Управление интеллектуальным капиталом наукоемкого сектора

Галкина М.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (36), Декабрь 2009

Цитировать:
Галкина М.А. Управление интеллектуальным капиталом наукоемкого сектора // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 12. – С. 66-71.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12990327
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современных условиях инновационного развития российской экономики изменяются процессы хозяйствования организаций, их управление приобретает направления интеллектуализации, где значительным фактором выступает интеллектуальный капитал. В данной статье определены основные подходы к эффективному управлению интеллектуальным капиталом инновационного предприятия, предложена модель управления.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, наукоемкие предприятия, управление инновациями



Актуальность управления интеллектуальным капиталом предприятия определяется спецификой инновационных процессов научно-технической деятельности, проведения опытно-конструкторских работ. А это в значительной степени осуществляется по средствам интеллектуальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Превращение интеллектуальных ресурсов в интеллектуальный капитал и эффективное управление им позволяет ускорять процессы производства, выявлять и распространять информацию и опыт, создавать условия для использования и передачи знаний внутри организации, что дает импульс инновационной деятельности предприятий.

Новая парадигма управления предприятием содержит:

  • инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца;
  • понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации, создание условий для реализации его потенциала;
  • развитие организационной культуры и эффективных коммуникаций;
  • участие всех членов организации в процессе постановки цели, выработки миссии, контроле над результатом [1, с.26-27].
  • Управление интеллектуальным капиталом предприятия не дублирует функции маркетинга, финансового и производственного управления, управления персоналом и НИОКР, а представляет собой организацию и планирование внутрифирменных информационных потоков, проектирование и формирование баз знаний, анализ и оценку реальной стоимости интеллектуальных продуктов, подготовку и выведение интеллектуальных продуктов предприятия в рыночный оборот.

    Как показывает зарубежный опыт, для управления интеллектуальным капиталом необходим отлаженный организационно-правовой механизм, элементами которого являются преимущественно организационные структуры, обеспечивающие трансфер технологий.

    По мнению автора, эффективное управление интеллектуальным капиталом предприятия должно представлять собой комплексный подход, включающий систему оценки и управления интеллектуальным капиталом.

    Как отмечает ряд авторов, в частности Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём, под управлением интеллектуальным капиталом следует понимать размещение и использование ресурсов интеллектуального капитала, а также управление ими и их трансформацией (в другие ресурсы интеллектуального капитала или в традиционные экономические ресурсы) с целью максимизации текущей ценности организации в глазах заинтересованных сторон [2, с.34].

    Однако если рассматривать ресурсный подход и его влияние на результаты деятельности, то возникают сложности определения вклада каждого ресурса, так как они взаимосвязаны. Например, новейшая технология мало чего стоит без знаний и компетенций, необходимых для ее применения, а самые последние представления и знания о том, как работать с новой технологией, бесполезны, если у пользователей нет доступа к самой технологии [3, с.312-325].

    Нематериальные активы часто интегрируются в материальные или в труд, что приводит к интенсивному взаимодействию между ресурсами в процессе создания ценности [4, с.23].

    Таким образом, необходимы инструменты для фиксирования взаимодействия ресурсов, их сложной трансформации.

    Процесс управления интеллектуальным капиталом ориентирован на управление сложными аспектами такими, как процессы, бренды, интеллектуальная собственность, отношения и компетенции. Он включает:

    - формирование целей, стратегий и задач по развитию предприятия;

    - разработку плана действий по их реализации;

    - систематический контроль, измерение качества результатов интеллектуальной деятельности;

    - принятие корректирующих мер.

    Согласно Л.И. Лукичёвой, процесс управления интеллектуальным капиталом представляет собой совокупность действий и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного планирования, организации и контроля процессов формирования, развития и использования интеллектуального капитала предприятия, а также мотивации процессов его накопления и умножения.

    При этом целью управления интеллектуальным капиталом предприятия выступает достижение максимального результата от использования интеллектуального капитала при минимизации затрат на него, возникающих на различных стадиях разработки и реализации наукоемкой продукции [5, с.136]. По мнению автора, в предложенной трактовке следует отметить, что цель управления интеллектуальным капиталом состоит в аккумулировании интеллектуального капитала, выявлении и распространении информации и опыта, создании условий распространения и передачи знаний.

    Управление осуществляется в рамках общей стратегии развития предприятия, включающей направления научно-технологического развития предприятия, формирование и совершенствование организационной корпоративной структуры, коммерциализации интеллектуального продукта, обеспечение надежного использования интеллектуальной собственности, создание условий воспроизводства, мотивации и управления человеческих ресурсов.

