Choice of technological platform for automatization of the process of work with problem arrears in the credit organization

Nataliya Khvatskaya

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 / October, 2010

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15246992
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The article offers methods of choice of technological platform for automatization of the process of work with problem arrears in the credit organization. The author offers classification and examples of the most widespread solutions in this area.

Keywords: automatization of work with problem arrears, problem assetsmanagement, collector system, automatization of business-processes, collector strategies, past due balance



Анализ ситуации, сложившейся на финансовом рынке страны, показывает, что в ближайшие 3–5 лет банковской системе России для успешного развития предстоит решить ряд проблем. В частности, для развития финансовых показателей необходимо минимизировать негативное влияние «плохих» кредитов. Поэтому в современной экономике все большие требования предъявляются к информационным технологиям в области сбора долгов: ориентация на высокотехнологичные решения, использование вариативных стратегий и методов управления, возможность модернизации в соответствии с меняющейся рыночной ситуацией, оптимизация бизнес-процессов позволяют повышать качество кредитных портфелей.

Решение проблем

В настоящий момент на российском рынке существует множество поставщиков, предлагающих свои решения в области автоматизации работы с проблемной задолженностью, так называемые, коллекторские системы. Все предлагаемые решения можно условно разделить на следующие группы:

1. Решения, разработанные на основе промышленных CRM-систем, таких как: Oracle Siebel CRM, Microsoft Dynamics, Terrasoft CRM.

Преимуществами решений этой группы является продуманность, гибкость и «обкатанность» самой платформы, наличие на рынке специалистов, имеющих опыт работы с этими CRM, наличие опытной техподдержки. В то же время качество конкретного решения на базе CRM сильно зависит от опыта компании-поставщика в предметной области. Компания может с успехом внедрять свои многочисленные удачные решения в области, например, маркетинга, но, не обладая достаточными знаниями в узкоспециальной области сбора долгов, предлагать не очень качественное решение именно по данному предмету. Выбирая систему из данной группы, необходимо убедиться в достаточном опыте поставщика и в наличии работающих, а главное, успешно внедренных решений на российском рынке. Системы из данной группы подходят крупным организациям, способным окупить внедрение дорогостоящего промышленного решения.

2. Ко второй группе относятся системы, являющиеся модулями по работе с просроченной задолженностью в составе более крупных решений (решение компании ЦФТ, Profile от компании Fidelity). Модуль может находиться в составе, например, АБС (автоматизированной банковской системы). Системы этой группы отличает с одной стороны высокая степень интеграции на уровне базы данных с материнской системой, с другой стороны, практическая невозможность работы без установки всего комплекта программного обеспечения, включая сам материнский модуль. Такие решения могут рассматриваться организациями, внедряющими «все и сразу», либо на старте бизнеса, либо при полной замене платформы автоматизации.

3. Третью группу составляют системы, изначально разработанные для автоматизации работ с просроченной задолженностью. В свою очередь эту группу можно разделить на два типа: решения, давно существующие на мировом рынке, и «молодые» решения.

Решения первого типа дорогостоящи, но имеют многолетнюю историю, широкие возможности и аккумулируют большой опыт в предметной области. В то же время, данные системы предлагаются зарубежными поставщиками, поэтому они слабо адаптированы к российскому рынку, и, следовательно, требуют серьезных доработок при внедрении. При выборе такой системы следует учитывать еще наличие и англоязычной документации, а также зарубежной проектной команды со стороны поставщика со всеми вытекающими последствиями: языковый барьер, ограниченность присутствия специалистов в России и пр.

Новые решения проблемы

«Молодые» решения, привлекательные своей ценой, сильно уступают системам первого типа в качестве и функциональности. Преимуществом отечественных систем данной группы является их адаптированность именно к российской специфике предметной области, русскоязычная проектная команда.

Описываемая классификация решений, а также основные преимущества и недостатки решений каждого типа приведены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика групп систем

Вместе с анализом платформы, согласно приведенной классификации, при выборе решения должны анализироваться и другие аспекты: вопросы внедрения и интеграции, системные требования и ограничения программного обеспечения, требования к Hard ware и собственно функциональность предлагаемой к внедрению системы применительно к бизнес-процессам, автоматизация которых предполагается.

