The system of indicators for measuring the intellectual capital of universities

Ekaterina Babenko, Ekaterina Kudryavtseva

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2010

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=13534972
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The article presents the structure of intellectual capital for the university on the basis of the Thomas Stewart’s model, developed universal system of indicators to measure the level of its development. Also inspected the algorithm of formation of this system and identified the benefits of its introduction in the university.

Keywords: intellectual capital, structure, system performance, highschool



Динамичное развитие теории интеллектуального капитала (ИК), наблюдаемое в последние годы, является отражением происходящих перемен в современной экономике: рост объема используемой информации, усложнение технологий, усиление зависимости конкурентоспособности компаний от эффективности использования имеющихся знаний и опыта.

На сегодняшний день одним из наиболее высокоинтеллектуальных секторов экономики является высшее образование. ИК имеет ключевое значение для выбора направлений стратегического развития любого высшего учебного заведения и во многом определяет качество предоставляемых образовательных услуг.

Понятие интеллектуального капитала нигде в мире не закреплено ни одним законодательным актом, однако в научной литературе достаточно часто встречаются различные определения ИК. Анализ существующих дефиниций ИК позволил выявить наиболее емкое его определение как «обозначение творческих возможностей организации по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции».

В настоящее время существуют различные подходы к определению детерминант ИК. Необходимо отметить, что их выбор носит индивидуальный характер и зависит от специфики деятельности организации, структуры ее интеллектуальных активов (явных и скрытых), ключевых факторов успеха в отрасли. Сформированная структура ИК должна соответствовать стратегическим, тактическим задачам и приоритетам организации.

Специфика деятельности вуза предполагает использование трехчастной структуры ИК, предложенной Томасом Стюартом (рис. 1). Детерминанты ИК, представленные на рисунке 1, наиболее полно и точно отражают специфику ИК вуза, делая акцент на самых значимых его составляющих.

Рис.1. Структура интеллектуального капитала по Т. Стюарту

Однако для анализа ИК недостаточно просто выделить его составляющие, необходимо их каким-либо образом измерить и оценить. Из существующих методов наиболее полным является «Scorecard Method» (SC), так как представляет собой диагностическую информационную систему и подразумевает разработку системы показателей (СП) для оценки составляющих ИК. Применение SC не предполагает денежной оценки интеллектуального капитала. Процесс разработки СП для вуза состоит в выполнении нескольких последовательных этапов:

  • формулирование цели разработки системы показателей, соответствующей стратегическим целям вуза и способствующей развитию его ИК;
  • составление развернутого перечня показателей для измерения уровня ИК вуза, состоящего из 59 показателей, распределенных по трем блокам в соответствие с классификацией Т. Стюарта: человеческого, потребительского и организационного (при составлении данного перечня были использованы нормативные документы и научные статьи);
  • представление развернутого списка экспертной группе с целью выделения наиболее значимых для деятельности вуза показателей;
  • определение итогового перечня показателей системы с последующим присвоением кода, единиц измерения и методики расчета.
  • Итоговая система показателей с описанием значения каждого показателя представлена в табл. 1.

    Таблица 1

    Система показателей измерения интеллектуального капитала вуза

    Данный метод измерения ИК позволяет определить проблемные зоны, необходимые направления совершенствования ИК, а также способствует разработке мер, направленных на увеличение значений конкретных показателей уровня ИК. Более того, СП позволяет комплексно изучать результаты, полученные от принятых мер путем анализа динамики показателей. Ключевым вопросом в измерении интеллектуального капитала с помощью предлагаемой системы показателей является способ задания контрольных или целевых значений. От этого зависит, относительно чего будет осуществляться измерение уровня развития ИК вуза. Применение системы показателей на практике с учетом ее качественной направленности и возникновения определенных проблем в процессе работы с системой (установление контрольных значений, доступность информации, неоднозначность оценки уровня интеллектуального капитала) позволяет говорить о ее реальной практической ценности.


    Страница обновлена: 16.04.2025 в 17:35:03