Knowledge Management: Candidate Pool of the Organization. Problems of Candidate Pool Development in Russia

Marina Tolstyakova

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 / November, 2012

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18037290
Cited: 5 by 07.12.2023

Abstract:
In today's knowledge-based and innovation-based economy, human capital is the main resource. To meet the challenge of time adequately, the primary objective of any organization is the formation and development of the talent pool. The author describes the basic errors in working with the talent pool and suggests the ways to correct them.

Keywords: competitiveness, knowledge management, human resources, strategic development, talent pool, investments in the personnel, training of the personnel



Знания сегодня являются главным ресурсом конкурентоспособности предприятия, следовательно, их нельзя рассматривать без связи со стратегией компании и происходящими в ней основными процессами. Управление знаниями включает в себя [1]:

1) идентификацию знаний – понимание содержания системы знаний и интеллектуального капитала организации;

2) разработку политики в отношении развития знаний (выявление потребности в недостающих знаниях, создание механизмов для развития и приобретения знаний, их использования);

3) аудит знаний (устанавливается, кто и какими знаниями и умениями обладает);

4) приумножение и обновление знаний;

5) диффузия знаний – распространение знаний в пределах организации.

Человек аккумулирует знания

Каждая организация обладает своими собственными знаниями и информацией, которые потенциально увеличивают стоимость ее продуктов и услуг. Кроме того, каждая компания в большей или меньшей степени использует информацию и знания, поступающие из внешних информационных ресурсов. Таким образом, любая организация обладает полями знаний и информации двух видов: внутреннее поле, формирующееся из корпоративного опыта и знаний отдельных сотрудников, и внешнее поле, включающее информационные ресурсы поставщиков, клиентов, партнеров и т.д.

Знания сотрудников существуют в двух формах – в явной и скрытой. Вопрос отношения к скрытым знаниям достаточно актуален. Ведь явные знания, созданные сотрудниками в период работы в организации, останутся в базах и других ресурсах, в то время как скрытые принадлежат только своему хозяину. Во-первых, покидая компанию, он унесет их с собой. Во-вторых, в современном обществе, основанном на знаниях, уже не стоит задача простого фиксирования корпоративного опыта. Важно, чтобы знания постоянно передавались, обновлялись и применялись. Поэтому стратегия управление знаниями тесно связана с формированием состава ключевых сотрудников, их развитием, обучением и удержанием в рамках кадрового резерва.

Обучение двигает развитие

Просто обладать ресурсами на сегодня мало – необходимо знать, что делать с ними и как это делать наилучшим образом, чтобы превратить эти ресурсы в организационные способности. Как показала практика последних десятилетий, хотя знания и информация превратились в один из основных производственных ресурсов, но сами по себе они ничего не производят. Главной производительной силой является человек, вооруженный средствами производства и знаниями. Объектом управления становятся «неосязаемые» интеллектуальные активы, имплицитные, скрытые, латентные знания – то, что люди знают внутри себя [2].

Таким образом, если руководство организации хочет достичь каких-либо результатов в своей деятельности, необходимо:

- оценивать знания и определять компетентность персонала;

- обеспечивать подготовку персонала;

- оценивать результативность предпринятых мер;

- поддерживать в рабочем состоянии записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.

Создание системы по обучению и развитию работников организации, в том числе системы работы с кадровым резервом, на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в деятельности любого предприятия, так как обеспечивает реализацию стратегических целей организации.

Но этот логический вывод поддерживают не на всех российских предприятиях. Руководители многих предприятий до сих пор игнорируют человеческие ресурсы и необходимость планомерной работы с ними, весьма ограниченно понимают и используют возможности системы управления человеческими ресурсами для достижения стратегических целей организации. При этом роль кадровых служб ограничивается деятельностью по ведению документации и обучением работников под текущие задачи производства без учета стратегических задач и перспектив развития предприятия. В результате этого образуется разрыв между текущей деятельностью предприятия и его стратегическими целями.

