Ценностные основы креативной экономики

Корнейчук Б.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (68), Август 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17829075
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Система ценностей современного общества исследована в рамках концепции гуманистической этики Э. Фромма. Определено понятие креативной ценности и предложен метод ее количественной оценки. Раскрыто содержание основных категорий креативной экономики: креативный человек, обмен, производство и потребление, собственность, распределение, доход и богатство, власть.

Ключевые слова: человек, информация, креативная экономика, знания, информационное общество, креативная ценность, гуманистическая этика, плодотворная ориентация



Становление информационного общества вызывает изменение системы общественных ценностей, что требует исследования этической основы экономической теории и переосмысления основных ее категорий. Сложность проблемы заключается в ее междисциплинарном характере и необходимости использовать результаты смежных наук. Ниже сделана попытка описать ценностный базис креативной политэкономии в терминах гуманистической этики Эриха Фромма и охарактеризовать на его основе базовые экономические категории.

Эпохи меняют парадигмы

Э. Фромм противопоставлял две ориентации человека – рыночную ориентацию (механистическую, индустриальную) и приходящую ей на смену плодотворную (креативную). Первая нацелена на обладание, а вторая – на бытие, развитие.Система ценностей в обществе определяется ролью человека в производстве. Сущностная особенность креативной экономики состоит в том, что здесь экономическим субъектом выступает творческая личность, способная создавать новую информацию, в то время как ранее работник выступал лишь как механическая сила, преобразующая вещество из одной формы в другую.

Роль человека в материальном производстве определялась его неизменной физической силой и была ограничена законами механики, а в информационном производстве она определяется его творческими способностями, которые могут неограниченно развиваться. Неизменность основных элементов общественной жизни провозглашалась позитивным явлением, а общественная мораль поощряла неизменность образа жизни человека, его семьи, профессии, мировоззрения и т.д.

Накопление денежного богатства провозглашалось сущностной целью человека, а поскольку материальное богатство ограничено, цели различных индивидов оказывались противоположными. Дадим сравнительную характеристику основных категорий в старой и новой парадигме экономической теории.

Трудовая ценность

В индустриальном обществе ценность предмета соотносится с набором его физических качеств, приобретенных в результате затрат мышечной энергии человека. Данная механистическая трактовка ценности обрела форму трудовой теории стоимости, отождествляющей ценность продукта и массу затраченного на его изготовление физического труда. Трудовая ценность позволяет покупать труд других людей и тем самым воздействовать на их жизнь. Идея о тесной взаимосвязи между трудовой ценностью и властью четко сформулирована А. Смитом: «Меновая ценность любой вещи необходимо равна в точности этой власти, которую вещь доставляет своему обладателю» [1].

Креативная ценность

В информационном обществе ценность напрямую связана с творческой деятельностью, по Фромму она «может быть определена только с учетом реальных интересов человека, которыми являются свобода и реализация человеком своих сил» [2]. Ценность информационного продукта определяется его новизной, которая является результатом творческой деятельности [3], поэтому систему ценностей информационного общества мы называем креативной.

Идею о том, что творчество предпринимателя служит важнейшим источником экономического развития, высказывал еще Й. Шумпетер, который писал: «Производить – значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы. Производить нечто новое или иначе – значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил» [4].

Теория творческой эволюции А. Бергсона, в которой время человеческой жизни отождествляется со временем творчества, служит философским обоснованием экономической концепции креативной ценности [5]. Опираясь на эту теорию, мы определяем величину креативной ценности как продолжительность творческой деятельности человека: если трудовая ценность есть время низшей деятельности, то креативная ценность есть время высшей деятельности.Данные трактовки ценности являются симметричными и в силу этого обретают равные права в экономической науке. Креативная ценность, в отличие от ценности механистической, не зависит от способности продукта сохранять свою исходную физическую форму с течением времени. Продукт творчества обладает информационной долговечностью в той мере, в которой он способен служить ресурсом творческой деятельности в течение длительного периода времени.На смену индустриальной приходит эпоха, в которой не способность сохранять свои свойства, а способность к быстрому изменению определяет ценность каждого элемента производства: как материального, так и человеческого. Предприниматель добивается успеха только в том случае, если он приспосабливается к постоянным изменениям, может управлять ими и предвидеть их.

Модель креативного человека

Экономический человек А.Смита имеет рыночную ориентацию, а его цель состоит в обладании, т.е. потреблении объекта путем его разрушения. Его «»отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность» [6]. Как любой товар, наемный работник оценивается по набору внешних качеств, а его ценность зависит от рыночного спроса на эти качества: «У него нет никакой уверенности в собственной ценности, не зависящей от его популярности и рыночного успеха» [7]. В случае плодотворной ориентации цель человека состоит в бытии, то есть реализации такого способа существования, «при котором человек не имеет ничего и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром» [6].

Обмен

Взаимодействие людей принимает форму обмена продуктами творчества, а степень общественной значимости человека определяется теперь не его материальным богатством, а уровнем развития творческих способностей. Если в процессе товарного обмена индивидуальность производителя полностью исчезает, то при информационном обмене продукт творчества неотделим от своего создателя, несет на себе отпечаток его уникальности. Другое отличие информационного обмена от материального состоит в том, что проданный продукт остается в распоряжении продавца. При потреблении продуктов творчества другими людьми их создатель воздействует на них своей личностью, реализует свою власть над ними, поэтому он не требует передачи ему равноценной информации, как в случае товарного обмена.

Производство и потребление

В информационном производстве, в отличие от материального, человек не утрачивает свои полезные качества, а приобретает их. Поскольку производство и потребление продуктов творчества выступают средствами удовлетворения высших потребностей, то оба вида деятельности является созидательными, и нет оснований противопоставлять их, а следует рассматривать как единый процесс творческого труда, или творческого производства-потребления.

