Модели оценки инновационных проектов в креативной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (36), Декабрь 2009
Цитировать:
Ярошук М.П., Батьковский М.А., Булава И.В. Модели оценки инновационных проектов в креативной экономике // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 12. – С. 41-49.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12990323
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В современных условиях особую актуальность при разработке программы инновационного развития любой экономической системы приобретает проблема оценки входящих в ее состав инновационных проектов. Рассматривается решение следующих задач: оценка выгодности каждого из проектов, сравнение проектов и выбор лучшего из них.
Ключевые слова: креативная экономика, инновационные проекты, оценка, эффективность, эффективность инновационного проекта
При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей должно осуществляться путем приведения их к ценности в начальном периоде с помощью, так называемого, метода приведенной стоимости, или дисконтирования, то есть приведения затрат и результатов к одному моменту времени.
Приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов целесообразно производить путем их умножения на определенный норматив, который в рыночной экономике каждая экономическая система устанавливает либо на уровне процентной ставки , либо как норматив рентабельности инвестиций .
Оценка эффективности проектов должна обеспечить выбор самого качественного из них для включения его в программу инновационного развития экономической системы. При сравнении инновационных проектов необходимо соблюдать принцип системного подхода и учитывать важнейшее свойство систем - эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от реализации комплекса мероприятий всей инновационной программы и величины эффектов от раздельного их проведения.
Эффективность инновационных проектов определяется их способностью сберегать соответствующее количество труда, времени и других ресурсов в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов производимых продуктов и услуг.
Сформировав программу инновационного развития экономической системы, необходимо оценить прогнозируемый эффект от ее реализации. В качестве прогнозируемого эффекта на -м шаге (этапе) его реализации можно рассматривать динамику денежного потока (бюджета проекта).
При осуществлении различных мероприятий проекта происходит приток и отток денежных средств. Разность между ними (поток денежных средств) будет равна:
, (1)
где - мероприятия инновационного проекта.
Эффект годовой от реализации проекта в течение года определяется как превышение годовых доходов бюджета проекта () над его годовыми расходами ():
, (2)
Интегральный эффект от реализации проекта рассчитывается как сумма дисконтированных прогнозируемых годовых эффектов, то есть превышение прогнозируемых интегральных доходов проекта над интегральными расходами .
В том случае, если точно известны вероятности различных условий осуществления инновационного проекта, ожидаемый интегральный эффект должен рассчитываться по формуле математического ожидания:
, (3)
где - ожидаемый интегральный эффект проекта;
- интегральный эффект при -м условии реализации;
- вероятность реализации проекта.
В общем виде расчет ожидаемого интегрального экономического эффекта от реализации инновационного проекта предлагается осуществлять по формуле:
, (4)
где и - наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям;
- специальный норматив для учета неопределенности эффекта, характеризующий систему предпочтений экономической системы в условиях неопределенности (обычно он равен 0,3).
При формировании программы инновационного развития экономической системы путем включения в нее наиболее эффективных инновационных проектов необходимо учитывать, что эффективность программы не будет равна сумме эффективностей включенных в нее проектов.
Как правило, эффективность инновационной программы в подавляющем большинстве случаев оценивается не одним, а несколькими показателями, которые представляют собой функционалы, зависящие от значений ряда параметров.
Обозначим через значения параметров инновационной программы и определим согласно ее предельным характеристикам ограниченное пространство параметров, для которого выполняются следующие условия:, .
Если считать, что структура программы задана, то показатели эффективности могут быть представлены в виде функций от параметров , то есть: , .
Соответственно, совокупность значений следует рассматривать как систему из величин, определенных некоторой структурой на множестве вариантов реализации инновационной программы.
Учитывая сложность инновационной программы как объекта управления аналитические зависимости показателей оценки эффективности от исследуемых параметров (факторов, определяемых характеристиками входящих в нее инновационных проектов) можно выразить эмпирически в виде приближенных зависимостей, определяемых методом линейного регрессионного анализа.
В этом случае аналитическое выражение показателей эффективности будет иметь следующий вид:
, (5)
где коэффициенты аналитической модели определяются методом наименьших квадратов на основе статистических или экспертных данных.
Для сравнения различных вариантов инновационной программы полученные показатели следует обезличить путем нормирования. Определим правила нормирования минимизируемого показателя.