Необходимо отметить, что в данном вопросе западные компании имеют положительный опыт, и продвижение сотрудников по служебной лестнице является частью общей стратегии их кадровой политики. В российских организациях дела обстоят несколько хуже. Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что ведущие отечественные компании постепенно начинают внедрять у себя те или иные части системы работы с кадровым резервом.

Можно выделить следующие проблемы в работе с кадровым резервом, которые в той или иной степени существуют на разных российских предприятиях:

1. К сожалению, в России большинство компаний пока с большим опасением относятся к развитию кадрового резерва, так как многие руководители хотят быть незаменимыми, боятся соперничества, и ошибочно предполагают, что их может «затмить» более успешный заместитель.

Отсутствие у некоторых руководителей необходимых теоретических знаний и опыта в стратегическом управлении трудовыми ресурсами приводит к боязни потери авторитета. Такие руководители утверждают, что работа с кадровым резервом является ненужным отвлечением от основных обязанностей и приносит больше вреда, чем пользы.

2. Выдвижение в резерв лично преданных руководителю работников либо работников, оказывающих руководителю различные услуги, не связанные со служебной деятельностью.

3. Формальное создание кадрового резерва. На многих предприятиях резерв кадров создается формальный и систематической работы с ним не ведется. Там же, где такая работа начинает кадровой службой проводиться, даже при поддержке высшего звена управления, не всегда она поддерживается руководителями структурных подразделений, а те, кто поддерживает ее на словах, не поддерживают на деле.

Забота о кадрах – задача руководства!

Разработка, внедрение и функционирование системы работы с резервом кадров как элемент стратегического развития предприятия зависят от трех главных факторов:

1) поддержки высшего руководства;

2) авторитета кадровых служб и их руководителей;

3) подготовленности работников кадровых служб и руководителей, задействованных в системе работы с резервом кадров.

Отсутствие или слабость даже одного из перечисленных факторов либо значительно снижает эффективность системы работы с резервом кадров, либо вообще делает недостижимыми ее цели.

Создание и развитие резерва кадров и работа с ним могут быть эффективными только при поддержке руководства предприятия, не просто следующего своеобразной моде в управлении трудовыми ресурсами, а реально осознающего необходимость резерва кадров для стратегического развития предприятия. Для успешной работы с кадровым резервом необходимо понимание руководством целей и задач при его создании, понимание того, что кадровый резерв — это долгосрочная инвестиция в персонал. Кроме того, чтобы в компании понятие «кадровый резерв» существовало не на бумаге, а в реальности, необходимы усилия со стороны руководства по формированию соответствующей корпоративной культуры, обязательств и, в хорошем смысле, ограничений.

Как уже отмечалось, кадровый резерв – это инструмент развития бизнеса. Значит, тот, кто отвечает за развитие бизнеса, должен отвечать и закадровый резерв, ибо если компания из-за недостаточной подготовки кадрового резерва замедляет темпы роста, то акционеры, конечно же, будут спрашивать с генерального директора. Следовательно, за создание управленческого кадрового резерва должно отвечать первое лицо компании.

В то же время необходимо обеспечить вовлечение линейных сотрудников и руководителей в процесс работы с резервом, тем самым обеспечивая прозрачность и всеобщность работы.

Выводы

Для того чтобы работа с резервом была эффективной, она должна основываться на следующих принципах [3]:

1. Кадровый резерв должен быть актуален, то есть потребность в замещении должностей должна быть реальной.

2. Кандидат должен соответствовать должности и типу резерва.

3. Кандидат должен быть перспективен. Исключение привилегий и протекций.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в современных условиях развития общества основным источником устойчивого экономического развития любой компании является человеческий капитал. Поэтому лишь квалифицированный персонал позволяет сделать организацию конкурентоспособной, что в свою очередь выдвигает проблему создания и развития кадрового резерва на первое место.


Страница обновлена: 02.05.2025 в 00:10:13