Models of consumer behavior in the consumer market
Download PDF | Downloads: 28 | Citations: 8
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 / August, 2009
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=12846958
Cited: 8 by 07.12.2023
Abstract:
The author considers the model of consumer behavior in the consumer market. Particular attention is paid to the marketing model and influence of its factors on consumer behavior, which are summarized in the formulas, diagrams and tables. The material is designed for managers and staff of marketing services, readers who are interested in improving methods of goods promotion.
Keywords: consumer behavior, consumers, models of consumer behavior, marketing factors, market of computer technology
Обострение конкурентной борьбы за потребительские рынки приводит к тому, что ныне требуются нестандартные маркетинговые решения, которые обеспечат конкурентоспособность и конкурентные преимущества организации. Еще 10-15 лет назад конкуренция выражалась в борьбе компаний между собой, в данный момент борьба идет за конечного потребителя, компании находятся в постоянном поиске эффективных маркетинговых инструментов воздействия на потребительское поведение. Сегодня рыночной силой обладают не производители и поставщики товаров, а потребители - в силу выражения своей приверженности торговой марке, лояльности. Следовательно, знание моделей покупательского поведения и процессов принятия решения о покупке является залогом успешной деятельности организации на конкурентном рынке.
В теории и практике маркетинга для обозначения покупательского поведения используют такие понятия, как «потребители», «поведение потребителей», «приобретение», «потребление», «освобождение», и ряд других определений. Ф. Котлер определяет потребителей как субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность в том, или ином виде товара (услуги). Ими могут быть как конечные потребители, покупающие товар для удовлетворения собственных потребностей, так и посредники, приобретающие товар для перепродажи. Р. Блэкуэлл, П. Миниард и Дж. Энджел отмечают, что поведение потребителей - это действия, предпринимаемые людьми при приобретении, потреблении товаров и услуг и избавлении от них. В свою очередь приобретение – это действия, ведущие к покупке и включающие покупку или заказ продукта, потребление - это приобретение и использование продуктов, услуг, идей, а освобождение - это процесс избавления от товара и его упаковки. Существует и ряд других определений этого термина: поведение потребителей - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен. Или, например, поведение потребителей – это совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.
Таким образом, можно сделать вывод, что поведение потребителей – это не только действия потребителей, но и внутренний процесс предшествующий действиям: мысли, чувства, желания и т.д. людей вовлеченных в приобретение/потребление товаров, услуг или идей, ведущие к удовлетворению изначально определенных потребителем потребностей.
По мере насыщения рынка, с ростом количества продавцов, предлагающих практически аналогичные товары, возникновением специфических потребностей принятие множества решений в деятельности предприятий перестало зависеть от непосредственных контактов с покупателями. Возросло значение моделирования поведения покупателя. Исследуя данную тему, мы проанализировали три модели покупательского поведения: экономическую, социологическую и психологическую.
Экономическая модель основана на предположении о том, что покупатель рационален и последователен в совершаемых действиях. При принятии решения о покупке потребитель руководствуется прагматическими соображениями в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товаров. Наиболее существенными факторами экономической модели являются уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и т.д.
Социологическая модель базируется на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет общественная среда, которая окружает человека или к которой он хотел бы принадлежать. К факторам данной модели относятся культура, социальные классы, референтные группы, семья, роли и статусы.
Психологическая модель учитывает приоритетное влияние на покупательское поведение следующих факторов: типа личности; самомнения (самооценки и самопредставления); восприятия внешнего мира; жизненного опыта; установок и убеждений. То, как человек относится к себе и окружающему миру, говорит о том, каким образом будет складываться его покупательское поведение. Факторы такого рода влияют на выбор потребителя и могут затрагивать все этапы принятия решения о покупке, начиная с осознания потребности и заканчивая реакцией на покупку.
Усиление ориентации на потребителя повлекло за собой формирование структуры маркетинга отношений, целью которой является лояльность потребителей, что привело к изменению моделей покупательского поведения. Нами была разработана модель, отражающая влияние на потребителей маркетинговых факторов.
Маркетинговая модель основана на предположении, что на поведение потребителей можно влиять с помощью комплекса маркетинга, а именно коммуникаций, тем самым привлекая новых потребителей и увеличивая число лояльных потребителей. Потребность человека может быть искусственно актуализирована с помощью правильно поданной информации, К факторам данной модели относятся: люди (обслуживающий персонал) (people), товар (product), цена (price), место продажи (place), продвижение (promotion). Схематично модель представлена на рис. 1.
