Ключевые слова: организационная форма, университет, научные организации, открытое акционерное общество, федеральный университет, национальный исследовательский университет
Сегодня, когда необходимость инновационного развития России формирует новые вызовы профессиональному образованию, на повестку дня встает вопрос об организационной форме новых университетов. Необходима такая форма, которая позволит с наибольшей экономической эффективностью решать сложнейшие экономические и социальные задачи.
Поиск новой для российской практики организационной формы для учреждения высшего профессионального образования обусловлен следующими причинами:
государство (инициируя переход образовательных учреждений из формы государственного образовательного учреждения в форму автономного некоммерческого образовательного учреждения) само побуждает искать для университетов новые организационные формы, наиболее эффективные с точки зрения реализации потребностей и запросов региональной инновационной экономики;
современная система высшего профессионального образования не приспособлена к оперативному реагированию на внешние вызовы, она имеет низкий модернизационный потенциал, сдерживаемый консервативностью используемых традиционных организационных форм образовательных учреждений.
Предлагается для выделенных категорий университетов, которые в последнее время развиваются в России (федеральные, национальные исследовательские университеты), избрать организационную форму открытого акционерного общества. При этом необходимо учесть ее особенности.
Университет создается в форме ОАО с примерным стартовым составом акционеров:
государство (прямой вход, не через входящие университеты), доля в акционерном капитале 51 % для обеспечения устойчивости общества. Через своего представителя государство имеет возможность непосредственного управления менеджментом университета;
бизнес, доля в акционерном капитале до 15 %, может быть представлен крупными корпорациями, имеющими экономические интересы в регионе;
сами университеты и научные организации региона, доля в акционерном капитале до 34 %. Заполнение своих долей университет может произвести в виде объектов интеллектуальной собственности, прежде всего, на научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Наряду с функциональными целями создания университета к числу основных целей относится и капитализация активов. В дальнейшем, по мере реализации проекта создания и развития университета, необходимо предусмотреть возможность изменений в акционерном капитале. Далеко не исчерпывающая часть возможных изменений представлена ниже:
государство и бизнес фактически осуществляют роль инвесторов, которые могут полностью или частично выйти из проекта. Возможны варианты выходов: продажа акций менеджменту общества, продажа (передача) акций остальным акционерам, привлечение новых инвестиций (и новых акционеров);
увеличение числа акций входящих университетов (для усиления образовательной составляющей) и научных организаций (для усиления научной составляющей);
эмиссия, выпуск новых акций, реализация их для привлечения инвестиций в проект.
Правовой основой создания Дальневосточного федерального университета в форме акционерного общества является действующее законодательство о высшем профессиональном образовании, об акционерных обществах, а также Федеральный закон от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ. Потребуется работа по состыковке законодательства и правовых актов, в частности, уточнение требований закона № 217-ФЗ к долям университетов по вхождению в акционерные общества. Кроме того, необходимо ввести ограничения на размер долей акционерного капитала, на проведение дополнительных эмиссий акций, на изменение характера деятельности и т.д.
В российской практике нет примеров создания образовательных структур в форме акционерного общества. Однако имеющиеся случаи создания университетов путем слияния (поглощения) активов существующих университетов оказались неудачными: при отсутствии сильного изменения в качестве реализации функций вновь образованными университетами, при отсутствии достаточного влияния их на развитие инновационной экономики, чрезмерными оказались социальные напряжения и межличностные коллизии. Это, несомненно, требует поиска новых организационных решений, в том числе и в зоне отсутствия российских аналогов. Зарубежным прототипом можно считать всемирно известный университет в Оксфорде.
Создание исследовательского университета в организационной форме акционерного общества даст образуемому университету новые возможности, нетипичные для системы российского образования:
привлечет к управлению университетом топ-менеджмента ведущих российских (в идеале и зарубежных) компаний, имеющих реальный практический опыт выведения на рынок крупных структур.
сформирует и реализует на базе университета масштабные инвестиционные проекты.
реализует совместные научно-образовательные проекты в кооперации с бизнесом, вовлекая тем самым бизнес в инвестирование научных разработок.
значительная, существенно большая, чем в других организационных схемах, экономическая свобода и направленность на повышение стоимости активов приведут к повышению инновационного характера развития университета, его модернизацию (именно этого в настоящее время особенно не хватает российским университетам). Это, в свою очередь, послужит повышению способности университета гибко реагировать на внешние вызовы и изменения на российских и зарубежных образовательных, высокотехнологичных рынках, а также рынках труда и научных исследований.
Университет в предложенной организационной форме может с большой эффективностью сосредоточиться на элитной подготовке инновационно мотивированных кадров для инновационной экономики, технологического, научного, образовательного, социального комплексов региона. Это связано с тем, что именно элитная подготовка может реализовываться наиболее эффективно с использованием проектных форм, методов и институтов управления.
Любая из имеющихся содержательных концепций создания и развития федеральных и национальных исследовательских университетов включает в состав университета элементы инновационной инфраструктуры, чаще всего технопарк. Однако при любой из существующих организационных форм экономическая и функциональная эффективность технопарка напрямую зависит только от объема государственной поддержки. Представляется, что университет в форме акционерного общества – оптимальный вариант для технопарка и иных элементов инновационной инфраструктуры.
Акционерная организационная форма университета позволяет перейти к формированию и реализации научно-образовательных бизнес-ориентированных проектов.
Представляется, что вариант построения университета мирового уровня в форме ОАО является на сегодня самым эффективным и наиболее жизнеспособным из всех предлагаемых отечественной практикой, самым тяжелым в реализации, но единственным, реально реализующим все заданные цели и задачи, задающим для университета наиболее высокую «планку».
1. Горчаков В.В., Фаткулин А.А., Коршенко И.Ф., Алексейко Л.Н. Исследовательский университет в региональной экономике (Дальний Восток России). – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2009.