по ним усредненные (или принимаемые) системы сравнения.
4. Полученные экспертами оценки представляются в виде квадратной матрицы парных предпочтений, при обработке которых рассчитываются весовые коэффициенты, отражающие степень превосходства одного инструмента регулирования инвестиционной активности над другим.
5. Рассчитывается относительная весомость каждого из инструментов, что позволяет, в конечном счёте, осуществить их ранжирование по степени воздействия на инвестиционное поведение конкретного субъекта хозяйствования, во внимании которого заинтересован регион. Для достижения поставленных целей необходимо применить методику, разработанную Российской финансовой корпорацией [7].
6. Проводится SWOT-анализ инструментов, призванных стимулировать инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, во внимании которых заинтересованы органы управления региона.
7. Разрабатываются рекомендации, направленные на «точечное» использование субъектами управления инструментов, направленных на стимулирование инвестиционной активности конкретных субъектов хозяйствования, с учётом ситуации, складывающейся на инвестиционном рынке в данный период времени под влиянием факторов внешней и внутренней маркетинговой среды.
Результаты маркетингового исследования
По указанному выше алгоритму нами было проведено маркетинговое исследование запросов и предпочтений, высказываемых потенциальными инвесторами в отношении инструментов, призванных стимулировать инвестиционную активность. В качестве экспертов выступили одиннадцать предпринимателей, занятых в среднем и крупном бизнесе Орловской области и обладающих инвестиционным потенциалом.
Проведенное маркетинговое исследование позволило определить, что основным инструментом, стимулирующим инвестиционную активность в условиях финансово-экономического кризиса, потенциальные инвесторы считают налоговые льготы. Вместе с тем, было выявлено, что данные оценки меняются в зависимости от того, в какой сфере заняты потенциальные инвесторы. Так, предприниматели, занятые в промышленности, приоритет отдают такому инструменту, как инвестиционный налоговый кредит. Выбор данного инструмента в качестве предпочтительного отражает специфику функционирования промышленности, отличающейся, высоким износом основных фондов, требующих замены и модернизации, а так же длительными сроками окупаемости капитальных вложений.
В ходе исследования было также установлено, что эффективное применение инструментов стимулирования инвестиционной активности в реальном секторе экономики предполагает знание соответствующей нормативно-правовой базы, учёт предпочтений и запросов каждого из потенциальных инвесторов и выявление факторов внешней и внутренней среды, оценку их влияния на принятие управленческих решений субъектами инвестиционного рынка.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:10:25