Organizational innovation as the basis economy modernization

Nadezhda Shalina

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 / February, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15578259
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
Innovative model of Russian economy development, declared by the country’s government, first of all requires reorganizations of management systems and administration technologies. This mean usage of the new progressive methods of effective management organization at all levels. Growth of effectiveness of management of products and services production processes is connected with the need for transition from traditional functional approach on management to flexible, adaptive management models and mechanisms.

Keywords: innovative development, programmatic and targeted approachin management, matrix structures, corporatization, network organizations, management renewing mechanism



Направления повышения эффективности управления на всех уровнях хозяйствования предопределяются современными экономическими преобразованиями, которые ориентируют развитие управления на новейшие адекватные технологии и модели, такие как программно-целевой подход с применением матричных структур управления, формирование сетевых структур, корпоратизация интересов всех участников социально-экономической системы, внедрение постоянно действующего механизма обновления управления.

Программно-целевой подход: гибкость стиля и четкость исполнения

Одним из важнейших направлений совершенствования управления организационным развитием, позволяющим решить проблемы повышения его эффективности с учетом всех новых требований, является внедрение программно-целевых методов, воплощающих инновационные схемы и подходы.

Главные достоинства этого подхода реализует матричная форма, использование которой значительно расширяет возможности совершенствования организационных структур и позволяет разрешить или значительно смягчить многие организационные проблемы [3]. При выборе конкретных организационных решений, основанных на матричном способе построения структуры, по нашему мнению, целесообразно руководствоваться некоторыми общими критериями:

• сохранение условий для специализации отдельных работников и первичных звеньев при создании комплексных подразделений;

• концентрация ответственности за достижение каждой подцели и решение каждой самостоятельной управленческой задачи в одном органе управления;

• сбалансированность в каждом звене и на каждом уровне управления объемов ответственности за достижение поставленной цели и прав по принятию решений, связанных с ее достижением;

• комплексность выполнения совокупности функций управления, относящихся к решению каждой поставленной задачи;

• минимизация дублирования функций и работ при организационном выделении подсистем управления проектами и продуктами.

Ориентация на указанные критерии позволяет разработать и внедрить высокоэффективные оригинальные структуры управления — гибкие, хорошо приспосабливающиеся к изменяющимся условиям деятельности, обладающие необходимым потенциалом инновационного развития территорий.

Условие для эффективного использования программно-целевого подхода

Применение программно-целевого подхода в управлении дает наибольший эффект при условии одновременного и согласованного преобразования как организационных, так и экономических отношений между многими разнородными, организационно обособленными участниками взаимодействия, связанными необходимостью достижения общей цели. Именно комплексное, согласованное изменение элементов организационно-экономического механизма делает программно-целевой подход одним из генераторов новой методологии управления организационным развитием, способствующей переводу организационных структур управления на новую качественную ступень.

Изменение структуры способствует изменению стиля управления. Формально-бюрократический стиль, ориентированный на обособленное выполнение заранее заданных неизменных функций без заинтересованности в общих результатах деятельности организации, уступает место творческому подходу, опирающемуся на самостоятельный выбор курса действий для достижения конечной цели, на сотрудничество, на постоянное приспособление к изменяющейся среде.

Сегодня общепризнанным является тот факт, что традиционные иерархические и бюрократические формы организации и управления во многих случаях не отвечают возросшим требованиям современного этапа в части способности приспосабливаться к быстрым изменениям внешней среды. Во всем мире особое внимание уделяется созданию сетеобразных внутрифирменных структур, отличающихся выгодной структурой издержек, в особенности с учетом фактора времени. Использование коммуникационной и информационной технологии положительно отражается на соотношении между производственными затратами и трансакционными издержками.

Эффективность управления – в постоянном обновлении

Сетевая структура характеризуется гибкой и горизонтальной организацией, самоорганизацией, при этом для нее является характерным: отказ от бюрократизации и формализации управления; высокий статус информационных и кадровых средств процесса управления; филиальная форма связи между самой организацией и другими предприятиями; малое число иерархических уровней управления благодаря гибким специализированным формам организации производственного процесса [3].

Развитие самоуправления и самоорганизации низовых звеньев объективно требует углубления внутриорганизационной дифференциации не только производственных, но и управленческих функций, концентрации обеспечивающей и обслуживающей деятельности, централизации методического руководства плановой, аналитической и нормативной работой. Одним из таких методов является процесс интеграции и корпоратизации интересов населения власти и бизнеса в регионах.

Корпорирование интересов власти, населения и бизнеса направлено на широкое применение элементов финансового взаимодействия и маркетингового управления, которое характеризуется:

• постоянным изучением состояния и динамики спроса и конъюнктуры рынка;

• обеспечением условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса, тенденциям его изменения;

• поиском и реализацией конкурентных преимуществ;

• нацеленностью на максимизацию потребления, высокую степень удовлетворения потребителя, формирование структуры потребностей, выбор потребителя.

Особой формой активизации инновационной деятельности в управлении сложными системами служит постоянно действующий механизм обновления управления, предложенный профессором Гавриловым А.И. [1]. Он основывается на методах решения стратегических задач, способствующих развитию стратегического мышления. Подобный механизм обновления, в основе которого лежит идея создания мозговых центров или отделов, активно изучающих внешнюю и внутреннюю информацию и вырабатывающих наиболее оптимальные управленческие решения, приобретает особую важность в условиях сложности и непредсказуемости внешних факторов в процессе разработки стратегий управления и выработки эффективных управленческих решений.

Центры управления

Учитывая сложность и разноречивость информации, ее огромные потоки, сегодня для эффективного управления процессами производства требуется создание определенных структур, центрирующих и разрабатывающих передовые приемы и технологии управления и активно влияющих на процессы выработки управленческих решений. В этом случае анализ и определение прогнозных вариантов развития должны проводиться мозговым центром, состоящим из профессионалов управленческого профиля, объединенных в соответствующую организационную структуру, которая становится необходимым звеном в системе менеджмента.

Кроме того, подобные самостоятельные подразделения в составе региональных органов власти способствуют решению одной из ключевых проблем организации взаимодействия двух важнейших сфер деятельности — науки и практики управления.

Мировой опыт инновационной деятельности указывает на разнообразие форм и методов подобной организации, применяемых в зависимости от политики государства в области научно-технического прогресса и взаимодействия разработчиков научно-технической продукции, производителей и управленцев. Одной из самых распространенных форм такого взаимодействия становятся технопарки и инновационные центры [1]. И в нашей стране важно формировать специализированные комплексы разных масштабов, объединяющие научно-технические, производственные, информационные и управленческие составляющие процесса организации высокоэффективной деятельности в сфере производства товаров и услуг, ядром которых должны стать высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, промышленные предприятия и предприятия в сфере услуг с высоким удельным весом внедряемых научно-исследовательских работ.

Вывод

Повысить эффективность управления сложной социально-экономической системой можно лишь при условии создания соответствующего инновационного механизма управленческой деятельности, что, в свою очередь, требует учета особенностей организации управленческих отношений на региональном и муниципальном уровне, а также в корпоративных экономических структурах.


Страница обновлена: 08.04.2025 в 13:53:52