Рынок дорожной и строительной техники: китайская экспансия и ее уроки

Зенев А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье кратко изложены российско-китайские взаимоотношения на рынке дорожной и строительной техники (ДСТ) в России: объемы производства, рост производства, конкуренция между компаниями, методы продвижения (серые дилеры и официальные представители). Также приведены примеры крупных европейских и американских компаний, которые занимают свою часть рынка ДСТ.

Ключевые слова: конкуренция, импорт, Китай, рынок дорожной и строительной техники, производители техники



Российский рынок дорожной и строительной техники (ДСТ) постоянно растет и развивается, поэтому спрос на качественную технику постоянно увеличивается. Хотя емкость российского рынка ДСТ по сравнению с основными мировыми рынками остается невысокой, это объясняется неразвитостью экономики Российской Федерации, различием в технологии выполнения работ и значительными объемами продаж подержанной техники.

Сегодня в России эксплуатируется огромный парк отечественных машин, производимых не столько с ориентацией на рыночный спрос, сколько с учетом возможностей морально устаревшего и изношенного оборудования производителей. Длительная изоляция машиностроения от мирового рынка привела к тому, что цена потребления российской строительной техники (цена самих машин, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя) оказалась неконкурентоспособной и значительно превышающей среднемировые показатели.

Зарубежные производители строительной и землеройной техники

Начало XXI века в России характеризуются повсеместным использованием импортной строительной и землеройной техники. Доля продаж импортных машин по ряду рынков достигает 75–80%. Все большее широкое применение зарубежная техника находит и в сегменте ДСТ.

Очевидно, что технический уровень значительной доли отечественных машин низок. Они имеют меньшую мощность и производительность. А такие показатели, как ресурс до списания и наработка на отказ, у них намного ниже аналогичных показателей техники зарубежного производства. Российская ДСТ существенно уступает зарубежным аналогам и по причине несоблюдения требований международных норм эргономики, экологии и дизайна.

Еще одним доводом в пользу приобретения импортной техники служат низкие эксплуатационные расходы. Потребитель научился считать деньги и делает выбор в пользу пусть более дорогой, зато экономичной в процессе эксплуатации машины.

На сегодняшний день на российском рынке ДСТ прочно закрепились европейские и американские компании, такие как Caterpillar (США), Liebherr (Германия) и мн. др. Проектирование и производство концерна Liebherr сосредоточено на 25 предприятиях в разных странах мира [2]. В 2008 г. компания объявила, что товарооборот за 2007 год вырос на 15,7 % (1 018 млн евро). Рост был отмечен почти во всех регионах, где представлена компания [3].

Отечественные же производители, с хромающим качеством продукции и в силу изношенности производственных мощностей, которые остались еще со времен СССР, к сожалению, не могут конкурировать с такими компаниями-гигантами.

Китайская экспансия

Российский рынок на сегодняшний день поделен на сегменты дорогой и качественной техники с одной стороны, и российской – с другой. Сегмент же, в котором было бы оптимальное соотношение цены и качества, пока является относительно свободным, но все меньше и меньше времени остается для занятия этой ниши. Ярким претендентом на вышеназванное место являются китайские компании.

Российские строители впервые по-настоящему опробовали технику из КНР 5–6 лет назад. Видимо, за это время не возникло серьезных нареканий, поэтому наблюдается серьезная тенденция увеличения роста закупок китайской техники и оборудования. А связано это, прежде всего, с тем, что по цене и качеству выпускаемая производителями КНР продукция не уступает аналогам из Европы, США, России.

Главным плюсом на сегодняшний день является соотношение цены и качества у китайской техники. Так, сегодня средняя цена средних бульдозеров китайских компаний – около 200 тыс. долл., в то время как такой же европейский или американский бульдозер стоит более 350 тыс. долл. Экономия налицо. В то же время, если у китайских поставщиков налажен грамотный сервис, выигрыш от покупки китайской продукции однозначен.

Конечно, существует проблема так называемых серых дилеров, которые поставляют на российский рынок несертифицированную технику, которая предназначена для внутреннего рынка Китая и, соответственно, имеет качество, далекое от идеала.

Экономика Китая за последнее десятилетие стремительно развивается, появляются новые предприятия и заводы, стремительно идет научно-технический прогресс, привлекаются зарубежные инвестиции. Обилие дешевой рабочей силы снижает стоимость продукции, а стремление конкурировать с европейцами и американцами повышает качество производимой техники.

В настоящее время на российском рынке ДСТ происходят заметные изменения, которые связаны, в первую очередь, с появлением китайских производителей.

Внутренние и внешние рынки

«Китайцы» активно начали выходить на российский рынок всего несколько лет назад благодаря тому, что продвижением китайской ДСТ стали заниматься серьезные российские компании. Они перехватили инициативу у многочисленных дилеров, которые делали бизнес на «серой продукции» (как известно, в Китае производится продукция, предназначенная для экспорта на внешние рынки и продукция для внутреннего рынка, которая имеет качество на порядок ниже, чем экспортная). Такие компании сотрудничают напрямую с заводами-производителями, отбирая среди огромного перечня техники наиболее подходящее для использования в российских условиях, осуществляют его сертификацию, обслуживание, поддержку.

Китайский внутренний рынок ДСТ многие годы подогревался строительным бумом, легко справлялся с ежегодным ростом производства. Наконец наступил момент, когда места на внутреннем рынке для всех стало мало, и производители стали мешать друг другу. Пришло время осваивать внешние рынки.

В условиях, когда российская техника проигрывает зарубежной по всем следующим критериям: экономичность, эффективность, эргономичность и экологичность, а также принимая во внимание интеграцию России в мировое экономическое сообщество, возможностью выживания для многих предприятий станет сборка современных моделей из импортных компонентов.

Модернизация машин путем замены агрегатов и компонентов на «бренды» уже приносит первые плоды на рынке. В качестве примера можно привести предприятие, на базе которого собираются автогрейдеры (Брянский завод): на них установлены двигатели Cummins (США), коробка передач ZF (Германия), гидравлика Rexroth.

Количество и качество

К сожалению, в России сложилось отрицательное мнение о качестве китайских товаров из-за обилия дешевой низкокачественной продукции на различных рынках нашей страны. Поэтому китайской ДСТ приходилось и приходится зарабатывать себе имя и доказывать свое качество делом, а не словом. Хотя уже сейчас видно, что она далеко обогнала российскую по качеству и стремится к европейской.

Вопреки распространенному заблуждению, высокий спрос на сделанную в Китае спецтехнику и дорожные машины определяется не их низкой ценой, а постепенно растущим качеством, предопределяемым объективными причинами. Для страны, вынужденной тратить огромные средства на закупку важнейших природных ресурсов, было бы непозволительной роскошью оставаться еще и крупным импортером оборудования. Поэтому в Китае всячески стимулируется развитие собственного машиностроения.

Как известно, количество рано или поздно неизбежно переходит в качество. Тем более что, даже работая на внутренний рынок, китайские производители вынуждены постоянно конкурировать с внутренними производителями и множеством филиалов западных компаний.

По мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем зарплаты доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50% [1].

Остается открытым вопрос, что будут делать сегодняшние лидеры на мировом рынке дорожной и строительной техники, чтобы не потерять свое место.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:10:11