Проблемы модернизации российской системы профессионального образования: критический взгляд

Горбунова Т.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (52), Апрель 2011

Цитировать:
Горбунова Т.В. Проблемы модернизации российской системы профессионального образования: критический взгляд // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 4. – С. 72-76.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619460
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Изложены основные направления, перспективы и проблемы модернизации российской модели профессионального образования как экономической системы с точки зрения приоритетов и тенденций социально-экономического развития, концепции управления человеческими ресурсами, реализации принципов государственно-частного партнерства и корпоративного управления.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальное развитие, инвестиции, человеческий капитал, модернизация экономики, образовательная система, демографическая ситуация, человеческий ресурс, модель управления профессиональным образованием, концепция развития образования



Социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал являются одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России: расходы федерального бюджета на эти цели в период 2011-2013 гг. составят в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов федерального бюджета [1]. При этом акцент переносится с мер финансовой поддержки на меры по совершенствованию институциональных условий экономической деятельности: развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений; развитие исследовательского потенциала высшего образования, стимулирование кооперации вузов и предприятий, привлечение ведущих мировых ученых к реализации научных проектов в России, развитие инновационной инфраструктуры вузов; поддержка региональных проектов создания инновационных кластеров или региональных инновационных комплексов и т.п. [2].

Каковы перспективы российской модели управления в профессиональном образовании, и суждено ли ей преобразоваться во что-то более новое и совершенное? Возможна ли реализация одного из главных принципов модернизации российского образования: опережающее обучение исходя из инновационных запросов экономики и общества?

Образование и… демография

Профессиональное образование тесно связано с демографическими тенденциями в стране. Снижение рождаемости в РФ в течение 1990-х годов оказало воздействие на деятельность учреждений общего образования в прошедшее десятилетие (2001-2010 гг.), а на функционирование профессионального образования оно начало оказывать влияние несколько позднее (с 2008 г. по сегодняшний день). Так, численность родившихся в 90-е годы снизилась на 40-50% по сравнению с 1980-ми, к 2008-2010 гг. контингент общеобразовательных школ сократился примерно на 30% по сравнению с 1999 г. Тенденция сокращения спроса на образовательные услуги профессионального образования наблюдается уже с 2008 г. [3].

Если рассматривать образовательную систему в современных условиях, то позиция автора, что ухудшение демографической ситуации, как это ни парадоксально, хорошо для системы профессионального образования (еще один парадокс российского менталитета: когда плохо, когда ситуация критическая, больше возможностей для кардинальных улучшений). В нынешних условиях сокращения количества поступающих и как результат – обучаемых образовательные учреждения вынуждены конкурировать, становиться лучше, качественнее, мобильнее, эффективнее, то есть образовательное учреждение, как и любая система, в условиях ограниченности ресурсов имеет более высокий возможный потенциал для своего развития [4].

Управление образовательной системой

Российская модель управления профессиональным образованием, по мнению автора, – это традиционная модель управления, унаследованная со времен централизованного руководства. Однако, исходя из анализа существующих и планируемых изменений, в том числе правовой и законодательной баз, концепции и направлений развития образования, на современном этапе модель управления образовательным учреждением в России все больше приобретает государственно-общественный характер. То есть если говорить о реалиях и перспективах российской системы профессионального образования, то доминирующей должна стать комбинированная модель, в достаточно сбалансированной мере сочетающая в себе элементы и «жесткой», и «мягкой» модели, строящейся на принципах государственно-частного партнерства и корпоративного управления [5].

Образовательная система – это «живой организм», при этом внедрение в нее планируемых инноваций может привести к полному уничтожению системы вследствие возникающей из-за этого неустойчивости. Однако в «мягкой» модели устойчивость обусловливается заменой жесткого планирования обратной связью, иными словами, решения следует принимать не директивно, а в зависимости от достигнутого состояния системы.

Модель управления образовательной системой предполагает наличие объекта управления (управляемой системы), субъекта управления (управляющей системы) и обратной связи – эти элементы находятся под воздействием внешней среды, которая может способствовать или препятствовать эффективной реализации выбранной стратегии. Вышеизложенное подтверждает, что модель управления образовательным учреждением, как и системой профессионального образования в целом, без обратной связи недостаточно эффективна, то есть при ее дальнейшей оптимизации необходимо наличие мониторинга, анализа и оценки информации «до» и «после».

