Построение алгоритма формирования структуры интеллектуального капитала в инновационной деятельности вуза
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (40), Апрель 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534974
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Интеллектуальный капитал является источником и результатом инновационной деятельности организаций высшего профессионального образования. В статье авторы выделяют основную задачу менеджмента вузов – идентификацию и систематизацию интеллектуальных активов и ресурсов с целью дальнейшего их использования в организации инновационных процессов и обеспечения дополнительных доходов.
Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуальный капитал, вуз, инновационное управление вузом, интеллектуальные активы, инновационный процесс, научные организации, интеллектуальные ресурсы, жизненный цикл знаний, организации высшего профессионального образования
Системообразующим элементом инновационных процессов вуза является научная деятельность, которая стимулирует процесс создания новшеств благодаря актуальным открытиям и генерированию новых знаний. Научно-исследовательская работа является частью профессиональной деятельности преподавателя, результаты которой получают воплощение как в учебном процессе вуза, так и в производственном процессе предприятий.
Отдельные результаты научной работы могут быть преобразованы в интеллектуальную собственность, другие – в интеллектуальные активы и ресурсы. Их совокупность представляет собой интеллектуальный капитал (ИК), являющийся источником дополнительных доходов вуза. Преобразование идей и знаний в новые виды интеллектуальных активов и ресурсов осуществляется в процессе жизненного цикла знаний, представленного на рис. 1.
Рис.1. Структура жизненного цикла знаний
Основной задачей менеджмента вуза является идентификация и систематизация интеллектульных активов и ресурсов на всех этапах жизненного цикла с целью дальнейшего их использования в организации инновационных процессов и обеспечения дополнительных доходов.
В исследованиях, посвященных изучению ИК, учеными выделяются, как правило, устоявшиеся структурные элементы: человеческий, структурный и рыночный капитал. Однако выделение каких-либо элементов в структуре интеллектуального капитала должно основываться, прежде всего, на принципе соответствия стратегическим целям организации в области инновационного развития.
Таким образом, с целью формирования структуры ИК необходимо определить направления деятельности вуза, использующие результаты научно-исследовательской работы, идентифицировать интеллектуальные ресурсы и активы, формируемые и используемые в рамках данных направлений, а также оценить степень их участия в формировании дополнительных доходов. Конечным этапом данного процесса будет включение интеллектуальных активов и ресурсов в структуру ИК вуза.
Определение направлений деятельности вуза, основанных на результатах научной работы, проводилось на основе анализа трудов уче ых, посвященных изучению особенностей
систем образования разных стран [1, 2, 3 ,4]. На сегодняшний день приоритетным направлением развития вузов является формирование комплекса исследовательских университетов. В России данный процесс только начинается. В странах ЕС разрабатывается новая структура исследовательских университетов в рамках Европейского института технологий, в которую наряду с исследовательскими университетами войдут вузы, не получившие данного статуса. Данная структура предложена с целью «углубления связей между университетами на основе многосторонних контрактов» и «предотвращения утечки высококачественного человеческого капитала из заведений партнеров» [1].
Иванюк И.А. [2] отмечает, что при значительной роли исследовательской работы в вузах Англии, Германии, Франции и США особое внимание уделяется прикладным образовательным программам, которые «в большей степени ориентированы на развитие профессиональных навыков и их дальнейшее использование в конкретных сферах человеческой деятельности». Кроме того, французская модель образования предусматривает разделение научной деятельности на «науку внутри» и «науку вне» вуза, что «активизирует работу в направлении профессионализации образования».
Отдельным направлением, основывающимся на использовании результатов научной работы, является консалтинговая деятельность, которая предусматривает оптимизацию бизнес-процессов предприятия посредством использования различного рода инноваций с учетом специфики бизнеса.
Следует также отметить, что высшие учебные заведения, являясь участниками рынка образовательных услуг, представляют собой предпринимательские организации, управление которыми предполагает знание новейших результатов научно-практических достижений в сфере менеджмента и маркетинга.
Следовательно, деятельность высшего учебного заведения может быть сгруппирована по четырем направлениям: научная, образовательная, консалтинговая и административная, в соответствии с которыми необходимо идентифицировать те интеллектуальные активы и ресурсы, которые непосредственно влияют на усиление конкурентных позиций вуза и, как следствие, увеличение доходов. С этой целью была разработана матрица формирования ИК вуза, в которой интеллектуальные ресурсы и активы идентифицировались в соответствии с принадлежностью к человеческому, структурному и рыночному капиталу, а также выделенными нами направлениями деятельности вуза.
На основе матрицы был проведен аудит интеллектуальных активов и ресурсов на примере Тверского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики с целью оценки степени их значимости для организации эффективной работы соответствующего направления посредством опроса заведующих кафедрами, руководителей учебных подразделений, преподавателей-консультантов и дирекции вуза. Анкеты разработаны нами таким образом, чтобы представители разных направлений деятельности вуза могли оценить интеллектуальные активы и ресурсы всех направлений, это позволит выявить наиболее полный состав ИК вуза.
На основе проведенного опроса были систематизированы наиболее значимые интеллектуальные активы (ИА) и ресурсы (ИР) по каждому направлению деятельности вуза и предложены для оценки экспертной группе, в которую вошли представители кафедр, структурных подразделений и дирекции филиала. В ходе оценки определялась степень влияния того или иного элемента ИК на формирование будущих доходов. По результатам проведенной работы интеллектуальные активы и ресурсы, имеющие высокий весовой коэффициент (К=0,8 и более), могут быть отобраны для включения в структуру ИК вуза. Однако оценка реального состояния данных элементов в баллах показала, что не все элементы соответствуют должно му уровню (N=3 балла и более), в связи с чем взвешенная оценка оказалась невысокой, а, следовательно, их использование в качестве элементов ИК на данном этапе нецелесообразно.
С целью выявления причин неудовлетворительного состояния некоторых элементов ИК предлагается проводить анализ жизненного цикла знаний организации, позволяющий установить, на каком этапе формируется тот или иной актив (ресурс), а также выявить причины, в результате которых данный актив (ресурс) использовался неэффективно. На основе результатов анализа жизненного цикла знаний определяются мероприятия по совершенствованию процесса формирования и использования ИК.
Таким образом, предложенный нами механизм формирования структуры ИК можно представить в виде следующего алгоритма (рис. 2).
Рис. 2. Концептуальный подход механизма формирования структуры интеллектуального капитала
Структура интеллектуального капитала, сформированная в соответствии с предложенным алгоритмом, является подвижной и гибкой. Это обусловлено изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде организации, которые предопределяют степень значимости тех или иных элементов ИК и, как следствие, отказ от нерентабельных активов и ресурсов и формирование новых, соответствующих рыночным перспективам.
Источники:
2. Иванюк И.А. Рыночный механизм воспроизводства интеллектуального капитала: Дис. … д.э.н.: 08.00.01. – М., 2004.
3. Коверников Я.Б. Критерии исследовательского университета: практика США / Я.Б. Коверников, К.К. Архипова, Д.А. Хитяева // Совет ректоров [Электронные текстовые данные]. – Режим доступа: http://www.sk.edu3000.ru.
4. Roger G.Noll Challenges to Research Universities / Roger G.Noll, Wesley Cohen, William Rogerson, Linda R. Cohen. Brookings Institution Press, 1998.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:09