Для нормированных значений x минимизируемого показателя справедливы следующие соотношения:
, если ;
, если ;
, если ;
, если ;
, если .
Аналогичным образом устанавливаются правила нормирования для максимизируемых показателей эффективности:
, если ;
, если ;
, если ;
, если ;
, если .
Формализуем в этом случае задачу определения эффективности инновационной программы.
Пусть рассматриваемые варианты программы характеризуются совокупностью показателей эффективности , которые являются функциями параметров .
Для удобства сравнения различных показателей эффективности разных вариантов инновационной программы и выбора из них оптимального перейдем к вектору нормированных значений показателей . Тогда каждому варианту эффективности будет соответствовать вектор нормированных значений .
Вариант программы, удовлетворяющий ограничениям на область допустимых значений, то есть условиям
(6)
,
называется допустимой инновационной программой по эффективности.
При этом предполагается, что в условиях (88) первые показателей являются максимизируемыми, следующие () показателей относятся к минимизируемым, а последние () показателей - с двухсторонними ограничениями.
Нормированные показатели можно представить в виде: , .
При прямом сравнении вариантов инновационной программы может возникнуть ситуация, когда по одним показателям какой-то вариант программы лучше другого, а по другим - хуже. В этом случае предлагается использовать критерии, основанные на принципе приоритета одного показателя эффективности перед другим.
При этом предполагается, что влияние каждого показателя на обобщенный показатель эффективности зависит не только от его нормированного значения, но и от некоторого весового коэффициента , характеризующего степень его важности.
Тогда обобщенный показатель эффективности может быть представлен в виде функции от нормированных значений локальных показателей и их весовых коэффициентов . Обычно значения весовых коэффициентов выбираются методом экспертных оценок при соблюдении условия .
Исходя из этого в качестве обобщенной оценки можно использовать показатель следующего вида:
(7)
Применение формулы (89) позволяет выбрать наиболее эффективный вариант программы инновационного развития экономической системы. Лучшим будет считаться тот вариант, для которого показатель имеет наибольшее значение.
При разработке программы инновационного развития экономической системы важнейшей проблемой является детализация наиболее общих задач, на решение которых ориентирована экономическая система, до конкретных целей инновационного развития, основные среди которых - максимизация прибыли и обеспечение конкурентных преимуществ в стратегической перспективе.
В свою очередь данные цели также подвергаются дальнейшей конкретизации путем иерархического разбиения их на более подробные, частные цели, результатом чего является построение многоуровневой системы целей на основе использования методики дерева целей.
Цели каждого -ого уровня иерархической системы целей являются, с одной стороны, целями для нижележащего ()-гo уровня, а с другой - средством достижения целей вышележащего, ()-го уровня. При этом структуризация и разработка многоуровневой системы целей программы инновационного развития экономической системы – сложная задача, поскольку их иерархия зависит от степени формализованности проблемы и структура целей может изменяться.
В процессе формирования многоуровневой иерархической системы целей инновационного развития экономической системы для количественной оценки различных инновационных проектов, их сравнения и выбора из них оптимальных целесообразно использовать коэффициенты значимости, определяющие роль любой цели уровня в достижении цели уровня . При этом, конкретизируя цели, необходимо дойти до уровня задач, отличающихся возможностью их количественных оценок. Наиболее приемлемы для комплексной оценки программы инновационного развития экономической системы методы динамического моделирования, так как они позволяют:
- описать возможную динамику процессов инновационного развития экономической системы, определяемую реализацией принимаемых в рамках данной программы решений и анализировать их влияние на показатели, характеризующие различные аспекты инновационной деятельности;
- при разработке моделей решения отдельных задач учесть значительное число показателей, характеризующих инновационное развитие экономической системы;
- в процессе моделирования определять обратные связи, выражающие причинно-следственные взаимосвязи между переменными и константами, соответствующими показателям инновационного развития экономической системы;
- определить правила, позволяющие принимать инновационные решения с учетом всех основных условий инновационного развития экономической системы.
Проекты инновационного развития должны включать расчеты всех основных технико-экономических показателей, сравнение которых позволяет количественно и качественно оценить альтернативы инновационного развития экономической системы.
Источники:
2. Хрусталев Е.Ю., Батьковский М.А., Кушнер А.В. Моделирование инновационной стратегии высокотехнологичного предприятия. –
ОПИПМ № 1, 2008.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:15:53