Объекты нематериального характера как базисные ресурсы в условиях экономики знаний

Потуданская В.Ф., Яковлева Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (27), Март 2009

Цитировать:
Потуданская В.Ф., Яковлева Е.В. Объекты нематериального характера как базисные ресурсы в условиях экономики знаний // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 11-19.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838112
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Ресурсный потенциал экономики знаний образуют, прежде всего, знания, информация, человеческий, интеллектуальный и трудовой потенциал, человеческий и интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы, ресурсы, интеллектуальная собственность, нематериальные активы. Это понятия, которые можно идентифицировать по ряду общих признаков, но нельзя отождествлять. Фундаментальный характер этим понятиям придает то, что все они обозначают факторы производства, детерминирующие производственные процессы в условиях инновационной экономики, которые представляют ресурсную основу экономики знаний и являются важнейшими категориями современной экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, знания, новая экономика, экономика знаний



Ресурсный потенциал экономики знаний образуют, прежде всего, знания, информация, человеческий, интеллектуальный и трудовой потенциал, человеческий и интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы, ресурсы, интеллектуальная собственность, нематериальные активы. Это понятия, которые можно идентифицировать по ряду общих признаков, но нельзя отождествлять. Фундаментальный характер этим понятиям придает то, что все они обозначают факторы производства, детерминирующие производственные процессы в условиях инновационной экономики, которые представляют ресурсную основу экономики знаний и являются важнейшими категориями современной экономики [11, 16].

Исходя из содержательных характеристик указанных понятий можно предложить классификацию элементов ресурсного потенциала экономики знаний (см. табл. 1). Каждая из приведенных категорий междисциплинарна по содержанию, существует на стыке многих научных дисциплин: культурологии, психологии, менеджмента, социологии, правоведения, экономики. В данном случае выражен именно экономический аспект содержательной сущности, необходимый для формирования концепции развития персонала современной организации.

Знания, информация, человеческий, трудовой и интеллектуальный потенциал, человеческий и интеллектуальный капитал, интеллектуальные и нематериальные активы, интеллектуальные ресурсы, интеллектуальная собственность сложно взаимосвязаны друг с другом, связи иерархичны, они имеют детерминирующий характер, образуют инновационные системы экономических объектов различного уровня (рис. 1). Результат такого взаимодействия – положительный синергетический эффект в виде значительных по величине дивидендов от интеллектуального капитала.

Необходимо разделить понятия «интеллектуальный потенциал организации» и «интеллектуальный потенциал персонала», для этого удобно ввести такие терминологические единицы понятийного аппарата как «чистый интеллектуальный потенциал персонала», «чистый индивидуальный интеллектуальный потенциал сотрудника», для определения последнего можно использовать следующее выражение:

, (1)

где ИПi – чистый индивидуальный интеллектуальный потенциал сотрудника,

ЧПi – индивидуальный человеческий потенциал,

БПi – индивидуальный потенциал биологического происхождения не интеллектуального характера: физиологический + психологический.

