The Problem of Personnel Deficit for Innovative Activities of Small and Medium Businesses
Download PDF | Downloads: 24 | Citations: 13
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 / June, 2013
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=19134933
Cited: 13 by 07.12.2023
Abstract:
In an institutional system of “new economy” one of the central places belongs to innovative activities of small and medium businesses (SMB). A significant cause of the innovative activity of SMB is lack of personnel resources and innovative competence of businessmen themselves. On the basis of performed researches the Author proposes the set of measures aimed at improvement of a personnel provision system of SMB.
Keywords: innovative activity, educational management, economy of knowledge, small and medium businesses, personnel resource need, formal and informal education, innovative competence
Руководство страны и научное сообщество прекрасно понимают, что переход к инновационной экономике – абсолютно необходимое требование обеспечения развития России на период до 2020 года и в более отдаленной перспективе.
При этом преимуществом национальной инновационной системы (НИС) России остается качество человеческого капитала. Однако сегодня растет разрыв между структурой и уровнем подготовки профессиональных кадров и потребностями инновационной экономики [1].
Люди – главное богатство!
Если система подготовки и переподготовки кадров не отвечает вызовам рынка, то становится невозможным целенаправленно развивать предприятие, отрасль, регион и государство в целом в инновационном ключе.
Сложившаяся в российской экономике ситуация требует системного рассмотрения вопросов управления обучением предпринимателей и персонала для малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в том числе для ведения инновационной деятельности.
Россия находится на 18 месте из 60 стран по привлечению и подготовке квалифицированных кадров, и согласно прогнозам международного исследовательского проекта «Глобальный индекс талантов», такая ситуация не изменится к 2015 г. [2].
Россия выглядит удручающе в исследованиях кадровой ситуации по сравнению с европейскими странами. В рейтингах кадрового благополучия, включающих 31 страну, Россия – явный аутсайдер [3].
Нехватка квалифицированных кадров – значимый барьер развития МСП.
По данным исследовательского проекта «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010–2011», рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Представители высокотехнологического бизнеса и предприниматели традиционных отраслей отмечают низкую доступность кадровых ресурсов (табл. 1).
Таблица 1
Мнения респондентов относительно доступности кадровых ресурсов
Реальность и ее отражение
Многочисленные исследования показывают необходимость активного развития системы подготовки и повышения квалификации персонала в сфере МСП.
Кроме того, необходимо развитие и совершенствование профессиональных, управленческих и инновационных компетенций самих субъектов МСП.
В соответствии с проведенными исследованиями в СИУ-филиале РАНХ и ГС большая часть предпринимателей районов Новосибирской области испытывают сложности в работе с интернетом и правовыми системами или не пользуется данными ресурсами вообще (рис. 1).
Рис. 1. Оценка субъектами МСП степени сложностииспользования интернет-ресурсов
Необходимо развитие инновационной культуры представителей МСП, а также совершенствование информационного пространства Новосибирской области, в том числе расширение пунктов доступа к интернету.
Система бизнес-образования в России включает как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения. В ее состав входят учреждения и организации вузовской и послевузовской подготовки управленческих кадров.
Предпринимателям доступны бесплатные учебные мероприятия: семинары, тренинги, круглые столы. Мероприятия проводятся структурами поддержки. В Новосибирске это местный Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства, Министерство промышленности и предпринимательства, ТПП и др.
Но тем не менее, согласно экспертным оценкам, ежегодный спрос на подготовку и переподготовку специалистов для МСП оценивается в 20–25% от существующего спроса на высшее образование. Это предполагает создание системы устойчивых учебно-консультационных структур, имеющих базовое региональное значение.
По мнению экспертов, в современных условиях резко возрастает значение неформального образования [6].
Трудоемкость и необходимость неформального обучения наглядно демонстрируется тем, что новосибирские фирмы зачастую отказываются брать на свои рабочие места выпускников профильных для своей отрасли вузов, не имеющих стажа работы.
Это связано со следующим: формальное образование исходит из идеальной модели взаимодействия фирм и их инфраструктурного окружения [6]. А в процессе реальной деятельности используется ряд теневых практик (двойная бухгалтерия, «откаты» при проведении тендеров, таможенные конфликты, «откуп» от проверок правоохранительных органов и др.). Формальное образование не дает знаний по этим проблемам.
Кроме того, у российских субъектов МСП все еще нет заинтересованности ставить перед собой цели долговременного стратегического развития. Одна из наиболее приоритетных задач – увеличение прибыли в краткосрочном периоде. Именно поэтому в итоге у российских предприятий нет запроса на серьезные инновации.
Что надо делать
Для приведения с соответствие с требованиями инновационной экономики системы кадрового обеспечения МСП автор предлагает следующие меры институционального регулирования:
1. Совершенствовать обучение в вузах для преодоления недостатка в инновационно компетентных кадрах:
• привлекать в качестве консультантов специалистов-практиков;
• усиливать «инновационную компоненту» образовательных стандартов. Внедрять преподавание для всех специальностей дисциплин «Основы предпринимательской деятельности», «Безопасность предпринимательской деятельности» «Инновационный менеджмент», «Управление интеллектуальной собственностью»;
• вовлекать студентов в МИП и бизнес-инкубаторы в вузах, проектную деятельность.
2. Трансформировать неформальное обучение менеджеров и предпринимателей:
• широко осваивать методы неформального обучения, применяемые в практике ведущих стран: «men to ring», «coaching», «networking» и др.
Организовывать обмен опытом неформального обучения между менеджерами российских и зарубежных фирм;
• использовать телекоммуникационные каналы неформального обучения: чаты профессионалов-специалистов, веб-собрания экспертов, блоги профессионалов-специалистов, внутренние социальные сети;
• развивать долгосрочные гибридные формы объединения формального и неформального образования менеджеров и предпринимателей, которые были практически апробированы и дали положительные результаты: президентская программа, бизнес-кампус. А также краткосрочные: курсы, конференции, семинары, тренинги, деловые игры, распространяющие опыт применения продвинутых практик менеджмента.
3. Проводить мониторинговые исследования сектора МСП региона для уточнения потребностей в кадровых ресурсах и актуализации направлений обучения.
4. Развивать систему дистанционного бизнес-образования:
• при помощи интернета можно обучаться бесплатно без отрыва от производства, выбирая направления более чем из 60 учебных модулей.
Возможна разработка долгосрочной целевой программы;
• использовать СМИ для дистанционного обучения. Например, можно запустить на телеканале ОТС передачу «Час предпринимателя», в рамках которой давать необходимые разъяснения владельцам малого бизнеса, устранять какие-то пробелы в их знаниях.
5. Разрабатывать государственные программы по субсидированию образовательных кредитов для субъектов МСП региона.
6. Внедрять профессиональные стандарты.
Вывод
Реализация предложенных мер по развитию системы формального и неформального образования способно привести к укреплению предпринимательского потенциала региона и совершенствованию человеческого капитала.
Страница обновлена: 02.05.2025 в 02:31:28