Оценка эффективности качества инновационного развития региона
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (43), Июль 2010
Цитировать:
Митрофанов Е.П. Оценка эффективности качества инновационного развития региона // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 7. – С. 116-121.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112941
Аннотация:
В статье рассматривается влияние информационных систем на качество инновационного развития предприятий в регионе за счет использования крупных и средних ИС. Приводятся характеристики наиболее значимых и распространенных ИС. Предлагается методика быстрого внедрения ИС для повышения качества инновационного развития.
Ключевые слова: инновационное развитие, информационные системы, управление бизнес-процессами, информационные системы управления, эффективность качества инновационного развития, качество инновационного развития
При определении качества инновационного развития региона важным вопросом является разработка методики оценки характеристик инновационного развития, которая может быть полезной при обосновании изменений на определенных рынках, циклов спадов и подъемов в экономике, роли инновационной деятельности в отраслевом или региональных разрезах и т.п. Качество инновационного развития характеризуется степенью удовлетворения потребностей инициатора появления инновации, определяемой в процессе создания инновации и удовлетворения потребностей конечных потребителей инновационного продукта за счет достижения наибольшей формализации процедур управления ресурсами предприятий в регионе посредством использования средств и методов автоматизации.
Фактически использование средств и методов автоматизации управления ресурсами предприятий в регионе посредством использования информационных систем (ИС) и информационных технологий – это эффективное управление деятельностью предприятия. С позиции оценки характеристик инновационного развития ИС отражают бизнес-процессы, происходящие на предприятиях региона. Соответственно, ИС влияют на бизнес-процессы предприятия, на котором они внедряются.
Крупные и средние информационные системы
По функциональности и масштабу влияния на качество инновационного развития предприятияИС делятся на крупные и средние (см. табл. 1). Выбор соответствующей категории ИС зависит от размеров предприятия. Крупные ИС предназначены для крупных предприятий региона с большим оборотом и сложными бизнес-процессами. Российские представители разработчиков крупных ИС имеют больший опыт, чем представители средних ИС. Это связано с тем, что в начале девяностых в России соответствующие инвестиции в развитие информационных систем и технологий могли позволить только крупные предприятия [2].
Таблица 1
Характеристики наиболее распространенных в России ИС, Используемых для повышения качества инновационного развития предприятий в регионе
Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА»
На российском рынке программного обеспечения все чаще появляются средние системы, которые рассчитаны на организации с количеством пользователей менее ста. Однако средние информационные системы могут внедряться в организациях любого размера. Но необходимо иметь в виду, что такие ИС более поверхностны, чем крупные. Если консультанты полагают о наличии резервов для повышения качества инновационного развития предприятий в регионе на базе внедрения ИС, то вполне можно начать с такой системы, т.к. она намного дешевле, ее установка требует меньше времени и проходит безболезненнее, что говорит о высокой вероятности успеха.
Консультанты рекомендуют внедрять средние системы и в том случае, если появляется необходимость в серьезных изменениях в бизнес-процессах предприятия, т.к. данные системы будет легче сконфигурировать для работы в новых условиях. Они оптимально приведут к формализации условий повышения качества инновационного развития на предприятии и автоматизации основных его бизнес-процессов. На выбор ИС влияет отношение производителя системы к российскому рынку и опыт работы в России.
При формировании ценовой политики следует знать, что за счет реинжиниринга бизнес-процессов, переподготовки кадров, переноса старых баз данных в новую систему стоимость внедрения увеличивается раза в два от стоимости лицензии. При этом на стоимость проекта влияет и продолжительность процесса внедрения ИС. Бывает, что на инсталлирование ИС в одной организации уходит до одного года. Принято считать, что цена услуг за внедрение ИС складывается из стоимости «железа» и ПО, но консультанты обычно не хотят работать в рамках указанной цены, т.к. на практике сумма заказа часто нарушается, причем не в пользу клиента. Как правило, внедрение ИС для повышения качества инновационного развития предприятия и автоматизации его бизнес-процессов – поэтапный проект. Желательно выделить наиболее важные для организации модули, которые могут быстро дать наибольший эффект, последовательно переключаясь на остальные.
Постоянный мониторинг результатов проекта внедрения ИС с точки зрения отслеживания в регионе достижения результатов повышения качества инновационного развития предприятий и автоматизации его бизнес-процессов со стороны руководства предприятия, а также четко отработанные проектные процедуры способствуют снижению степени риска внедрения ИС и оптимизации условий реализации бизнес-процессов предприятия [6].
Финансовая сторона вопроса
Точно подсчитать результат внедрения ИС трудно, калькуляция затрат является очень щекотливым вопросом. Практически невозможно подсчитать прямую окупаемость, т.к. после внедрения ИС оптимизируется внутренняя структура компании, снижаются сложноизмеримые транзакционные издержки. Если зарубежные специалисты предлагают не торопиться с выводами, связанных с изменениями в качестве инновационного развития предприятия от внедрения ИС, то на многих российских предприятиях просто появление соответствующей информации может сразу дать очень многое. Если раньше отсутствовала информации по многим вопросам, то сейчас есть реальная картина по всем параметрам производства. Система, давая аналитическую информацию, влияет на верность принятого управленческого решения. Просто организация в этом случае выходит на совершенно иной уровень работы, не смотря на то, что пользователи будут вынуждены потратить еще много времени на изучение всех возможностей системы [3].
Выводы
Актуальным остается вопрос, связанный с сокращением времени внедрения ИС, который можно решить за счет тех ИС, которые поддерживают методику быстрого внедрения. Предполагается, что при помощи данной методики ИС будут внедряться на предприятии в среднем за 90 дней. До сих пор организации покупали ПО по модулям и затем приглашали консультантов, чтобы их собрать. Согласно указанной методике, предприятие самостоятельно настраивается на готовое программное обеспечение. Такой подход способствует быстрой автоматизации около 80% необходимых бизнес-процессов. Для осуществления данного подхода сначала в информационной системе отбираются наиболее характерные бизнес-процессы, из которых выделяются основные и добавочные (без которых при желании можно обойтись) функции. Впрочем, информационный рынок, как и любой другой, обладает своей долей разнообразия и инерционности.
Источники:
2. Басовский Л.Е. Управление качеством / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Васильева Л. Методы управления инновационной деятельностью / Л. Васильева. – М.: КНОРУС, 2005.
4. Зинов В. Менеджмент инноваций / В. Зинов. – М.: Дело, 2005.
5. Никифоров А. Управление качеством / А. Никифоров. – М.: Дрофа, 2004.
6. Пилипенко А. Инновационная активность российских предприятий / А. Пилипенко. – М.: Маркет ДС, 2003.
7. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотяшева. – СПб.: Питер, 2005.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:52:41