Таблица 1

Классификация элементов ресурсного потенциала экономики знаний

Элементы
ресурсного
потенциала
Сущностная характеристика: специализация, функциональное значение
1
2
Информация
Информация составляет содержание знания, служит своего рода «сырьем» для производства знания. Информация – оборотный ресурс деятельности. Она постоянно обновляется, заставляя производителя вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от состояния внутренней и внешней среды [11, 16].
Знание
Знание представляет собой основополагающий компонент интеллектуальных ресурсов, замыкающий на себе все структур­ные связи их формирования и использования. Существуя в фор­ме индивидуального знания, оно является частью человеческого капитала. В форме ко­дифицированного знания оно обслуживает процесс производства на предприятиях. В объективированной форме оно становится частью основного капитала и экономическим благом, вступаю­щим в хозяйственный оборот.
Знание является фундаментальной ос­новой организации любого процесса. По аналогии с классифика­цией капитальных благ, используемых в материальном производ­стве, можно утверждать, что знание – это основной ресурс деятельности. Знание обслу­живает множество циклов кругооборота капитала, практически не утрачивая своей первоначальной ценности, хотя со временем оно тоже может устаревать [11, 16].
Человеческий потенциал
Человеческий потенциал – совокупность знаний, навыков и мотиваций, которые имеет каждый человек [5, 10, 13]. Иначе это – совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителям получать доход.
ЧПi = ВКЧ + ИР,
где ВКЧ – врожденные качества человека,
ИР – инвестиции в его развитие.
Базируется на понимании сущности человека как источника социальной жизнедеятельности, соединяющего одновременно его физиологический, духовный и интеллектуальный потенциалы.
Человеческий капитал
Человеческий капитал – это реально действующая часть человеческого потенциала, приносящая доход владельцу в виде интеллектуальной ренты [8, 10]. Он высчитывается по формуле:
ЧК = РПВКЧ + РИР, где
РПВКЧ – результат применения врожденных качеств человека,
РИР – результат инвестиций в его развитие.
Трудовой
потенциал
Можно выделить четыре основных подхода к пониманию сущности трудового потенциала [3, 4, 8, 9, 15].
1. Совокупность трудовых ресурсов, необходимых для функционирования или развития организации, отрасли, территории, страны, обеспечивающих производственную деятельность, соответствующую потребностям рынка и общества.
2. Общая численность экономически активного населения страны, т.е. та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятое и часть незанятого (безработных) в общественном производстве населения (в этом смысле нет разграничения понятий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал»).
3. Система профессионально-личностных качеств работника, составляющих в совокупности человеческий фактор производства.
4. Способность комплекса трудовых ресурсов решать поставленные перед организацией, отраслью, территорией задачи.
Интеллектуальный потенциал
Означает существующий в потенции, т.е. скрытый, не проявляющийся, возможный. Это накопленные организацией (человеком, социумом) знания, умения, опыт, познавательные и духовные способности, практически используемые или не задействованные, скрытые. Интеллектуальный потенциал организации складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального уровня сотрудников, опыта инновационной деятельности [6, 7, 16].
Интеллектуальный капитал
В рамках экономической системы (предприятие, например) – это совокупность интеллектуальных активов и трудовых ресурсов [2, 12]. Интеллектуальные активы можно разделить на информационно-интеллектуальные ресурсы и информационно-интеллектуальные продукты. Информационно-интеллектуальные ресурсы можно определить как совокупность научно-производственных, финансовых, маркетинговых, организационно-управленческих, кадровых, информационно-технологических, юридических и других идей, методов, инструментов, технологий, различных форм существования информации, полученных в результате интеллектуального труда сотрудников. Иначе информационно-интеллектуальные ресурсы (интеллектуальные ресурсы) – это совокупность различных форм объективированных знаний, имеющих коммерческую ценность. Информационно-интеллектуальный продукт – это результат преобразования информационно-интеллектуальных ресурсов, характеризующихся способностью к коммерциализации в результате проведения соответствующих правовых процедур. Трудовые ресурсы – это сумма индивидуальных трудовых способностей персонала, профессиональные знания и опыт (в том числе уровень образования и квалификации), уровень инновационной активности и прочие результаты процесса интеллектуальной деятельности конкретных личностей, составляющих основу кадрового состава предприятия. Интеллектуальный капитал рассчитывается следующим образом:
ИК = ИА + ТР,
где ИА – интеллектуальные активы,
ТР – трудовые ресурсы.
Интеллектуальные активы
ИА = ИИР + ИИП, [14]
где ИИР – информационно-интеллектуальные ресурсы,
ИИП – информационно-интеллектуальные продукты.

Окончание таблицы

1
2
Интеллектуальные ресурсы
На уровне предприятия интеллектуальные ресурсы – это фактор производ­ства, который должен быть использован оптимальным образом при минимальных затратах. На уровне макроэкономики понятие «интеллектуальные ресурсы» раздвигается до совокупности элементов интеллектуального потенциала, способных не только непосредственно включаться в процесс производства, но и оказывать на него мощное опосредованное воздействие через науку и технический прогресс. Для общества в целом интеллектуальные ресурсы можно определить как потенциал экономического роста и развития, который реа­лизуется лишь в определенной степени (степень реализации зависит от множества факторов, в том числе от качества менеджмента – в частности, инновационного менеджмента на предприятии) [6, 7].
Интеллектуальная собственность
Интеллектуальную собственность в контексте экономической науки можно определить как отношения, складывающиеся между индивидами, субъектами (фирмами, государством) по поводу присвоения интеллектуальных благ – результатов интеллектуальной деятельности в различных областях. Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литератур­ным, художественным и научным произведениям, научным открытиям, изобретениям и т.д. Интеллектуальная собственность обычно подразделя­ется на промышленную собственность и произведения, ох­раняемые авторским правом [1, 17].
Нематериальные активы
Нематериальными активами обозначают часть интеллектуальных активов (интеллектуально-нформационные ресурсы и продукты) в виде единиц бухгалтерского учета. К таким активам относятся условная стоимость репутации и деловых связей компании, а также (преобладают в составе нематериальных активов) права, вытекающие из владения на правах собственника или лицензиата объектами интеллектуальной собственности (ПБУ14/2007) [1, 17].

Тогда «чистый интеллектуальный потенциал персонала» (ИПперс.) может быть определен как:

, (2)

где i – единица персонал (сотрудник),

n ­– количество единиц персонала (сотрудников).

Выражение (1), во-первых, статично, т.е. не показывает характера динамики чистого интеллектуального потенциала персонала. в зависимости от временного фактора, во-вторых, значение ИПперс. может быть не только положительной, но и отрицательной величиной. Сложной управленческой задачей является получение в результате коллективного интеллектуального труда положительного синергетического эффекта – эффекта от .

