Influence of WTO on Russian Market of Educational Services: Myths and Reality
Download PDF | Downloads: 21
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 / June, 2012
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17773071
Abstract:
During last years a lot of publications about consequences of Russia accession to WTO have been released. Generally most of them have negative character. Our study is dedicated to cooperation between Russian and global markets of educational services in context of WTO rules. Universities development directions are considered for provision of their competitiveness in conditions of globalization.
Keywords: competition, WTO, higher professional education, Russian market of educational services
Декабрь 2011 года был полон событий, значимых для России, одно из которых – вступление в ВТО, следствием чего станет внесение определенных корректив в деятельность всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы образования.
Образование без границ
Большая часть авторов соответствующих публикаций склоняется к мнению, что услуги образования и в частности высшей школы являются специфическими и к их регулированию нельзя подходить с коммерческой точки зрения. Например, «чисто рыночное отношение к образованию не принесет ему пользы, сделает предметом купли-продажи, а не общественным благом, основой развития собственной национальной культуры. Рыночные ценности в условиях ограниченного государственного финансирования способны изменить миссию учебных заведений, усилить расслоение общества…» [1].
Автору ближе мнение В.П. Колесова: «При всем многообразии воспитательных, культурных, нравственных, идеологических, социальных, политических и других аспектов образования «услуга» – экономическая категория, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в истеме образования» [2].
Порядок оказания образовательной услуги регламентируется правилами ВТО, где прописываются четыре основных способа поставки услуг:
• с территории одного государства-члена ВТО на территорию любого другого государства-члена ВТО;
• на территории одного государства-члена ВТО образовательная услуга предоставляется потребителю любого другого государства-члена ВТО;
• поставщиком образовательных услуг может быть одно из государств, входящих в ВТО, путем коммерческого присутствия на территории любого другого государства-члена ВТО;
• поставщиком образовательных услуг может быть также одно из государств, входящих в ВТО, путем присутствия его физических лиц на территории любого другого государства-члена ВТО [3].
Применительно к образовательным услугам это означает дистанционное обучение, учебу за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, а также обмен учеными и специалистами. В той или иной степени каждая форма уже существует на российском рынке образовательных услуг.
Согласно закону «Об образовании» на территории РФ разрешено открывать образовательные учреждения иностранным юридическим и физическим лицам. На сегодняшний день в России насчитывается около 20 вузов США и Европы, имеющих свои представительства или совместные программы с российскими вузами. Стоимость колеблется от 3000 до 25000 долларов за весь курс обучения. Доступны программы бакалавриата по различным направлениям, а также программы МВА, в том числе по очной форме обучения.
Что касается обучения за рубежом, то 2% всех иностранных студентов в вузах Европы и США составляют россияне. Рост обучающихся за пределами России ограничен, прежде всего, психологическими и ценовыми факторами, причем последний – миф в сознании российского населения. Так, например, обучение в Парижском университете «Сорбонна» бесплатно, в Мюнхенском техническом университете – около 600 евро в год; в Берлинском техническом университете – 500 евро в год, что равно стоимости обучения в филиалах региональных вузов. Безусловно, на мировом рынке представлены и дорогостоящие программы обучения, доступ к которым осуществляется как за счет личных средств граждан, так и во многом за счет грантов, причем не обязательно для граждан именно своей страны. Например, программы стипендий «Opportunity Program», Эдмунда С. Маски (США), Фонда Албан-Берга, Монди (Австрия), Chevening, Hill Foundation (Великобритания), Службы академических обменов DAAD (Германия) и другие доступны иностранным гражданам, в том числе и россиянам. Следует отметить, что программы поддержки иностранных студентов существуют в европейских странах, США, а также в Японии и Индии.