    Однако для эффективного управления интеллектуальным капиталом наукоемкого предприятия применяются несколько стратегий, которые результативно формируют и используют знания в рамках одного из видов интеллектуального капитала (человеческого, структурного и потребительского), предполагают достижение положительного эффекта от взаимодействия между двумя различными видами интеллектуального капитала и с учетом одновременного взаимодействия всех элементов интеллектуального капитала.

    Таким образом, стратегии направлены либо на обмен знаниями в рамках одного вида интеллектуального капитала для его непосредственного увеличения, либо на эффективный перенос знаний из одного вида интеллектуального капитала в другой.

    Главную роль в управлении интеллектуальным капиталом предприятия играет процесс принятия и реализации решений, осуществляемый при использовании различных методов, учитывающих состояние и влияние внешних и внутренних факторов среды предприятия.

    Выделим основные этапы управления интеллектуальным капиталом:

  • Формирование информации о требованиях рынка к продукции, о возможностях основных конкурентов по средствам маркетинга.
  • Информирование персонала о требованиях рынка и выявление его способностей.
  • Трансформация неявных знаний в явные (создание базы данных).
  • Обеспечение процесса производства интеллектуального капитала.
  • К критериям оценки эффективности управления интеллектуальным капиталом относятся задачи и этапы его управления, а именно уровень состояния ресурсов организации: инновационная активность, инвестиционная привлекательность, развитие человеческих и инфраструктурных ресурсов (полнота использования информационных технологий), удовлетворенность потребителей, деловая репутация, мобильность.

    Эффективность управления интеллектуальным капиталом малого инновационного предпринимательства определяется качеством управления его созданием, наращиванием, преобразованиями и реализацией в процессе инновационной деятельности [6, с.28]. При этом показателями эффективности управления являются:

    - чистая прибыль, получаемая организацией в результате инновационной деятельности за определенный период времени и характеризующая действенность интеллектуального потенциала, его активность;

    - уровень интеллектуального потенциала, достигнутого организацией за определенный период времени, определяющий состояние и потенциальные возможности интеллектуального капитала в процессе инновационной деятельности.

    Рассматривая различные позиции исследования управления интеллектуальным капиталом организации, автор предлагает модель управления интеллектуальным капиталом инновационного предприятия (см. рис. 1).

    Характерной особенностью данной модели является множество преобразований инновационных процессов при реализации стратегий и концепций эффективного развития предприятия, что позволяет им быть мобильными, учитывать интересы потребителей и динамично осваивать новые направления. При этом необходимо выстраивать слаженную систему взаимодействия всех подразделений, планировать и прогнозировать этапы этой системы.

    Рис. 1. Модель управления интеллектуальным капиталом предприятия

    В заключении хотелось бы отметить, что качество и эффективное управление интеллектуальным капиталом наукоемкого предприятия определяет уровень инновационной активности, конкурентоспособности высокотехнологичной продукции и гарантирует стабильность. Поэтому необходимо целенаправленное создание, поддержание и развитие системы управления им.

    Для этого следует обеспечить:

    - развитую корпоративную культуру, активный процесс обмена опыта и профессиональных знаний сотрудников с целью постоянного увеличения человеческого капитала организации, предусмотрев систему мотиваций;

    - условия для качественного обмена информации посредством надежной технической инфраструктуры, то есть следует повысить эффективность структурного капитала;

    - результативную трансформацию человеческого капитала в технологический процесс создания интеллектуально-инновационной продукции.

    Управление интеллектуальным капиталом – это важный путь организаций для инновационного развития и достижения конкурентных преимуществ.


    Источники:

    1. Бурганова Л.А. Теория управления. – М.: ИНФРА – М., 2007. – 270 с.
    2. Руус Й., Пайк С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ.; под ред. В.К. Дерманова – 2-е изд. – СПб.: Высшая школа менеджмента», 2008. – 436 с.
    3. Marr B., Schiuma G., Neely A. The dynamics of value creation: Mapping your intellectual performance drivers // Journal of Intellectual Capital. – 2004. – № 5(2). – P. 312-325.
    4. Lev B. Intangibles: Management, Measurement, and Reporting. – Washington, The Brookings Institution, 2001.
    5. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учебное пособие / Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2009. – 551 с.
    6. Егоров В.В. Анализ зарубежного опыта организации системы управления интеллектуальным потенциалом // Материалы научно-практической конференции. – М.: МГУУ, 2004. – 320 с.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:01:02