Methodology of selecting an independent mediator – the dealer in business
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 8-1 / August, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article highlights the problem of selecting an independent mediator (dealer) on the basis of a complex evaluation. We propose the use of techniques of expert assessment with quantitative and qualitative indicators to the attribution of an appropriate level to the dealer. This article contains the group of indicators that make up the modules of the integrated assessment of a dealer.
Keywords: complex analysis, moving of goods, mediator, dealer, expert estimates, modules of complex assessment, numerical score, dealers rating
Практически для любого бизнеса важную роль играет организация системы товародвижения. Все меньше предприятий осуществляют эту функцию самостоятельно, предпочитая передать ее сторонним специализированным участникам рынка, выбор которых должен быть основан на комплексности, осторожности и рациональности.
Комплексность при выборе посредника проявляется во всестороннем анализе всех факторов финансово-хозяйственной деятельности. Их следует представить в виде комплекса частных и обобщающих, количественных и качественных показателей. Необходимо провести оценку и ранжирование факторов, а на основе обобщения данных анализа присвоить посреднику соответствующий уровень [1].
Модули оценки
В оценочных системах значительное внимание уделяют оценке сравнительной важности критериев. Оценочные системы используются и при расчете рейтингов [2].
Автором предложено использовать методику экспертных оценок для выбора независимого посредника – дилера в предпринимательстве.
Комплексный анализ дилера по предложенной методике необходимо проводить по ряду модулей (см. табл. ).
Таблица
Группы показателей, составляющих модули комплексной оценки дилера
|
Модуль
|
Количественные и качественные показатели выбора дилера
|
1
|
Оценка области деятельности организации и рынка сбыта
продукции
|
— сегмент и доля рынка;
— степень концентрации основных потребителей;
— уровень цен; — конкурентная среда (активность посредников в отрасли); — наличие в регионе зарубежных дилеров |
2
|
Анализ экономического потенциала дилера
|
— масштабы товарооборота;
— своевременность
поставок;
— использование складских площадей (и/или демонстрационных площадей); — уровень инновационной активности; — наличие и использование информации, дающей организации преимущества перед другими организациями |
3
|
Анализ и оценка финансовых результатов деятельности
|
— оценка финансовой устойчивости;
— оценка ликвидности; — интенсивность оборачиваемости товарных запасов; — рентабельность продаж |
4
|
Анализ организационно управленческой базы
|
— качество кадрового обеспечения;
— текучесть кадров;
— наличие системы планирования;
— организационная структура
|
5
|
Оценка ресурсной обеспеченности
|
— сертификация услуг;
— уровень технической оснащенности дилера;
— эффективность системы учета и контроля системы
товародвижения (использование современных информационных технологий и
программного обеспечения)
|
6
|
Оценка репутации организации и ее менеджеров
|
— оценка дилера потребителями, контрагентами и др. участниками рынка
(деловая репутация);
— личные качества менеджеров организации
|
Далее необходимо осуществить процедуру присвоения соответствующего уровня дилеру на основе комплексной оценки по каждому показателю, с учетом значений количественных коэффициентов и значений качественных показателей, присвоенных экспертами, от 3 (лучший показатель) до 1 балла (худший показатель). Состояние показателей и интервалы значений для комплексной оценки дилера по модулям в данной статье не приводятся.
Для анализа рекомендуется использовать данные не менее чем за три отчетных периода деятельности дилера. Предлагаемый подход оценки дилера предполагает использование как количественных, так и качественных показателей, доля которых значительна.
Здесь не используется система присвоения рейтингов показателям, характеризующим дилера, чтобы исключить субъективное предпочтение каждым экспертом тех или иных групп показателей и повысить достоверность оценки дилера.
Значения
Верхнее и нижнее значения итоговой балльной оценки I класса дилеров основаны на предположении, что все показатели комплексной оценки выбора дилера примут по шкале оценок значение 3, или 25 % показателей примут значение 2.
Верхнее и нижнее значения итоговой балльной оценки дилера II класса предложены исходя из предположения, что более 25 % показателей примут значение 2, а остальные – значение 3 по шкале оценок, или все показатели примут значение 2. При этом необходимо учесть, что в случае если хотя бы один из показателей примет значение 1, дилеру не может быть присвоен уровень I или II класса.
Нижняя граница дилера III класса обусловлена предположением, что 25 % показателей примут значение 1 по шкале оценок, но не более, а остальные 75 % – значение 2. Нижняя граница оценки дилера IV класса достигается, при условии, что все показатели оцениваются в 1 балл.
Предложенная автором методика выбора дилера предусматривает комплексный подход к оценке посредника. Это дает возможность учесть наиболее важные требования, выдвигаемые предприятием к дилеру, а также позволяет избежать дублирования показателей и отличается практической применимостью. К данной методике можно создать вспомогательную программу, упрощающую работу экспертов и позволяющую автоматически присваивать рейтинг дилерам, на основе проставленных экспертами оценок.
Страница обновлена: 14.05.2025 в 14:14:52