Выбор стратегии развития для малых инновационных компаний
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (43), Июль 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112931
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены основные стратегии для малых инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией вузовских разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и прямая коммерциализация научных разработок вузов. Отдельно проанализированы проблемы, препятствующие развитию инновационных компаний и успешной коммерциализации вузовских научных разработок и технологий.
Ключевые слова: инновации, лицензирование, НИОКР, коммерциализация научных разработок, стратегический менеджмент, стратегии развития, коммерциализация, малые инновационные предприятия, трансфер технологий, проблемы создания инновационных компаний, уступка патентных прав, коммерциализация инновационных проектов
На сегодняшний день инновационная деятельность наряду с образовательной и научной является одной из важнейших задач современных вузов. В основе партнерства вузов с бизнесом лежит интеллектуальная собственность – ценнейший нематериальный актив вузов, результат их учебно-научной и технической деятельности. Одним из необходимых условий экономически эффективного использования интеллектуальной собственности является наличие активно действующей инновационной инфраструктуры в вузах, особенно в области коммерциализации технологий и управления интеллектуальной собственности.
Три основные стратегии
В рамках инновационной структуры создаются малые инновационные компании, происходит трансфер перспективных технологий и коммерциализация НИОКР.
Существуют три основные стратегии для малых инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией вузовских разработок и технологий. Это проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и, наконец, прямая коммерциализация научных разработок вузов.
Наиболее простой и хорошо проработанный это первый путь – проведение заказных НИОКР. Успешное проведение НИОКР по заказу промышленных компаний и предприятий может привести к созданию совместных лабораторий и далее – специализированных научно-образовательных и технологических центров в вузах. Примером такого сотрудничества может стать развитие взаимоотношений между Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и компанией «Русский алюминий», которое за 4 года прошло путь от небольшого договора с одной из научных групп химического факультета МГУ до создания совместной Лаборатории фундаментальных исследований проблем получения алюминия. Сейчас на базе этой лаборатории создается межфакультетский Учебный научно-технологический центр электрохимического материаловедения. Этот центр будет готовить специалистов мирового уровня, способных решать фундаментальные и прикладные научные задачи по созданию новых материалов и технологий для ведущих российских компаний и научно-исследовательских организаций.
Второй путь – лицензирование и уступка патентных прав. Этот путь является существенным источником доходов как для зарубежных университетов, так и для малых инновационных компаний. Анализируя в качестве опыта «Силиконовую долину» и оценивая американский опыт, необходимо отметить, что основу их высокотехнологичного сектора – составляет Стенфордский университет. Именно этот университет смог обеспечить не только научную и организационную поддержку тысячам фирм, но и, выступил эффективным собственником и управляющей компанией, развивая высокотехнологичные проекты [3].
Например, в патентном портфеле Массачусетского технологического института более 3 тысяч патентов, которые ежегодно приносят $50 млн дохода. В портфелях российских вузов сегодня от ноля до нескольких сотен «живых» патентов.
Основная причина такой ситуации – несовершенство законодательной базы, которая сегодня не позволяет вузам получать доходы от таких видов деятельности, как лицензирование и уступка патентных прав.
Текущую ситуацию должен был улучшить недавно принятый федеральный закон ФЗ-217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [4]. Однако данный закон столкнулся с рядом проблем применения ФЗ-217 на практике [1]:
В последнее время на федеральном уровне ситуация с созданием малых инновационных предприятий улучшается. Почти за полгода с момента принятия ФЗ-217 в 44 вузах, подведомственных министерству образования было создано 116 хозяйственных обществ с 881 рабочим местом. В целом же, по предварительным оценкам, 121 вуз готов открыть 925 предприятий и предоставить работу более 11 тысячам человек [4].
В МГУ им. М.В. Ломоносова за 2004-2009 годы создано более 90 малых инновационных компаний, которые занимаются прямой коммерциализацией НИОКР [5]. Главным образом компании создавались в области химии и новых материалов, биотехнологии и фармацевтики, экологии и рационального природопользования, производства научного оборудования.
Проблемы коммерциализации инноваций в вузе
Однако при создании инновационных компаний при вузах и дальнейшем развитии компании возникают некоторые проблемы. Основная проблема – отсутствие достаточного количества квалифицированных менеджеров и ученых, владеющих знаниями и навыками эффективной коммерциализации результатов учебно-научной деятельности, управления инновационными компаниями и проектами.
Одна из особенностей подготовки специалистов в сфере инновационного предпринимательства заключаются в том, что образование должно носить комплексный характер, и включать экономическую, правовую, финансовую, управленческую и техническую составляющие. Преподаватели должны иметь практический опыт реализации инновационных проектов, а в учебных курсах отражаться мировая практика инновационной деятельности.
Развитие современных форм образовательной и консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства, активизация программ международных стажировок и обмена опытом, повышение квалификации специалистов инновационной сферы, формирование партнерских отношений с ведущими зарубежными бизнес-школами, организация совместных программ в сфере инновационного предпринимательства – вот наиболее актуальные задачи для подготовки специалистов инновационной инфраструктуры на ближайшие годы.
Поэтому одной из важнейших задач университетской инновационной инфраструктуры является обучение специалистов малых инновационных компаний основам инновационного менеджмента, подготовка менеджеров высоких технологий.
Для этого в МГУ созданы и работают:
Третья проблема, препятствующая коммерциализации вузовских научных разработок и технологий, – это отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий. Для малых компаний, созданных на базе вузовских научных разработок и технологий, основными проблемами являются выход на рынок и невостребованность их продукта. Поэтому важнее предоставить налоговые льготы именно для предприятий, внедряющих у себя на производстве новые технологии, чем для компаний, такие технологии разрабатывающие. Если внедрение новых разработок и технологий будет предприятиям экономически выгодно, то и проблема выхода на рынок малых высокотехнологичных компаний будет во многом решена. Если же пойти по пути создания налоговых льгот только для инновационных компаний (особенно в условиях, когда законодательно сам термин «инновационная компания» не определен), то это может привести к возникновению большого количества псевдо-инновационных компаний, используемых в налоговых схемах, и, как следствие, к дискредитации самой идеи.
Выводы
Решение рассмотренных выше проблем позволит в полной мере реализовать научные результаты вузов на практике и, с одной стороны, обеспечить нашу промышленность новыми разработками и технологиями, а, с другой – обеспечить приток средств из материального производства в научную и образовательную сферу.
Источники:
2. Дьяченко О.Г., Карев С.А. Пути и проблемы коммерциализации вузовских технологий // Инновации. – 2007. – № 6 (104).
3. Иванова Н.И., Дынкин А.А. Инновационная экономика. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : «Наука», 2004.
4. Муравьева М., «Инновации в вузах: вялотекущий режим» ? [Электронный ресурс] // «Наука и технологии России – STRF.ru» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId=223&d_no=26759.
5. Отчет о деятельности Центра трансфера технологий МГУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ctt.msu.ru/reports.php.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
Страница обновлена: 22.09.2024 в 09:48:37