Пути развития рынка консалтинговых услуг в условиях мирового финансового кризиса

Баева В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Баева В.В. Пути развития рынка консалтинговых услуг в условиях мирового финансового кризиса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 115-119.

Аннотация:
В период мирового финансового кризиса большинство рынков переживают сложные времена и вынуждены в срочном порядке искать новые пути развития. Фирмы — большие и маленькие экономят на всем, в том числе на консалтинговых услугах. А как в этих условиях выживают сами консалтинговые компании? И какими они видят перспективы своего развития во время кризиса и после него? Читайте об этом в статье.

Ключевые слова: реструктуризация, финансовый кризис, консалтинг, консалтинговые услуги, реконцепция



Сегодня отечественный бизнес работает в условиях мирового финансового кризиса. В такой ситуации компании должны, с одной стороны, задуматься о снижении своих издержек, в том числе за счет сокращения затрат на аудиторские и консалтинговые услуги, а с другой – искать пути повышения эффективности бизнеса, в чем могут помочь аудиторы и консультанты.

Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений [1].

В условиях кризиса компании сконцентрированы на решении тактических задач…

Основная проблема сегодняшнего дня – стремительная изменчивость ситуации на рынке в условиях мирового финансового кризиса, которая не позволяет проводить длительного и глубокого исследования текущего состояния предприятия.

Основой оказания консалтинговых услуг является выбор стратегии поведения компании в той или иной ситуации. На анализ и выработку решения требуется некоторое время, в течение которого условия на рынке могут коренным образом измениться, и в результате исследование потеряет свой смысл.

Также большинство компаний в нынешней ситуации стараются максимально сохранить свои средства, сократить издержки и не могут позволить себе масштабное исследование. Ввиду этого многие организации сосредотачивают свое внимание на «экспресс-отчетах». Они не содержат глубокого анализа финансового состояния, но предлагают меры по быстрому исправлению ситуации, которая складывается на предприятии в данный момент. Как следствие, на первое место по спросу выходят те виды консалтинговых услуг, которые раньше были очень мало востребованы.

Мнения директоров ведущих компаний по предоставлению аудиторских и консалтинговых услуг сходятся на том, что спрос на консалтинговые услуги ввиду сегодняшней ситуации, безусловно, сократился. Это в меньшей степени затрагивает аудит, так как все крупные предприятия обязаны проводить аудиторские проверки.

Существенно сократился спрос со стороны финансового сектора: уменьшилось количество сделок по слиянию и поглощению, частным размещениям, выпуску ценных бумаг, в том числе долговых. Соответственно, снизился спрос на услуги по составлению и аудиту финансовой отчетности по МСФО, на проведение предынвестиционных исследований, оценки бизнеса и активов для залогов. В целом уровень конкуренции возрастает, участники рынка в меньшей степени ориентируются на долгосрочную перспективу и больше думают о тактических задачах.

Что касается реального сектора экономики, то востребованные до кризиса, например, работы по комплексному освоению территории, сегодня находятся на последнем месте по популярности, так как они требуют масштабных инвестиций.

…а также на реструктурировании бизнеса и продаже собственности

В период экономического подъема в консалтинговые компании обращались, в первую очередь, за разработкой концепций и оценкой (недвижимости, бизнеса и т.д.). В кризисные же времена на первый план выходят аудит текущих проектов в новых реалиях, с последующей реконцепцией, реструктуризации предприятий и продажа объектов недвижимости.

До кризиса речь шла о выборе наиболее интересных мест для открытия новых магазинов, сейчас – о целесообразности закрытия тех или иных «точек». В условиях кризиса многие компании переезжают в более дешевые офисы, ищут помещения меньшей площади или перезаключают договора аренды.

Многие участники рынка столкнулись с проблемами ухода арендаторов и обращаются в консалтинговые компании, чтобы заполнить свой объект. По общему мнению, консалтинговые услуги на рынке недвижимости также переживают не лучшие времена. Особую сложность в новых рыночных условиях представляет оценка реальной стоимости проекта.

