Направления инновационного развития экономики Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (59), Ноябрь 2011
Цитировать:
Зубкова Л.Д. Направления инновационного развития экономики Российской Федерации // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – С. 111-116.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289415
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Проанализировано текущее состояние российской экономики в контексте инновационного развития, а также предложены направления активизации инновационного процесса. Важным показателем, отражающим значимость технологического развития в экономике, выступают расходы на финансирование инновационной деятельности. Объем финансирования научной сферы в России постоянно снижается и составил в 2008 году 1,04% к ВВП. Отметим, что в странах, претендующих на инновационное лидерство (США, Япония и другие), в условиях нестабильного развития мировой экономики наблюдается увеличение объемов финансирования инновационной сферы в целях обеспечения конкурентоспособности научно-технического сектора и в перспективе.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инвестиции, модернизация, научно-технический сектор
Глобальный финансово-экономический кризис подавил активный рост российской экономики, не позволив антикризисным мерам 2009-2010 гг. восстановить экономический тренд. Формирование новой модели экономического роста России должно исходить из необходимости создания условий для инновационного развития, в значительной степени зависящего от текущего состояния экономики страны и ее регионов.
В режиме статичной неустойчивости
В настоящее время инновационная активность российского бизнес-сообщества не соответствует потребностям повышения конкурентоспособности экономики, о чем свидетельствуют товарные структуры экспорта с преобладающей долей сырьевого сектора и импорта с высокой долей машин и оборудования [1, С. 726; 2, С. 545]. В этой связи проблемы создания благоприятных условий для инвесторов и повышения степени восприимчивости к новшествам со стороны хозяйствующих субъектов, главным образом обрабатывающего сектора, выходят на первый план.
Одним из ключевых факторов инновационного развития экономики можно считать объем инвестиций в основной капитал. В 2010 году в России он составил 9151,4 млрд рублей (около 60% от уровня 1990 года). [1, С. 485]. Особенности инвестиционного развития российской экономики в территориальном и отраслевом разрезах формируются под воздействием неустойчивых показателей индексов физического объема инвестиций в основной капитал.
Региональное распределение инвестиций в основной капитал свидетельствует о закреплении тенденций развития экономики в рамках сырьевой модели роста. Так, в 2009 году около 40% инвестиционных вложений в основной капитал приходилось на долю шести регионов (Тюменская область (включая АО), Москва, Краснодарский край, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан) [3, С. 934-935].
Отраслевая динамика распределения инвестиционных ресурсов характеризуется разнонаправленностью индексов физического объема инвестиций в основной капитал в отдельных видах экономической деятельности (табл.1).
Таблица 1
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности в Российской Федерации (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году) [2,С. 676]
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Инвестиции в основной капитал – всего
|
110,9
|
116,7
|
122,7
|
109,9
|
83,8
|
По видам экономической деятельности:
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
109,5
|
143,0
|
132,2
|
98,8
|
72,5
|
рыболовство, рыбоводство
|
89,4
|
130,9
|
95,7
|
88,1
|
83,2
|
добыча полезных ископаемых
|
99,7
|
121,0
|
116,1
|
106,5
|
85,8
|
обрабатывающие производства
|
112,4
|
112,1
|
116,6
|
112,5
|
79,4
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
108,6
|
108,7
|
132,8
|
111,6
|
102,2
|
строительство
|
113,3
|
119,8
|
128,8
|
126,2
|
64,7
|
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
|
117,2
|
114,4
|
150,5
|
93,1
|
74,8
|
гостиницы и рестораны
|
115,6
|
132,4
|
146,4
|
102,1
|
88,3
|
транспорт и связь
|
120,0
|
113,8
|
117,2
|
116,1
|
99,2
|
финансовая деятельность
|
110,8
|
97,7
|
142,7
|
94,9
|
91,7
|
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
|
106,0
|
115,0
|
130,3
|
109,5
|
68,4
|
из них научные исследования и разработки
|
97,7
|
113,4
|
103,0
|
118,3
|
128,0
|
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
|
99,5
|
125,8
|
116,1
|
108,6
|
86,9
|
образование
|
119,3
|
131,1
|
125,6
|
102,5
|
76,6
|
здравоохранение и предоставление социальных услуг
|
121,4
|
124,6
|
120,4
|
108,1
|
81,3
|
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
|
118,5
|
125,4
|
115,2
|
121,1
|
83,2
|
Таким образом, воспроизводство сложившейся структуры инвестиционных вложений не позволяет решать поставленную в государстве задачу перевода экономики на инновационный путь развития.
Наука двигает новшества
Ключевыми проблемами развития инновационной деятельности в глобальном масштабе являются финансовые и экономические трудности. Потребность в увеличении затрат на развитие научно-технической сферы России обусловлена не только необходимостью достижения высокого уровня конкурентоспособности экономики, но и закрепления лидирующих позиций страны в мире.
Глобальная рецессия стимулирует процессы конкуренции и реструктуризации отраслей и компаний, позволяет сконцентрироваться на поиске эффективных технологических решений, способных обеспечить сокращение трудовых, материальных и финансовых издержек. Антикризисные решения должны обеспечивать приоритетность науки и инноваций в посткризисной структуре экономики.
