От амбиций к стратегии
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (29), Май 2009
Цитировать:
Ковалев А.И., Козлова О.А. От амбиций к стратегии // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 114-118.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12591771
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Происходящие процессы в изменении подходов к системе стратегического менеджмента находят свое отражение как в теоретических аспектах данной проблемы, так и ярко проявились в практической деятельности компаний в условиях динамично изменяющейся внешней среды. В статье предлагается пересмотреть подход менеджеров к формированию корпоративных стратегий и их дальнейшему координированию с помощью комплекса «5 И»: информация, инновации, интуиция, изменения, интерактивность.
Ключевые слова: инновации, информация, стратегический менеджмент, стратегия, корпоративная стратегия, интуиция, комплекс 5и
Возрастающая динамика изменений внешней среды последнего десятилетия еще раз доказывает необходимость установления новых приоритетов в рамках стратегического менеджмента. Реальность ситуации показывает, что выбрать единую долгосрочную стратегию компании для работы на рынке практически невозможно. Разработать и предложить можно лишь «ситуационно лучшую» или временно оптимальную стратегию, поскольку выбор технологий работы на рынке зависит от многих меняющихся во времени факторов и внутренних ресурсов компании. Данное положение заставляет искать более креативный подход к системе стратегического менеджмента.
Необходимость качественных изменений показал и мониторинг управленческой деятельности омских предприятий. Основой проведенного исследования стало предположение о том, что финансовый кризис в большей степени раскрыл кризис системы управления. По результатам опроса 54 специалистов, менеджеров среднего и высшего звена некоммерческих и коммерческих организаций ведущих отраслей региона, было выявлено, что 55% менеджеров имеют определенное представление о будущем своего предприятия, но многие из них отмечают пессимистическое развитие, которое приведет в ближайшее время к банкротству. Наиболее проблемной функцией в системе управления своими организациями 39% слушателей отметили – планирование, 34% – координирование. Неспособность менеджеров высшего звена вырабатывать определенную последовательность действий, отсутствие гибкости при реализации стратегии приводят организацию к дисбалансу с внешней средой.
Важность такого параметра как «изменение» из нескольких перечисленных при формировании стратегий отметили только 13% опрашиваемых, что еще раз наглядно демонстрирует отсутствие желания у менеджеров реагировать на перемены факторов внешней среды преобразованиями внутренней средой. Если же эти преобразования происходят, то в большей степени они направлены на сокращение штатных единиц, что только усиливает конфликтную ситуацию в системе управления персоналом и лишает организацию возможности в кратчайшие сроки получить определенные знания в той или иной области.
На наш взгляд, в сложившихся условиях финансового кризиса многие предприятия нуждаются в изменении своих бизнес-моделей, именно поэтому стратегический менеджмент интерпретирует свою сущность. Дэвид П. Нортон отмечает, что «управление стратегией – есть управление преобразованием» [3]. Акцент делается не на систему выбора единой стратегии с целью управления, а на управление стратегиями определенных процессов (маркетинга, производства, технологий, персоналом и т.д.) для поддержания общественной миссии организации.
Авторы данной статьи предлагают изначально использовать современный подход к разработке корпоративной стратегии, а затем сместить акцент на комплексное координирование всех функциональных стратегий.
Одним из примеров нового поколения методологических подходов к разработке стратегии является «Стратегия, движимая амбициями», предложенная компанией Arthur D. Little и представляющая собой объединение аналитических методов с процессами и инструментами, обеспечивающими креативность, динамизм и заинтересованное отношение к делу со стороны персонала компании. Данный подход к выработке стратегии имеет три фундаментальных отличия от традиционного:
Во-первых, формированием организациями стратегического набора, включающего несколько типов стратегий. Существует множество классификаций стратегий, однако большинство авторов придерживаются единой схемы по уровням принятия решений [2]:
Во-вторых, обеспечением непрерывности механизма не только формирования управленческих стратегий, но и их координирования.
Неудачи подстерегают менеджмент компании, как правило, не при разработке стратегии, а в процессе ее претворения в жизнь, и главным препятствием на пути ее успешной реализации становятся две очень сложные задачи, которые приходится решать одновременно, – управление рисками в условиях неопределенности и обеспечение поддержки стратегических решений персоналом компании [1]. Отсюда более актуальной становится функция координирования в системе управления. Особенностью данной системы являются выделенные нами ключевые элементы (комплекс «5 И»).
Информация. Стратегическое управление предприятием основывается на принятии оптимальных управленческих решений при помощи анализа достоверной и своевременной информации о текущей деятельности. Основной акцент необходимо сделать на систематизацию информационной системы и процесс коммуникаций в системе поддержки принятия решений менеджерами компании.
Интуиция. Рабочая интуиция менеджеров (полученная за счет опыта, из истории компании и собственных навыков и знаний) позволяет быстрее реагировать на сложившуюся ситуацию и принимать наиболее эффективные управленческие решения.
Инновации. Это креативные идеи, которые могут и должны быть реализованы предприятием в любой ее сфере. В данном случае необходима менеджерская активность, без которой любая идея, какой бы она привлекательной не была, не сможет быть реализована. Принятое понимание инноваций в области технологий производства продукции, не дает конкурентного преимущества. Инновации должны охватывать все бизнес-процессы: маркетинг, управление персоналом и т.д. В целом инновации должны быть направлены на повышение ценности товара, услуги в сознании потребителя.
Изменения. В данном случае рассматривается необходимость систематического мониторинга происходящих перемен во внутренней и внешней среде организации, не только с целью выявления угроз, но в большей степени для определения возможностей. Главной проблемой в данном случае становятся организационные преобразования, на недостаточно мотивированной основе. Изменения должны быть тождественны понятию «улучшение».
Интерактивность. Раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами управления, которые приводят к выполнению конкретных действий. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.
При более тщательном исследовании было выявлено использование ключевых элементов комплекса «5 И» в системе управления предприятия с точки зрения трех позиций в ролях:
Рис. 1. Схема координации стратегии развития организации
Все элементы данной системы взаимосвязаны между собой и в большей степени взаимообусловлены принятием определенного решения в очень сжатые сроки, что в последнее время является весьма актуальным для обеспечения конкурентного преимущества. Получение определенной информации позволяет интуитивно предсказать возможные изменения, выработать ряд идей и при согласованности всех управленческих стратегий предпринять действия, которые помогут не только решить проблему, но и в целом улучшить деятельность всей организации за счет созданных отличительных конкурентных преимуществ.
В целом можно сказать, что кризис на данный момент стоит рассматривать не как угрозу, а как возможность использовать потенциал менеджерского мышления в критической ситуации (что зачастую дает высокие результаты и наиболее креативные идеи) не только для сохранения организации, но и для занятия лидерских позиций, через амбициозные, но достижимые стратегии и их координирование с помощью ключевых элементов комплекса «5 И» в системе управления.
Источники:
– Электрон. дан. – Режим доступа: www.strategy.ru.
2. Михалев О.В., Москаленко М.Н. Управленческие стратегии предприятий: устойчивость и эффективность : монография / О.В. Михалев, М.Н. Москаленко. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008 – 160 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-8268-1243-3.
3. Нортон Д. Управление стратегией есть управление преобразованием [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:
www.intalev.ru/index.php.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:42:09