Приведенные выражения (1) и (2) удобны с точки зрения достижения цели научного исследования, в частности, построения концептуальной основы развития персонала современной организации, при этом целесообразно использовать структурно-логические модели с применением математического и информационно-вычислительного аппаратов, которые позволяют абстрагироваться от сложных физиологических и психологических составляющих процесса интеллектуальной деятельности сотрудника.

Сотрудник при этом выражается как идеальный субъект инновационного процесса. Он нацелен на результат инновационной деятельности, с учетом индивидуальных психо-физиологических характеристик как внешних факторов по отношению к чистому индивидуальному интеллектуальному потенциалу.

Безусловно, речь не идет о модели «чистого разума» или роботе «без вредных привычек». Предполагаемая модель необходима для управления деятельностью персонала в конкурентной среде в условиях инновационного развития. Выделение интеллектуальной составляющей персонала нужно для моделирования с целью получения практически значимых результатов, способствующих развитию персонала современной организации.

Чистый интеллектуальный потенциал и сотрудника, и персонала являются переменными во времени (изменяются и качественно (например, повышение квалификации персонала), и количественно (например, изменение количества сотрудников). Для оценки временной динамики чистого интеллектуального потенциала персонала (DИПперс)необходима шкала коэффициентов,позволяющая сравнивать чистый интеллектуальный потенциал персонала разных лет с учетом, например, морального старения его составляющих, тогда DИПперс можно будет определять как:

, (3)

где at – коэффициент приведения разновременных ИПперс. к расчетному году,

t – порядковый номер года расчетного периода;

Т – число лет в расчетном периоде.

Интеллектуальный потенциал предприятия (ИПпред.) можно выразить в виде:

, (4)

где ПИА – потенциал интеллектуальных активов предприятия,

k – количество единиц интеллектуальных активов предприятия, учтенных предприятием в качестве таковых.

Аналогично выражению (3) выражение (4) можно представить в следующем виде:

, (5)

где bt – коэффициент приведения разновременных ИПпред. к расчетному году.

Одна из сложнейших проблем управления интеллектуальными ресурсами заключается в том, что интеллектуальный капитал предприятия, как правило, намного меньше интеллектуального потенциала предприятия, а значит не используется, представляет собой лишь потенциал, не вовлеченный в хозяйственный оборот.

Таким образом, специализированное функциональное значение неосязаемых (нематериальных) объектов, более конкретно выражающее их сущность можно представить в следующем виде:

- информация является потенциалом знания;

- знание в инновационной экономике тождественно по характеристикам капитальному ресурсу;

- человеческий потенциал формируется на основе человеческих способностей в совокупность человеческих способностей;

- человеческий капитал представляет собой реализованные человеческие способности;

- интеллектуальный потенциал составляет потенциал трудовых ресурсов, интеллектуальных активов;

- интеллектуальный капитал является той частью интеллектуального потенциала, которая вовлечена в хозяйственный оборот;

- интеллектуальные активы формируются из информационно-интеллектуальных продуктов и ресурсов;

- интеллектуальные ресурсы необходимо рассматривать в качестве наиболее современного фактора производства;

- интеллектуальная собственность определяет право собственности на объекты интеллектуальной собственности;

- нематериальные активы образуются как сумма условной репутации и деловых связей компании, а также прав, вытекающих из владения на правах собственника или лицензиата объектами интеллектуальной собственности.


Источники:

1. Бовин А.А. Интеллектуальная собственность: экономический аспект : учеб. пособие. / Бовин А.А., Чередникова Л.Е. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 216 с.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. – СПб. : Питер-Юг, 2001. – 288 с.
3. Вечканов Г.С. Современная экономическая энциклопедия. Трудовые ресурсы. – СПб.: «Лань», 2002. – 692 с.
4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М. : Норма, 2003. – 416 с.
5. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. – 2005. – С. 13-25.
6. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. – М. : ИВЭСЭП, 2000. – 168 с.
7. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. – М. : ИВЭСЭП, 2002. – 199 с.
8. Козлов А.И. Человеческий капитал в системе экономических категорий труда // Управление персоналом. – 2008. – № 9. – С. 49– 52.
9. Клюев А.В., Макаров Е.В. Социально-трудовой потенциал общества: структура и ресурсные возможности // Личность. Культура. Общество. – 2008. – С. 294-300.
10. Монастырский Е.А. Термины и определения в инновационной сфере // Инновации. – 2008. – №2. – С. 28-31.
11. Степанова Т.Е.Закономерности экономики, основанной на знаниях. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. – 336 с.
12. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. - М.: «Поколение», 2007. – 368 с.
13. Точеная Т.И. Менеджмент знаний в технологии формирования человеческого потенциала // Управление персоналом. - 2007. - №8. - С. 55-56.
14. Управление интеллектуальным капиталом / Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2007. – 552 с.
15. Шатилова Н.И. Трудовой потенциал работника : учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 399 с.
16. Экономика знаний / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. – СПб. : «Питер», 2003. – 528 с.
17. Яковлева Е.В. Интеллектуальная собственность: история, право, экономика, управление : монография / Е.В. Яковлева. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006. – 182 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:16:27