Важным показателем, отражающим значимость технологического развития в экономике, выступают расходы на финансирование инновационной деятельности. Объем финансирования научной сферы в Российской Федерации постоянно снижается и составил в 2008 году 1,04% к ВВП (табл. 2). Важно отметить, что в странах, претендующих на инновационное лидерство (США, Япония и другие), в условиях нестабильного развития мировой экономики наблюдается увеличение объемов финансирования инновационной сферы в целях обеспечения конкурентоспособности научно-технического сектора и в перспективе.
Таблица 2
Внутренние затраты на исследования и разработки в 2000-2008 гг. (в % к ВВП) [4]
|
2000
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Россия
|
1,05
|
1,25
|
1,28
|
1,15
|
1,07
|
1,07
|
1,12
|
1,04
|
Австрия
|
1,94
|
2,14
|
2,26
|
2,26
|
2,45
|
2,47
|
2,54
|
2,68
|
Германия
|
2,45
|
2,49
|
2,52
|
2,49
|
2,49
|
2,53
|
2,53
|
2,64
|
Великобритания
|
1,81
|
1,79
|
1,75
|
1,68
|
1,73
|
1,75
|
1,79
|
1,77
|
Дания
|
...
|
2,51
|
2,58
|
2,49
|
2,46
|
2,48
|
2,55
|
2,72
|
Китай
|
0,90
|
1,07
|
1,13
|
1,23
|
1,34
|
1,42
|
1,44
|
1,54
|
Южная Корея
|
2,30
|
2,40
|
2,49
|
2,68
|
2,79
|
3,01
|
3,21
|
3,37
|
Сингапур
|
1,88
|
2,15
|
2,11
|
2,19
|
2,27
|
2,24
|
2,45
|
2,68
|
США
|
2,71
|
2,62
|
2,61
|
2,54
|
2,57
|
2,61
|
2,66
|
2,77
|
Финляндия
|
3,35
|
3,37
|
3,44
|
3,45
|
3,48
|
3,48
|
3,48
|
3,73
|
Франция
|
2,15
|
2,23
|
2,17
|
2,15
|
2,10
|
2,10
|
2,04
|
2,02
|
Швейцария
|
2,53
|
...
|
...
|
2,90
|
...
|
...
|
...
|
3,01
|
Швеция
|
...
|
...
|
3,85
|
3,62
|
3,60
|
3,74
|
3,61
|
3,75
|
Япония
|
3,04
|
3,17
|
3,20
|
3,17
|
3,32
|
3,41
|
3,44
|
3,42
|
Кроме того, в наиболее развитых странах доля собственных средств предпринимательских структур в общем объеме финансирования инновационной деятельности является превалирующей и постоянно растет. Наряду с этим в России доля частных компаний в общих затратах на исследования и опытно-конструкторские работы составляет около 6%, тогда как за рубежом – 65-75% [5].
Сокращение объемов финансирования сектора научных исследований негативно сказалось как на числе организаций, выполнявших исследования и разработки (рис.1), так и на численности их персонала (1992 год – 1532,6 тысяч человек, 2009 год – 742,4 тысяч человек). [1, С. 401]
Рис.4. Динамика числа организаций, выполнявших исследования и разработки в Российской Федерации, ед. [1, С. 401]
Активизация инновационного процесса может быть обеспечена посредством эффективного функционирования комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни – инновационной инфраструктуры.
В настоящее время в России зарегистрировано более 145 технопарков, 90 инновационно-технологических центров, более 110 центров трансфера технологий, 17 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, 158 бизнес-инкубаторов и другие организации инновационной инфраструктуры. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в настоящее время поддерживает информацию о 948 организациях инновационной инфраструктуры [6]. Тем не менее эффективность их функционирования в значительной степени сужена.
Без государства не обойтись
Необходимость повышения инновационного потенциала российской экономики продиктована усилением развития процессов глобализации и потребностью в закреплении лидирующего положения России в мировом финансово-экономическом пространстве.
Ограниченность рыночных механизмов в области создания и освоения научно-технических разработок, а также высокорисковая, а потому не всегда привлекательная для инвесторов сфера обусловливают необходимость активной поддержки инновационных процессов со стороны государства, не замещающей при этом рыночные отношения. Расширение государственного участия в инновационном процессе должно проводиться по следующим направлениям:
- стимулирование исследовательской деятельности: соблюдение уровня бюджетных ассигнований на финансирование научных исследований и разработок (до 4% расходной части федерального бюджета) и дальнейшее его увеличение; более широкое включение форм бюджетной и грантовой поддержки фундаментальных и прикладных исследований и т.д.;
- стимулирование спроса на инновации: обеспечение государственного заказа на инновационные продукты; бюджетное финансирование целевых инновационных программ, хозяйствующих субъектов, осваивающих инновации; государственное кредитование приоритетных отраслей экономики и т.д.;
- развитие и повышение эффективности функционирования организаций инновационной инфраструктуры.
Вывод
Современный этап развития экономики требует усиления и диверсификации государственного участия в осуществлении модернизационных процессов и является ключевым условием успешного инновационного развития России.
Источники:
2. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сборник [Текст]. – М.: Росстат, 2010.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сборник [Текст]. – М.: Росстат, 2010.
4. Россия и страны мира. 2010: Стат.сб. [Текст]. – M.: Росстат, 2010.
5. Концепция развития законодательства Российской Федерации на период до 2012 года // Торгово-промышленная палата Российской Федерации // http://www.tpprf.ru/ (дата обращения 15.06.2011).
6. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС) http://www.miiris.ru/ (дата обращения 25.07.2011).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:27:29