Что касается последнего, то, главными показателями качества образовательной системы «на выходе» можно считать скорость трудоустройства, размер оплаты труда выпускника, а также степень удовлетворенности качеством подготовки со стороны работодателя, как опосредованного потребителя.

Интересы государства, бизнеса и образования

В рамках развития системы государственно-частного партнерства в образовательной среде наблюдаются разновекторные стремления участников триады: государство, бизнес и образование.

Первый участник планирует и насаждает законодательно сверху реформы, что само по себе вызывает сопротивление; бизнес сегодня все также мало озабочен проблемами образования, его больше волнуют вопросы максимизации прибыли, а большинство образовательных учреждений, довольствуясь контрольными цифрами приема, продолжают реализовывать образовательную деятельность «по накатанной», формально имитируя свое развитие.

Кроме того, одной из проблем дальнейшей модернизации российской системы образования является, по мнению автора, отсутствие активного притока молодых перспективных педагогических кадров в образовательные учреждения.

И проблема здесь не только в размере оплаты труда и непрестижности работы педагога (лишь 5% выпускников педагогических учебных заведений идут работать по специальности).

Еще одним вопросом обсуждения является политика государственной поддержки наиболее перспективных образовательных учреждений. При этом «средние» и тем более «слабые» образовательные учреждения практически лишаются доступных финансовых средств для своего развития и вынуждены просто выживать либо деградировать.

Деструктивным моментом в образовательной системе, по мнению автора, является также большое количество различных концепций, программ развития, модернизации, причем на всех уровнях управления. Опасность кроется в их противоречивости, несогласованности, отсутствии четких механизмов реализации и контроля. Конечно, хорошо, что система стратегического управления активно развивается в современных условиях, однако на практике организация данной составляющей модели управления недостаточно научна и системна. Ведь после того, как понятно, что делать, важно определить, кто и как это будет делать. И если эти вопросы не решены, то самые мудрые и дальновидные планы обречены на провал [6].

Проблемы российского образования

Среди проблем российской системы профессионального образования можно отметить следующие:

• отсутствие системных рекомендаций, в том числе методических, по адаптации опыта европейских моделей профессионального образования к российской практике управления образованием в рамках реализации Болонского процесса;

• отсутствие единого научного подхода к проблеме качества профессионального образования (несовместимость показателей и критериев качества разноуровневых образовательных программ в России и Европе);

• недостаточная систематизация научных исследований моделей управления образовательными учреждениями, в том числе разрозненность, узкая направленность научных исследований в рамках данной тематики;

• недостаточность научно обоснованных рекомендаций по развитию, дальнейшей модернизации российской системы профессионального образования на основе экономико-математического аппарата, обоснования механизмов и инструментов реализации ее инновационной модели;

• недостаточность действенных практических механизмов эффективной реализации программ развития и модернизации образовательной среды, в том числе, систем государственно-частного партнерства, долгосрочного прогнозирования спроса на специалистов, с учетом инновационных направлений развития экономики, удовлетворенности уровнем компетентности, качеством образовательных услуг и т.д.

Вывод

Таким образом, главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием ее интеллектуального потенциала, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Безусловно, «новую дверь» нельзя открыть старыми «ключами». Необходимы, прежде всего, научно обоснованные механизмы развития и модернизации системы управления образовательными учреждениями, стратегии ее развития.


Источники:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. [Текст].
2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р с.25) [Текст].
3. Россия в цифрах. 2010 [Текст]. – M.: Росстат, 2010.
4. Горбунова Т.В. Модернизация содержания и структуры российской модели профессионального образования: проблемы и перспективы реформирования: Сборник статей V Общероссийской научно-практической конференции на основе интернетфорума с международным участием «Актуальные вопросы современной науки и образования» [Текст]. – 2010.
5. Горбунова Т.В. Переход к модели многоуровневого профессионального образования: проблемы и перспективы: Сборник статей II Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики» [Текст]. – 2010.
6. Горбунова Т.В. Оптимизация модели управления образовательным учреждением и ее стратегии развития с точки зрения теории управления экономическими системами: Сборник статей
XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» [Текст]. – 2010.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:59:09