Привлечение студентов – дело государственное
С 2009 года российское правительство ежегодно в рамках сотрудничества с зарубежными странами в области образования выделяет 10 тысяч стипендий для обучения иностранных граждан в российских вузах. Минобразования и науки совместно с посольствами зарубежных стран в РФ традиционно распределяет эти стипендии по вузам с учетом их запросов. В 2010 году вузы России впервые обрели право самостоятельного отбора иностранных граждан в рамках выделенных квот. В 2011 году по государственной линии в Россию приехали студенты из 162 стран мира. В этом списке представлены: 31 государство Европы, 45 государств Африки, 25 государств Азии, а также Латинской Америки, США, Канады, Ближнего Востока и других [4]. Однако предусмотренные стипендии, включают только оплату за обучение, все остальные расходы несут сами студенты.
Как видно, иностранные вузы более активны в привлечении студентов из зарубежных стран и в случае проведения активной маркетинговой деятельности с их стороны следует ожидать увеличения количества россиян, получающих образование за рубежом.
Для активизации процесса привлечения иностранных студентов в российские вузы, прежде всего, следует внести изменения в законодательство, так как, например, человек, имеющий рабочую визу, не может одновременно получать образование, и наоборот. Но есть и положительный момент: хоть процесс поддержки иностранных студентов четко регламентируется российским правительством, все же будущему студенту предоставляется право выбора вуза из списка, утвержденного правительством России.
И дистанция, и обмен
Информационные технологии дали импульс развитию дистанционного образования. Большинство российских вузов реализуют такие программы или собираются это сделать в ближайшее время, данные тенденции наблюдаются в вузах США и Европы. На сегодняшний день массовое развитие дистанционного образования ограничивают психологический барьер (основная часть населения отождествляет заочное и дистанционное образование, а в сознании общества прочно закрепилось мнение «заочное – значит некачественное») и недостаточная компьютерная оснащенность российского населения – только 33% россиян имеют в своем распоряжении домашний компьютер (в 2005 году этот показатель составлял лишь 14%). Опрос, проведенный социологами «Левада-Центра» в марте 2011 года, показал, что в России 62% взрослых граждан вообще не пользуются Интернетом. Таким образом, перечисленные факторы не только сдерживают импорт образовательных услуг, но и ограничивают спрос на дистанционное обучение в российских вузах.
Учитывая ускорившиеся темпы проникновения информационных технологий в жизнь российского населения, и массовость получения высшего образования, нельзя отрицать возможность преобладания в недалеком будущем дистанционных форм обучения над классическими. В таком случае российским вузам для обеспечения собственной конкурентоспособности следует заранее продумать программы подготовки, обеспечить инфраструктуру, подготовить кадры для работы в новой информационной среде.
Обмен учеными и специалистами также не новшество в мировой практике. Сегодня в различных странах мира действует большое количество программ, направленных на активизацию такой деятельно сти. Например, программа Фулбрайта предоставляет гранты для обучения, преподавания, исследований и чтения лекций в США и 150-ти других странах мира. Только в рамках данной программы ежегодно присуждается примерно 6000 грантов общей стоимостью более 250 млн долларов. К программам международных визитов специалистов относятся и другие известные программы: «Сотрудничество профессиональных объединений», «Открытый мир», САБИТ, программа стипендий Кокрана и другие.
Выводы
Конечно, вступление России в ВТО и упрощение процедуры вхождения иностранных вузов на российский рынок образовательных услуг, приведет к усилению конкуренции, что потребует от российских вузов концентрации всех ресурсов, более эффективного их использования, внедрения новейших методов как в учебный, так и в организационный процесс. Вместе с тем российские вузы также смогут вести более активную образовательную политику за рубежом, и если экономические программы пока во многом уступают иностранным вузам, то подготовка по техническим специальностям является конкурентным продуктом российских технических вузов. Так, например, Томский политехнический университет через своих зарубежных агентов уже в течение 12 лет набирает студентов из различных стран. В качестве таких агентов могут выступать и зарубежные вузы – партнеры и бывшие выпускники, как зарубежные, так и российские, работающие за рубежом.
В заключение следует отметить, что из 153странучастников (без России) только 4 страны (Конго, Лесото, Ямайка и Сьерра-Леоне) полностью приняли обязательства в сфере высшего образования, и 21 страна – частично.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 19:24:54