При анализе процесса интеграции необходимо рассмотреть планируемые точки интеграции и оценить сложность «встраивания» нового решения в существующую IT-архитектуру организации. В частности, коллекторская система должна быть интегрирована с банковской мастер-системой для получения финансовой информации о состоянии счетов клиента и его контактных данных, может быть интегрирована с системой автоматизированного телефонного обзвона, СМС-информирования, процессинговой карточной системой для работы с проблемными долгами по кредитным картам.

Данные о работе с проблемными активами могут быть выгружены в хранилище данных DWH. Интерес представляет также возможность интеграции коллекторской системы с БКИ (Бюро кредитных историй).

Предлагаемое решение должно не только давать возможности интеграции, но и уметь «переварить» предлагаемые ему объемы и качество данных. Отсюда должны проистекать системные и количественные требования. В частности, необходимо оценить объем обрабатываемого портфеля (как число уникальных клиентов, так и число счетов), количество одновременно работающих пользователей, предполагаемый объем хранимых данных (файлы, комментарии).

Очень большое значение имеет распределенность системы: наличие пользователей в филиалах/регионах, а также необходимость работы точек интеграции и пользователей в разных часовых поясах. Данные требования могут серьезно влиять не только на логику работы системы, но и на ее целевую архитектуру.

Система на старт

Функциональные требования должны, в основном, базироваться на существующих в кредитной организации бизнес-процессах, но можно выделить и ряд универсальных требований, которым должна удовлетворять система, вне зависимости от бизнес-логики. В табл. 2 приводится набор функциональных требований верхнего уровня, которые могут предъявляться к системе автоматизации работы с проблемными долгами.

Таблица 2

Набор функциональных требований верхнего уровня

Практика внедрения автором статьи коллекторских систем в коммерческих банках показывает обязательность некоторых из приведенных требований. В частности, выполнение требований 1, 2 и 5 позволяет организовать в системе эффективную работу с большим по численности и разнородным по качеству портфелем «просрочки», что очень актуально на этапах раннего сбора. Реализация требования 3 позволяет работать как с клиентами, так и с договорами, что очень актуально при автоматизации работы на более поздних стадиях просрочки, например, судебной работы и исполнительного производства.

«Историзм» работы с клиентами и договорами, сформулированный в требованиях 7-9, позволяет планировать каждое следующее действие с клиентом в системе по результатам предыдущих, что делает его более результативным и целенаправленным. Требование 11 в части реализации функции поиска необходимо для процесса приема входящих звонков от клиентов, когда важно быстро найти позвонившего клиента для оценки его текущей ситуации и эффективного ведения переговоров.

Одной из самых значимых и объемных частей любой коллекторской системы является ее бизнес-логика. Это совокупность отдельных бизнес-процессов, реализованных в системе, а также набор правил и функциональных единиц, определяющих логические и системные связи между ними. В крупных организациях наборы правил и количество автоматизируемых процессов могут быть очень большими, поэтому при выборе платформы стоит также обращать внимание на ее масштабируемость и возможности для расширения.

При реализации большого проекта автоматизации функционал может быть разбит на несколько логических частей, а проект на несколько фаз внедрения, поэтому выбранная технологическая платформа в этом случае должна позволять «поэтапный» ввод в эксплуатацию.

Состав внедряемых процессов должен зависеть от конкретных нужд бизнеса, в табл. 3 выделены основные процессы и этапы сбора проблемной задолженности, которые можно автоматизировать.

Таблица 3

Процессы для автоматизации

При анализе и реализации бизнес-логики стоит учитывать и продуктовую составляющую просроченного портфеля, с которым предстоит работать. Очевидно, что стратегии и логика работы с обеспеченными кредитами отличаются от кредитов без обеспечения. Процесс работы с кредитами юридическим лицам отличается от работы с кредитами физических лиц. При выборе системы должны учитывать и эти особенности.

Выводы

Подход к процессу сбора долгов в различных компаниях индивидуален, однако грамотной выбор платформы автоматизации, основанный на вышеизложенной методике, позволит сделать этот процесс в любой компании эффективным, централизованным, контролируемым и планируемым, что незамедлительно отразится на финансовых результатах и качестве кредитного портфеля. Именно сейчас, когда рынок кредитования только возобновляет свою активность, у банков и кредитных организаций есть возможности для внедрения и обкатки новых эффективных технологий. Эти технологии позволят им на этом рынке быть во всеоружии.


Страница обновлена: 04.05.2025 в 08:09:23