Собственность

Понятие частной собственности применительно к продуктам творчества теряет смысл, поскольку с развитием технологий информация становится общедоступной, и частная собственность в своем традиционном виде уступает креативной собственности – собственности человека на самого себя, на время своей высшей деятельности. Креативная собственность характеризует внутреннее богатство человека, его способность к творчеству, она есть средство создания благ в форме новой информации, т.е. она является креативным капиталом [8].

Человеческий капитал

Следуя механистической концепции ценности, Г. Беккер трактует внутренний капитал человека лишь как средство получения денежных доходов, в чем проявляется противоречивость его теории. С одной стороны, человеческий капитал является собственностью уникальной личности, но, с другой стороны, его величина зависит от объема вложенной в образование абстрактной стоимости. Но, как отмечал Э. Фромм, объект не становится нашим только потому, что мы им владеем: «Подлинно своим можно назвать только то, что непосредственно является продуктом собственной творческой деятельности» [7]. Сущностной целью человека теперь служит не накопление дохода, а внутреннее богатство в форме креативного капитала.

Доход и богатство

Денежный доход является важнейшим фактором богатства: в индустриальную эпоху материальное богатство складывается из денежных доходов, а в информационном обществе доход лишь влияет на величину креативного капитала: с его ростом расширяются возможности для творчества: сокращается время физического труда на работе и в быту, увеличивается содержательность досуга, уменьшается время болезни. Чем больший прирост времени творчества обеспечивает дополнительный рубль дохода индивида, тем выше для него креативная ценность дохода.

Для «нового русского», который в силу слабого развития не способен содержательно использовать доход, он имеет низкую креативную ценность и рассматривается как средство господства, а не как условие собственного развития. В индустриальном обществе деньги отражают власть человека над рабочим временем других людей, а в информационном – его власть над собственной жизнью. Теперь накопление денег становится лишь необходимым условием творческого развития, а не средством принуждения и превосходства.

Распределение

В индустриальном обществе справедливое распределение устанавливается «невидимой рукой» рынка. В информационную эпоху набирает популярность этическая позиция, требующая устанавливать доход в зависимости от творческих способностей; ее разделял еще Аристотель и утверждал, что «тому, кто отличается своей игрой на флейте, следует давать и лучший инструмент» [9].По мнению Э. Фромма, с введением гарантированного дохода исчезли бы многие пороки, присущие капитализму, и «талантливые люди, желающие изменить свою жизнь, могли бы сделать это» [6]. Г. Мутц также полагает, что заработок не будет жестко связан с выполняемой работой, а индивид будет идентифицировать себя со своей работой, а не с доходом [10].

Труд

В индустриальную эпоху труд, по определению Г. Зиммеля, – «это усталость, тяжесть, трудность, а там, где эти свойства не обнаруживаются, мы не имеем дела с настоящим трудом» [11]. Стимулы к труду имели внешний характер и денежную форму. В информационную эпоху ценностью обладает любая творческая деятельность, будь она наемной или нет. У Фромма труд – творческий процесс, объединяющий человека с природой в единое целое [7], он выступает не жертвой, а благом, поэтому сам служит более важным стимулом, чем деньги. Творческий труд признается производительным и противопоставляется низшей деятельности, которая подвергается осуждению [12]. Важнейшими добродетелями становятся образованность, уникальность, креативность.

Власть

Фромм различает понятия «обладать властью» и «быть властью». Власть по принципу обладания заключается в воздействии на другого человека, которое родственно потреблению материального блага путем его разрушения, она зиждется на физической силе и служит для эксплуатации. Стремление к такой власти есть проявление слабости, оно свидетельствует о неспособности личности выстоять в одиночку, опираясь на свои силы.

По Фромму, «господство» и «потенция» – это взаимоисключающие понятия: «Когда человек бессилен, его отношение к миру извращается и трансформируется в желание господствовать, проявлять свою силу над другими людьми, обращаться с ними, как с вещами» [2]. Власть по принципу бытия основана на творческих возможностях человека и способствует его развитию. Ее источник находится не только в том, что индивид способен выполнять определенные социальные функции, но также в самой сущности развитой личности.

Вывод

Итак, концепция креативной ценности служит этической основой теории креативной экономики, но ее роль в обществознании значительно шире. В современном мире способность творческого человека создавать новую информацию является главным источником общественного прогресса, а поэтому она выступает в роли абсолютной ценности. То есть ценность становится синонимом креативности.


Источники:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. I. [Текст]. – М.: Наука, 1993.
2. Фромм Э. Человек для себя [Текст]. – Минск: Харвест, 2003.
3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Креативная экономика, 2010.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития [Текст]. – М.: Мысль, 1982.
5. Бергсон А. Творческая эволюция [Текст]. – М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1998.
6. Фромм Э. Иметь или быть? [Текст]. – М.: Прогресс, 1986.
7. Фромм Э. Бегство от свободы [Текст]. – Минск: Харвест, 2003.
8. Корнейчук Б.В. Информационная экономика[Текст]. – СПб.: Питер, 2006.
9. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории [Текст]. – Минск: Литература, 1998.
10. Мутц Г. Организация общественного труда в новом трудовом обществе [Текст] // Социальное время и социальная политика в ХХI веке. – М.: ИНИОН, 2002.
11. Зиммель Г. Философия труда [Текст] // Избранное. Т.1. – М.: Юрист, 1996.
12. Веблен Т. Теория праздного класса [Текст]. – М.: Прогресс, 1984.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:42:02