Рис. 1. Маркетинговая модель покупательского поведения
Обозначим маркетинговую модель – M, факторы потребителя – Fп, а факторы влияния – комплекс маркетинга – fк.м. Таким образом, маркетинговую модель можно описать следующей математической формулой:
M = ∑Fп + fк.м. (1)
Отсюда комплекс маркетинга fк.м. равен сумме факторов влияния на процесс принятия решения о покупке; в нашем случае равен сумме влияния стоимости товара, места продажи товара, средств продвижения товара, работы обслуживающего персонала и самого товара, его комплектации, качества, функциональности, назначения и т.д.:
fк.м.= f1+ f2+ f3+ f4+ f5 (2)
Кратко рассмотрим влияние каждого отдельного маркетингового фактора на поведение потребителей:
1. Люди (people) – речь идет о торговом персонале, хотя многие современные продавцы не вмешиваются в процесс выбора товара покупателями, большая часть потребителей воспринимают компетентных и готовых помочь сотрудников магазина как важный для выбора фактор. От того, насколько высока мотивация продавца, насколько он является профессионалом в своей деятельности, зависит и поведение потребителя, его лояльность.
2. Товар (product) – глубина, широта и качество ассортимента товаров часто определяют выбор потребителем конкретного магазина. Ассортимент должен в полной мере удовлетворять потребности конкретной целевой аудитории, ниши потребителей, для достижения потребительской лояльности и стимулирования к повторным покупкам.
3. Цена (price) – потребители предпочитают цены, которые не выходят за пределы приемлемого диапазона (вкупе с другими предпочтительными атрибутами). Большое значение в определении цены в покупательских предпочтениях имеют особенности самих потребителей, их поведенческие особенности.
4. Место (place) – местоположение приобретения товара воспринимается большинством потребителей как с точки зрения расстояния, так и с точки зрения времени и удобства. Чтобы товар стал интересен потребителю, он должен оказаться там и тогда, где он необходим.
5. Продвижение (promotion) – средства продвижения – маркетинговые коммуникации информируют потребителей о товаре, создают интерес к товару, привлекают внимание, раскрывают достоинства незнакомых потребителям товаров (марок), стимулируют потребителей на повторные покупки.
Рассмотрим оценку факторов влияния на покупательское поведение на примере рынка компьютерной техники для выявления наиболее значимых факторов в процессе принятия решения о покупке. При тестировании потребителей компьютерной техники методом ранжирования были получены результаты интенсивности влияния на процесс принятия решения о покупке, эффективности средств маркетинга (табл. 1).
Таблица 1
Оценка факторов влияния на покупательское поведение потребителей компьютерной техники
Участник
|
Факторы влияния
| ||||
Люди (обслуживающий персонал)
(people) |
Товар (product)
|
Цена (price)
|
Место (place)
|
Продвижение (promotion)
| |
n
|
m
|
m
|
m
|
m
|
m
|
Итого (сумма)
|
50
|
65
|
57
|
53
|
79
|
Средний балл
|
2,78
|
3,61
|
3,17
|
2,94
|
4,39
|
Место в ряду
|
5
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Рис. 2. Оценка факторов влияния на покупательское поведение
Тестирование потребителей в возрасте от 22 до 53 лет с разным социальным статусом и образом жизни (со шкалой ранжирования 1-5 баллов) проходило в салоне компьютерной техники «НЭТА» города Новосибирска. По результатам проведенного тестирования можно провести ранжирование по значимости факторов влияния на процесс принятия решения о покупке. Можно заметить, что продвижение является наиболее значимым фактором влияния на процесс принятия решения о покупке, так как оно позволяет потребителю получить необходимую информацию о продукте и провести сравнительный анализ предложений компаний конкурентов. На втором месте по значимости стоит сам продукт (товар). Можно предположить, что это связано с тем, что компьютерная техника относится к долгосрочным покупкам. Таким образом, потребители, как правило, ответственно подходят к выбору самого товара. На последнем и предпоследнем местах стоят люди (обслуживающий персонал) и место покупки, этот низкий показатель также можно объяснить спецификой продукта и долгосрочным его использованием, а также достаточно высокой стоимостью. Таким образом, если оказывать влияние на покупательское поведение с помощью факторов продвижения, то велика вероятность увеличения числа лояльных потребителей.
Еще можно предположить, на каких этапах принятия решения о покупке наиболее явно сказываются факторы влияния. На рисунке 1 количество «+» отображает важность рассматриваемого этапа принятия решения о покупке.
Итак, факторы маркетинговой модели оказывают наибольшее влияние на этап решения о покупке и этап поиска информации, так как по большей части информируют потенциальных потребителей и стимулируют их к совершению покупки. Все модели покупательского поведения отражают факторы выбора потребителем тех или иных товаров и играют огромную роль в управлении процессом принятия решения о покупке конечным потребителем. Важно знать, что маркетинговая модель более современна и реально адаптирована к потребительскому рынку, ибо ориентирована непосредственно на потребителя и более полно описывает его поведение и учитывает его потребности, что ведет к устойчивому формированию лояльности.
Страница обновлена: 22.04.2025 в 21:23:56