Мнение консультантов и директоров компаний «большой четверки» не сильно отличается. Партнеры международной консалтинговой компании KPMG считают, что финансовый кризис вынуждает предприятия менять приоритеты и реструктуризировать свой бизнес. Подход KPMG основывается на изучении бизнес-процессов и рисков, имеющих решающее значение для успеха сделки по их влиянию на переговорный процесс по цене сделки и, в будущем, на интеграцию компании в существующую структуру бизнеса, или на выделение из существующего бизнеса.

Прогнозы, прогнозы…

В текущих экономических условиях был расширен портфель услуг по слияниям и поглощениям. Появились такие направления, как анализ стратегии, краткое предынвестиционное исследование, консультации по структурированию сделок, исследование при продаже компании, оперативная помощь при продаже непрофильных активов и т.д.

Однако относительно развития рынка в других направлениях мнения директоров ведущих компаний по предоставлению аудиторских и консалтинговых услуг расходятся. Кто-то говорит о взрывном росте в части сопровождения процессов реструктуризации активов и обязательств, осуществления сделок слияний и поглощений.

Есть мнение, что останутся востребованными услуги по экспертизе тарифов, которые, скорее всего, будут изменяться, реагируя на экономическую ситуацию в стране. В свою очередь, многие предприятия окажутся перед необходимостью сокращения штатов, и, возможно, возникнет спрос на консультационные услуги по реструктуризации, аутсорсингу бизнес-процессов. А некоторые считают, что вырастет спрос на юридические услуги, связанные с сопровождением судебных дел, так как необходимо будет взыскивать долги, решать имущественные споры.

Нынешний кризис отличается от того, что происходило в 1998 году

Также возникает вопрос с точки зрения рынка консалтинговых услуг, отличается ли нынешний финансовый кризис в России от кризиса 1998 года? Будут ли для компаний действительны стратегии по выживанию, применявшиеся 10 лет назад.

По мнению ведущих специалистов, это два совершенно разных вида кризиса, прежде всего по своей природе. Кризис 1998 года происходил только в России, нынешний же охватил весь мир. Первый был вызван несбалансированностью отечественного фондового рынка на фоне слабой экономики. Поэтому риски несла именно национальная экономика, притом, что в мире все было вполне нормально по сравнению с Россией.

Ситуация сегодняшнего дня отличается как раз с точки зрения «самочувствия» российской экономики в современных условиях в сравнении с другими странами. Сейчас же в этом плане Россия имеет достаточно выгодные позиции, причем это касается как государства, так и бизнеса.

Также отличаются методы реагирования на кризисы. В 1998 году имело смысл предсказывать и компенсировать макроэкономические страновые риски (инфляция, курс валюты, ситуация на внутреннем фондовом рынке). А сейчас предельное внимание нужно обратить на собственные риски бизнеса (ликвидность, уровень задолженностей, финансовая устойчивость, враждебные поглощения).

Суммируя все мнения, можно сделать вывод, что, скорее всего, в рамках самого кризиса передела рынка консалтинговых услуг не произойдет. Ввиду небольшого объема свободных денежных средств у консалтинговых компаний, они вряд ли будут покупать друг друга, тем более что это не особо принято в данном бизнесе по сравнению с другими отраслями экономики. Возможно, некоторые изменения произойдут (изменится сама структура экономики, а как следствие - структура потенциальных клиентов, потребителей консалтинговых услуг), но уже после кризиса, а не непосредственно в его ходе.

Что касается ухода зарубежных компаний с рынка, то это вряд ли произойдет. Переживая не самые лучшие времена, эти структуры все же обладают достаточными резервными фондами и популярностью на рынке, чтобы пережить кризис и впоследствии восстановить потерянные позиции за счет оказания услуг, которые будут востребованы в посткризисные времена.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:02:42